Решение по делу № 2-423/2024 от 23.04.2024

Дело № 2-423/2024

УИД № 24RS0003-01-2024-000433-12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Балахта                        06 августа 2024 года

Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Лябзиной Т.Е.,

при секретаре Дорш О.В.,

с участием прокурора Балахтинского района Красноярского края Варыгина Р.С.,

представителя ответчика Бордзикидзе Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Бирюса» о признании незаконным бездействия в части не постановки на государственный учет плавучего объекта, возложении обязанности поставить плавучий объект на государственный учет,

У С Т А Н О В И Л:

Красноярский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Бирюса» о признании незаконным бездействия в части не постановки на государственный учет плавучего объекта, возложении обязанности поставить плавучий объект на государственный учет, ссылаясь на то, что Красноярской транспортной прокуратурой в ходе осуществления надзорных мероприятий в деятельности ООО «Бирюса» выявлены нарушения законодательства о безопасности плавания. Согласно ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ РФ) плавучим объектом является несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода. Подпунктом 1.2 п. 1 ст. 16 КВВТ РФ предусмотрено, что плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 01.11.2017 № 470 утверждены Правила учета плавучих объектов (далее -Правила). Учету подлежат несамоходные плавучие сооружения, не являющиеся судами, в том числе дебаркадеры, плавучие (находящиеся на воде) дома, гостиницы, рестораны, понтоны, плоты, наплавные мосты, плавучие причалы и другие технические сооружения, освидетельствованные и классифицированные в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 Правил). Установлено, что ООО «Бирюса» на праве собственности принадлежит объект 222 «Садковая линия со служебными помещениями», расположенный на рыбоводном участке в районе торгового центра «Красноярье» на правом берегу р. Енисей (г. Красноярск, ул. Коммунальная, 28А). Данный объект представляет собой единую плавучую платформу, размещенную на понтонах, в состав которой входят садки, а также строение каркасной конструкции и используется в качестве рыбного магазина с установкой в нем торгового и холодильного оборудования, то есть используется ООО «Бирюса» в коммерческой деятельности в целях получения прибыли. Таким образом, объект 222 «Садковая линия со служебными помещениями» обладает признаками несамоходного плавучего сооружения и подлежит постановке на государственный учет в качестве плавучего объекта. Однако ООО «Бирюса» вопреки указанным требованиям закона мер к постановке на учет плавучего объекта «Садковая линия со служебными помещениями» не предпринимается. По выявленным нарушениям Красноярской транспортной прокуратурой директору ООО «Бирюса» 15.11.2023 внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и не удовлетворено, нарушения закона до настоящего времени не устранены. Кроме того, 12.03.2024 Красноярской транспортной прокуратурой совместно с заместителем директора Енисейского филиала Федерального автономного учреждения «Российское Классификационное Общество» осуществлен осмотр вышеуказанных понтонов садковой линии, принадлежащих ООО «Бирюса», по результатам которого согласно положениям КВВТ РФ данный объект относится к плавучим объектам и подлежит классификации и освидетельствованию. Выявленные нарушения закона свидетельствуют о несоблюдении ООО «Бирюса» требований законодательства в сфере внутреннего водного транспорта, которые являются обязательными для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Несоблюдение Обществом законодательства о безопасности плавания заведомо создает угрозу безопасности плавания в акватории Енисейского бассейна внутренних водных путей, может повлечь за собой возникновение транспортного происшествия, причинение вреда окружающей среде, а также жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц. Указанный плавучий объект использует для разведения водных биологических ресурсов - рыбы. Неопределенный круг лиц имеет свободный доступ к плавучему объекту, который на учет в качестве иного плавучего объекта не поставлен, что создает реальную угрозу безопасности при неограниченном доступе к такому объекту. Таким образом, своими действиями ООО «Бирюса» нарушает права неопределенного круга лиц на охрану жизни, здоровья и имущества. Просит суд признать незаконным бездействие ООО «Бирюса», выразившееся в невыполнении требований законодательства Российской Федерации о безопасности плавания в части не постановки на государственный учет в качестве плавучего объекта - объект 222 «Садковая линия со служебными помещениями», расположенный на рыбоводном участке в районе торгового центра «Красноярье» на правом берегу р. Енисей (<адрес>); обязать ООО «Бирюса» поставить на государственный учет в качестве плавучего объекта - объект 222 «Садковая линия со служебными помещениями», расположенный на рыбоводном участке в районе торгового центра «Красноярье» на правом берегу р. Енисей (<адрес>) в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от 23.05.2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечены: ФБУ Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей», Енисейское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству.

