Дело №2-21/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2014 года пос. Урмары
Урмарский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Соловьевой К.А.,
при секретаре Кузьминой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Руссковой Р.В. к Отделу социальной защиты населения Урмарского района КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки Минздравсоцразвития Чувашии» и КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки Минздравсоцразвития Чувашии» о признании права на ежемесячную денежную компенсацию членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего при исполнении воинской обязанности,
установил:
Русскова Р.В. обратилась в суд с иском к ответчикам о признании за ней права на ежемесячную денежную компенсацию как члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего при исполнении воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Свой иск она мотивируют тем, что ранее ей выплачивалась указанная компенсация, однако с (дата) выплата этой компенсации приостановлена, а решением отдела социальной защиты населения Урмарского района ЧР от 01 октября 2013 года выплата компенсации прекращена со ссылкой на то, что в соответствии с законодательством денежная компенсация выплачивается в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы. В представленных ею документах указано, что ее сын ГОЮ погиб при исполнении служебных обязанностей и данные документы не подтверждают факт того, что он погиб при исполнении обязанностей военной службы. Такое решение ответчика считает незаконным, так как ее сын ГОЮ был призван осенью (дата) года на действительную срочную военную службу Урмарским РВК Чувашской Республики, которую проходил в воинской части № сержантом срочной службы и погиб (дата) при исполнении служебных обязанностей, выполняя воинский долг перед Родиной. Следовательно, ее сын ГОЮ выполнял воинский долг перед Родиной, исполняя обязанности военной службы. Поэтому просит признать незаконным решение начальника отдела социальной защиты населения Урмарского района ЧР от (дата) о прекращении ей выплаты ежемесячной денежной компенсации как члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего, признать за ней право на указанную компенсацию и обязать ответчика назначить ей выплату этой компенсации со дня приостановления выплаты, то есть с (дата). В дополнении и уточнении иска она просит обязать КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки Минздравсоцразвития Чувашии» назначить указанную выплату с момента ее приостановления, то есть с (дата).
В суде представитель истицы по доверенности Ефимова Л.Н. иск поддержала в полном объеме по изложенным основаниям, с учетом дополнений и уточнений к исковому заявлению и просит признать незаконным и отменить решение начальника отдела социальной защиты населения Урмарского района ЧР от (дата) об отказе ей в назначении ежемесячной денежной компенсации члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего, признать за ней право на указанную компенсацию и обязать КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки Минздравсоцразвития Чувашии» назначить ей указанную выплату с момента ее приостановления, то есть с (дата).
Представитель ответчика Отдела социальной защиты населения Урмарского района КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки Минздравсоцразвития Чувашии» Капитонов В.В. в суде иск Руссковой Р.В. не признал и пояснил, что в апреле 2012 года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации как члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего при исполнении воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Тогда решением ответчика выплата указанной компенсации Руссковой Р.В. была установлена, но с (дата) ее выплату приостановили со ссылкой на постановление Правительства РФ от (дата) № в связи с необходимостью дополнительной проверки представленных документов. (дата) ответчиком выплата ежемесячной денежной компенсации истице прекращена по тем мотивам, что представленными документами не подтверждается факт того, что ее сын ГОЮ, (дата) года рождения, погиб при исполнении обязанностей военной службы. О прекращении указанной выплаты они решения как такового не выносили, а (дата) отправили об этом в адрес Руссковой Р.В. сообщение. Указанное сообщение следует оценить как решение о прекращении такой выплаты. С учетом его доводов просит в удовлетворении иска Руссковой Р.В. отказать.
Допрошенный судом в качестве свидетеля начальник отдела военного комиссариата Чувашской Республики по Урмарскому и Козловскому районам В. показал, что ГОЮ, (дата) года рождения, уроженец д. (адрес изъят) ЧР, действительно погиб (дата) при исполнении обязанностей военной службы, несмотря на то, в справке военного комиссариата указано, что ГОЮ погиб при исполнении служебных обязанностей. В Законе об этом, то есть об исполнении обязанностей военной службы в разное время указывалось по разному, как при исполнении должностных обязанностей или служебных обязанностей, и все эти указания считаются как погибшими при исполнении обязанностей военной службы (исполнения должностных обязанностей) согласно п.п. «б», п. 1 ст. 37 Федерального Закона от 28.03. 1998 г. № 53-ФЗ (ред.от 04.03.2013 с изменениями, вступившими в силу 15.03.2013г.) «О воинской обязанности и военной службе».
Свидетели Н. и Л. показали в суде, что сын истицы ГОЮ, (дата) года рождения, был призван на службу в Советскую Армию в 1980 году, проходил военную службу в (адрес изъят), но в (дата) году погиб при исполнении обязанностей военной службы во время прохождения службы в автокатастрофе и был похоронен в (адрес изъят) со всеми почестями военнослужащего. При этом Н. также показал, что они с ГОЮ вместе призывались на военную службу в (дата) году, после чего с ним вместе находились в течение пяти месяцев на военной учебе, где оба получили звание сержанта. После учебы их с ГОЮ отправили на службу в (адрес изъят) в (адрес изъят), где они служили водителями. Помнит, как ГОЮ в октябре 1982 года вместе с офицером на автомашине выехал на задание, а по дороге автомашина перевернулась. В результате ГОЮ погиб, а офицер, сидевший рядом, остался жив. Тогда он вместе с офицером Майоровым Алексеем, уроженцем (адрес изъят), привезли тело ГОЮ в (адрес изъят), где ГОЮ был похоронен со всеми почестями военнослужащего по месту жительства родителей.