В судебном заседании прокурор Балахтинского района Красноярского края Варыгин Р.С. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика – ООО «Бирюса» Бордзикидзе Л.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласна, представила письменный отзыв, в котором указала, что статья 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ РФ) устанавливает, что Кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность. Положения Кодекса распространяются на суда и плавучие объекты, используемые в целях судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации. Статья 3 КВВТ РФ под термином «судоходство» определяет - деятельность, связанную с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа (включая операции по погрузке и выгрузке грузов и багажа, посадке и высадке пассажиров), почтовых отправлений, буксировки судов и плавучих объектов, проведения поиска разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, проведения научных исследований, для учебных, спортивных и культурных целей, иных целей внутреннего водного транспорта. Статьей 6 Федерального закона от 02.07.2013 Ш 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что особенности создания и эксплуатации рыбоводной инфраструктуры для целей аквакультуры (рыбоводства) определяются в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом власти. Пунктом 6) ст. 2 Федерального закона от 02.07.2013 № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дано понятие рыбоводной инфраструктуры -имущественные комплексы, в том числе установки, объекты капитального строительства, некапитальные строения, сооружения, земельные участки, оборудование, искусственные острова, которые необходимы для осуществления аквакультуры (рыбоводства). Уполномоченным Правительством РФ органом, регулирующим порядок создания и эксплуатации рыбоводной инфраструктуры, является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз РФ), которым принят Приказ Минсельхоза России от 25.06.2020 № 345 «Об утверждении особенностей водопользования для целей аквакультуры (рыбоводства) и порядка определения особенностей создания и эксплуатации зданий, строений, сооружений для целей аквакультуры (рыбоводства)» (Приказ зарегистрирован в Минюсте России 08.09.2020 N59700). Приказ Минсельхоза России от 25.06.2020 № 345 не предусматривает согласование размещения и эксплуатации объектов рыбоводной инфраструктуры в акватории водных объектов, равно как и определение границ рыбоводных участков с органами «Росморречфлота». Также не предусмотрен особый порядок учета модульных садковых линий как плавучих объектов. Таким образом, законодатель определил, что деятельность в области товарной аквакультуры не относится к судоходству и соответственно не входит е сферу регулирования КВВТ РФ. Ответчик осуществляет пользование рыбоводным участком площадью 0,25 га в районе ТЦ «Красноярье» на основании Договора № 46/2019-КрК пользования рыбоводным участком от 12.03.2019 г., заключенным с Енисейским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству. Рыбоводный участок предоставлен для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства). Границы рыбоводного участка определены в п. 1 вышеуказанного Договора. 03.10.2019г. Федеральным агентством по рыболовству «Енисейское территориальное управление» была согласована деятельность Ответчика в рамках проекта садковой линии в г. Красноярск вблизи ТЦ «Красноярье» правый берег р. Енисей на срок до 12.03.2034 года, что подтверждается Заключением о согласовании деятельности в рамках проекта садковой линии в г. Красноярск вблизи ТЦ «Красноярье» правый берег р. Енисей . Согласно вышеуказанного Заключения, садковая линия представляет собой модульную конструкцию. Модули представляют собой понтоны различного типоразмера и садки (сетные камеры). Также в состав садковой линии входит быстровозводимое временное строение, которое монтируется по месту из изготовленных на производственной базе деталей и крепится к плавучей платформе. Само строение имеет каркасную конструкцию с утеплением минеральной ватой, наружной и внутренней отделкой профнастилом. Протоколом от 07.04.2020 г. комиссия ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» согласовала Ответчику на период действия договора -КрК пользования рыбоводным участком от 12.03.2019 г., размещение и эксплуатацию садковой линии. При этом, пунктом 4 Протокола предусмотрена обязанность ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» «разработать план мероприятий по ограждению наплавного сооружения для безопасного движения судов и составов, следующих вниз, выполняющих маневры у причалов и рейдов Красноярского речного порта, а также при буксировке в малый затон Красноярского судоремонтного завода». Кроме того, в указанном Протоколе отсутствуют какие-либо требования о постановке на учет садковой линии в качестве плавучего объекта. В связи с тем, что Минсельхоз РФ является уполномоченным Правительством РФ органом, регулирующим порядок создания и эксплуатации рыбоводной инфраструктуры, ответчик в 2021 году обратился в Минсельхоз РФ за разъяснениями об обоснованности требований о необходимости постановки на учет модульных садковых линий, являющихся объектами рыбоводной инфраструктуры, как плавучих объектов, в соответствии с законодательством о внутреннем водном транспорте. Учитывая, что в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 г. , Росрыболовство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по указанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также аквакультуры (рыбоводства) производства рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, а также в сфере производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в отношении морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов промыслового флота, а также имеет право давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Росрыболовства, обращение ответчика было направлено на рассмотрение в Росрыболовство. По итогам рассмотрения Росрыболовство представило следующие разъяснения: в соответствии со ст. 3 КВВТ плавучим объектом считается несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал и другое техническое сооружение подобного рода. В соответствии с пунктом 6 Приказа Минтранса России от 1 ноября 2017 г. «Об утверждении Правил учета плавучих объектов» учету подлежат несамоходные плавучие сооружения, не являющиеся судами, в том числе дебаркадеры, плавучие (находящиеся на воде) дома, гостиницы, рестораны, понтоны, плоты, наплавные мосты, плавучие причалы и другие технические сооружения, освидетельствованные и классифицированные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, перед постановкой на учет плавучего объекта он должен быть освидетельствован и классифицирован в соответствии с Правилами классификации и освидетельствования плавучих объектов, утвержденными приказом Федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр» от 17 марта 2017 г. -п. В тоже время садки и (или) другие технические средства, предназначенные для выращивания объектов аквакультуры в искусственно созданной среде обитания, в указанном перечне плавучих объектов отсутствуют. В соответствии с Классификатором в области аквакультуры (рыбоводства), утвержденным приказом Минсельхоза России от 13 ноября 2014 г. Кг2 452 модульные садковые линии относятся не к техническим сооружениям, а к оборудованию для содержания, выращивания объектов аквакультуры (рыбоводства) (код §4.03.03.01.03). Таким образом, по мнению Федерального агентства по рыболовству, требования КВВТ об освидетельствовании, классификации и постановке на учет плавучих объектов к рыбоводным садкам, садковым линиям, другим техническим средствам для выращивания объектов аквакультуры неприменимо, подтверждается информационным письмом от 20.09.2021 г. Кроме того, 23.11.2022 г. между ответчиком и ИП ФИО8 был заключен Договор Ар2 аренды помещения площадью 108 кв.