Суд, выслушав объяснения представителя истицы и представителя ответчика, показания свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.11 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).
В соответствии с п.п. 2 и 3 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 ст. 3 федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется пенсионным фондом РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. N 142 "О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячная денежная компенсация выплачивается членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы (далее - члены семьи). Назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется органом в сфере социальной защиты населения уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта России.
Решением (оформленным в виде сообщения) отдела социальной защиты населения (адрес изъят) от (дата) № истице прекращена выплата ежемесячной денежной компенсации как члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего в соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» по мотивам того, что смерть ее сына не связана с исполнением обязанностей военной службы.
Согласно ч.1 ст. 37 Федерального закона РФ от 28.03.1998 г.N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанностей военной службы в случаях: участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов, исполнения должностных обязанностей, несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда, участия в учениях, выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником), нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью, нахождение в служебной командировке, нахождении на лечении.
В части 2 настоящей статьи приведен исчерпывающий перечень случаев, когда военнослужащий не признается погибшим (умершим) при исполнении обязанностей воинской службы, к которым отнесены случаи:
а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы;
б) добровольного приведения себя в состояние опьянения;
в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным (преступления).
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности и военной службе и статусе военнослужащих" основанием для отказа военнослужащим и членам их семей в предоставлении им социальных гарантий и компенсаций, непосредственно вытекающих из факта исполнения обязанностей военной службы, является установление факта гибели (смерти) военнослужащего при обстоятельствах, указанных в ч. 2 ст.37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Согласно свидетельству о рождении ГОЮ родился (дата), его родителями являются Русскова Р.В. и Руссков Н.К.. В соответствии со свидетельством о смерти ГОЮ умер (дата).
Из справки ФКУ «Военный комиссариат Чувашской Республики» (дата) № следует, что сын Руссковой Р.В. – ГОЮ, (дата) года рождения, уроженец д. (адрес изъят) ЧР, действительно погиб (дата) при исполнении служебных обязанностей. Основание: извещение в/ч 42638 №279, инв.№774, стр.69.
В материалах дела имеется копия ответа начальника отдела военного комиссариата ЧР по Урмарскому и Козловскому районам В. на запрос начальника отдела социальной защиты населения Урмарского района от (дата) следующего содержания: «В связи с изменением федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» формулировки « погиб при исполнении служебной обязанности» и погиб при исполнении обязанностей военной службы» считаются идентичными.
В соответствии с архивной справкой филиала Центрального архива Министерства обороны РФ (Западный военный округ (адрес изъят)) от (дата) № в приказе командира войсковой части 42638 от (дата) № значится параграф 5, где указано: «Заместителя командира взвода 1 роты сержанта ГОЮ, (дата) года рождения, родившегося в д. (адрес изъят)а Чувашской АССР, призванного (дата) Урмарским РВК Чувашской АССР, погибшего (дата) при исполнении служебных обязанностей. Тело для захоронения передать отцу Русскову Н.К., проживающему по адресу: (адрес изъят). Исключить из списков личного состава части и всех видов довольствия. Основание: свидетельство о смерти (данные изъяты), выданное городским бюро ЗАГС (адрес изъят) (дата) г.». Основание: филиал (данные изъяты)
Ссылка ответчика на то, что в подтверждающих гибель ГОЮ документах содержится формулировка о гибели при исполнении служебных обязанностей, которая не подтверждает факт гибели при исполнении обязанностей военной службы, суд находит несостоятельными.
В ранее действовавшем законодательстве СССР понятия исполнение обязанностей военной службы и исполнение служебных обязанностей применялись как равнозначные, идентичные.
Так, в Постановлении Совмина СССР «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» от 03 августа 1972 года № 590, Постановлении Совмина СССР «Об улучшении пенсионного обеспечения некоторых категорий лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей» от 21 августа 1989 года № 673, законодатель указывает о наличии у гражданина права на различные выплаты при исполнении им иных обязанностей воинской службы (служебных обязанностей).
В настоящее время с изменением нормативно-правовых актов, регулирующих прохождение военной службы, законодатель не использует прежний подход, а применяет лишь понятие исполнение обязанностей военной службы, однако изменение законодательных формулировок не может лишать граждан права на соответствующие льготы.
Оценивая указанные добытые по делу доказательства, суд приходит к выводу, что сын Руссковой Р.В. – ГОЮ, (дата) года рождения, погиб при исполнении обязанностей военной службы и истице как члену семьи погибшего военнослужащего необходимо назначить ежемесячную денежную компенсацию, установленную Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 года №142 «О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной п.п. 9 и 13 ст. 3 Федерального Закона №306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Таким образом, иск Руссковой Р.В. подлежит удовлетворению в полном объеме. При этом необходимо учесть, что согласно действующему Положению об отделе социальной защиты населения Урмарского района КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минздравсоцразвития Чувашской Республики отдел социальной защиты населения Урмарского района является структурным подразделением Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минздравсоцразвития Чувашской Республики.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Руссковой Р.В. удовлетворить.
Решение Отдела социальной защиты населения Урмарского района КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки Минздравсоцразвития Чувашии» об отказе в назначении Руссковой Р.В. ежемесячной денежной компенсации как члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего от (дата) № признать незаконным и отменить.
Признать за Руссковой Р.В. право на ежемесячную денежную компенсацию члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего и обязать Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки Минздравсоцразвития Чувашии» назначить ей указанную ежемесячную денежную компенсацию с момента приостановления ее выплаты с (дата).
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его вынесения через районный суд.
Председательствующий: К.А. Соловьева