м, находящемся в сооружении, расположенном на садковой линии, расположенной вблизи ТЦ «Красноярье» правый берег р. Енисей. В соответствии со ст. 51.1 Водного кодекса РФ, использование водных объектов рыбохозяйственного значения для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в области аквакультуры (рыбоводства). В соответствии ст. 5, Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, для целей аквакультуры (рыбоводства) допускается осуществление всех видов водопользования, предусмотренных статьей 38 Водного кодекса РФ. Пунктами 1, 2 и 5 статьи 2 Закона N 148-ФЗ определено, что аквакультура (рыбоводство) - деятельность, связанная с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов аквакультуры; объекты аквакультуры - водные организмы, разведение и (или) содержание, выращивание которых осуществляются в искусственно созданной среде обитания; рыбоводный участок - водный объект и (или) его часть, участок континентального шельфа Российской Федерации, участок исключительной экономической зоны Российской Федерации, используемые для осуществления аквакультуры (рыбоводства). Частью 1 ст.7 Закона 148-ФЗ предусмотрено, что объекты аквакультуры, продукция аквакультуры, рыбоводные участки, объекты рыбоводной инфраструктуры являются объектами гражданских прав в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В связи с этим, деятельность Ответчика по предоставлению части сооружений в аренду под коммерческое использование третьими лицами не противоречит действующему гражданскому законодательству. Кроме того, прокурором Красноярской транспортной прокуратуры вынесено представление от 15.11.2023 г. об устранении нарушений законодательства о безопасности плавания в деятельности ООО «Бирюса». Предписание получено ответчиком по электронной почте 17.11.2023. 15.12.2023 ответчиком был направлен в прокуратуру (по электронной почте) ответ на представление от 15.11.2023 с приложенными в обоснование своей позиции документами. Как указано в исковом заявлении, 12.03.2024 истец совместно с представителем Енисейского филиала Федерального автономного учреждения «Российское классификационное Общество» произвели осмотр садковой линии, принадлежащей Ответчику и пришли к выводу, что согласно положениям КВВТ РФ, данный объект относится к плавучим объектам и подлежит классификации и освидетельствованию. При этом, отсутствует информация о составлении какого-либо акта или протокола осмотра объекта, отсутствует обоснованное законодательством РФ заключения о том, что садковая линия является плавучим объектам. Кроме того, к исковому заявлению не были приложены соответствующие материалы. Кроме того, истец в исковом заявлении требует обязать ответчика поставить на государственный учет в качестве плавучего объекта садковую линию в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, но при этом не представляет обоснования в определении данного срока и процедуры постановки на учет. Для того чтобы поставить на учет плавучий объект необходимо подать заявление в Енисейский филиал «Российское классификационное общество». К такому заявлению необходимо приложить Анализ соответствия плавучего объекта требованиям Правил РКО. По нашей информации, в Сибирском регионе отсутствуют компании, которые могут подготовить такую документацию по рыбоводной инфраструктуре (садкам). В связи с этим, только поиск компании для проведения анализа может занять более 6 месяцев, подготовка заключения также может занять несколько месяцев. Таким образом, установление временных рамок (6 месяцев) делает невозможным исполнение решения. Учитывая вышеперечисленное, ответчик считает, что у него отсутствуют основания для освидетельствования и постановки на государственный учет «Садковой линии в г. Красноярск вблизи ТЦ Красноярье правый берег реки Енисей, в качестве плавучего средства, а следовательно отсутствуют нарушения положений действующего законодательства. Просит суд отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований.

Красноярский транспортный прокурор в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил в суд письменные пояснения, согласно которым в соответствии с ч. 1 ст. 1 КВВТ РФ данный Кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность. Согласно статье 3 КВВТ РФ плавучим объектом является несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода. Подпунктом 1.2 п. 1 ст. 16 КВВТ РФ предусмотрено, что плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области, транспорта. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 01.11,2017 утверждены Правила учета плавучих объектов (далее -Правила). Согласно пункту 6 указанных Правил учету подлежат несамоходные плавучие сооружения, не являющиеся судами, в том числе дебаркадеры, плавучие (находящиеся на воде) дома, гостиницы, рестораны, понтоны, плоты, наплавные мосты, плавучие причалы и другие технические сооружения, освидетельствованные и классифицированные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Нормативное регулирование классификации и освидетельствования судов и плавучих объектов осуществляется в соответствии со статьей 35 КВВТ РФ и приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2012 , а также пунктами 1 и 2 устава Российской Классификационного общества (далее - РКО) и «Положением о классификации и освидетельствовании судов», утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.04.2016 . Классификация судов и плавучих объектов связана с присвоением судам и плавучим объектам «Класса» РКО, который определяется совокупностью условных символов, характеризующих конструктивные особенности судов и плавучих объектов, и условия их эксплуатации. Предметом деятельности РКО является выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на обеспечение технической безопасности плавания судов, в соответствии с их назначением, охраны жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей, сохранности перевозимых на судах грузов, экологической безопасности судов. Согласно ч. 4 ст. 35 КВВТ РФ плавучие объекты подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет средств их владельцев организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами классификации и освидетельствования плавучих объектов с выдачей свидетельств о соответствии плавучих объектов, подтверждающих соответствие плавучих объектов этим правилам. Организации, уполномоченные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранные классификационные общества, уполномоченные федеральным органом: исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, при невыполнении этих правил не выдают свидетельства о соответствии плавучих объектов, приостанавливают или прекращают действие ранее выданных ими свидетельств о соответствии плавучих объектов. РКО осуществляет классификацию и освидетельствование судов и плавучих объектов с выдачей соответствующих документов и проводит оценку технического состояния судов и плавучих объектов на соответствие требованиями Правил РКО, рассматривает и согласовывает техническую документацию на постройку, обновление, переоборудование, модернизацию и ремонт судов и плавучих объектов, присваивает, подтверждает, возобновляет, аннулирует, восстанавливает классы судов и плавучих объектов, переклассифицирует суда и плавучие объекты. Из материалов гражданского дела следует, что ООО «Бирюса» на праве собственности принадлежит объект 222 «Садковая линия со служебными помещениями», расположенный на рыбоводном участке в районе торгового центра «Красноярье» на правом берегу р. Енисей (<адрес>). Данный объект представляет собой единую плавучую платформу, размещенную на понтонах, в состав которой входят садки, а также строение каркасной конструкции и используется в качестве рыбного магазина с установкой в нем торгового и холодильного оборудования, то есть используется ООО «Бирюса» в коммерческой деятельности в целях получения прибыли. Таким образом, объект 222 «Садковая линия со служебными помещениями» обладает признаками несамоходного плавучего сооружения и подлежит постановке на государственный учет в качестве плавучего объекта. Однако ООО «Бирюса» вопреки указанным требованиям закона мер к постановке на учет плавучего объекта «Садковая линия со служебными помещениями» до настоящего времени не предпринято. Красноярской транспортной прокуратурой 12.03.2024 совместно с Енисейским филиалом Федерального автономного учреждения «Российское Классификационное Общество» осуществлен осмотр вышеуказанных понтонов садковой линии, принадлежащих ООО «Бирюса», по результатам которого с учетом положений КВВТ РФ сделан вывод об отнесении данного объекта к плавучим объектам и подлежащим классификаций и освидетельствованию, что также подтверждается позицией Енисейского филиала ФАУ «РКО» по настоящему гражданскому делу. Выявленные нарушения закона свидетельствуют о несоблюдении ООО «Бирюса» требований законодательства в сфере внутреннего водного транспорта, которые являются обязательными для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Несоблюдение ООО «Бирюса» законодательства о безопасности плавания заведомо создает угрозу безопасности плавания в акватории Енисейского бассейна внутренних водных путей, может повлечь за собой возникновение транспортного происшествия, причинение вреда окружающей среде, а также жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц. Указанный плавучий объект использует для разведения водных биологических ресурсов - рыбы. Неопределенный круг лиц до настоящего времени имеет свободный доступ к плавучему объекту, который на учет в качестве иного плавучего объекта не поставлен, что создает реальную угрозу безопасности при неограниченном доступе к такому объекту. Таким образом, своими действиями ООО «Бирюса» нарушает права неопределенного круга лиц на охрану жизни, здоровья и имущества. В связи с изложенным, Красноярской транспортной прокуратурой в полном объеме поддерживаются ранее заявленные исковые требования к ответчику ООО «Бирюса».

Представитель третьего лица ФАУ «Российское Классификационное Общество» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил в суд письменные пояснения, согласно которым в соответствии с Уставом, утвержденным распоряжением Минтранса России от 05.05.2022 № ВС-117-р, РКО является некоммерческой организацией, осуществляющей классификацию и освидетельствование судов и плавучих объектов в соответствии с федеральными законами от 07.03.2001 № 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» и от 30.04.1999 № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации». Нормативное регулирование классификации и освидетельствования судов и плавучих объектов осуществляется в соответствии со статьей 35 КВВТ, приказом Минтранса России от 25.09.2012 (зарегистрирован в Минюсте России 25.10.2012 за ), пунктами 1 и 12 Устава РКО, «Положением о классификации и об освидетельствовании судов», утвержденным приказом Минтранса России от 14.04.2016 , зарегистрирован в Минюсте России 07.07.2016 за . Классификация судов и плавучих объектов связана с присвоением судам и плавучим объектам «класса» РКО, который определяется совокупностью условных символов, характеризирующих конструктивные особенности судов и плавучих объектов и условия их эксплуатации. Пунктом 10 Устава установлено, что предметом деятельности РКО является выполнение работ (оказание услуг), направленных на обеспечение технической безопасности плавания судов, в соответствии с их назначением, охраны жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей, сохранности перевозимых на судах грузов, экологической безопасности судов. Согласно п.4 ст. 35 КВВТ плавучие объекты подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет средств их владельцев организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами классификации и освидетельствования плавучих объектов с выдачей свидетельств о соответствии плавучих объектов, подтверждающих соответствие плавучих объектов этим правилам. Организации, уполномоченные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранные классификационные общества, уполномоченные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, при невыполнении этих правил не выдают свидетельства о соответствии плавучих объектов, приостанавливают или прекращают действие ранее выданных ими свидетельств о соответствии плавучих объектов. РКО осуществляет классификацию и освидетельствование судов и плавучих объектов с выдачей соответствующих документов и проводит оценку технического состояния судов и плавучих объектов на соответствие требованиям Правил РКО, рассматривает и согласовывает техническую документацию на постройку, обновление, переоборудование, модернизацию и ремонт судов и плавучих объектов, присваивает, подтверждает, возобновляет, аннулирует, восстанавливает классы судов и плавучих объектов, переклассифицирует суда и плавучие объекты. По существу рассматриваемого дела ЕФ РКО сообщает следующее. В соответствии с определениями терминов, приведенными в статье 3 КВВТ, плавучий объект - несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода. С учётом приведенных выше положений КВВТ, по мнению ЕФ РКО объект 222 «Садковая линия со служебными помещениями» относится к плавучим объектам и подлежит освидетельствованию и классификации РКО. Таким образом, ЕФ РКО поддерживает позицию Красноярского транспортного прокурора, изложенную в исковом заявлении от 09.04.2024 . На дату направления настоящих пояснений заявок на классификацию и освидетельствование указанного в исковом заявлении плавучего объекта в ЕФ РКО не поступало. В случае поступления в ЕФ РКО от владельца заявок на его классификацию и освидетельствование, они будут рассмотрены в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Представитель третьего лица Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил в суд письменный отзыв, согласно которому ответчик осуществляет пользование рыбоводным участком площадью 0,25 га в районе ТЦ «Красноярье» на основании договора -Кр.К пользования рыбоводным участком от 12.03.2019, заключенным с Енисейским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству. Рыбоводный участок предоставлен для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), вид товарной аквакультуры: индустриальная. В соответствии с п. 7 ст. 12 Федерального закона от 02.07.2013 №148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» индустриальная аквакультура осуществляется без использования рыбоводных участков в бассейнах, на установках с замкнутой системой водоснабжения, а также на рыбоводных участках с использованием садков и (или) других технических средств, предназначенных для выращивания объектов аквакультуры в искусственно созданной среде обитания. Управлением, выдано заключение о согласовании деятельности в рамках проекта садковой линии в г. Красноярск вблизи ТЦ "Красноярье" правый берег р. Енисей от 03.10.2019 на срок до 12.03.2034. В соответствии с проектом садковая линия представляет собой модульную конструкцию размером 60*30 м. Все модули садковой линии изготавливаются удаленно, а затем транспортируются на место и собираются. Модули представляют собой понтоны различного типоразмера и садки (сетные камеры)- Садки изготавливаются из безузловой дели, размеры; ячейки которой зависят от вида и размера рыб. В соответствии со статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 №24-ФЗ (далее - КВОТ) плавучим объектом считается несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода. Садки и (или) другие технические средства, предназначенные для объектов аквакультуры в искусственно созданной среде обитания, в указанном перечне плавучих объектов отсутствуют. В соответствии с Классификатором, в области аквакультуры (рыбоводства), утвержденным приказом Минсельхоза России от 18.11.2014 модульные садковые линии относятся не к техническим сооружениям, а к оборудованию для содержания, выращивания объектов аквакультуры (рыбоводства) (код 04.03.03.01.03). Таким образом, по мнению Управления требования КВВТ об освидетельствовании, классификации и постановке на учет плавучих объектов к рыбоводным садкам, садковым линиям, другим техническим средствам для выращивания объектов аквакультуры не применимы. Данная позиция Управления согласуется с письмом Федерального агентства по рыболовству от 20.09.2021 (имеется в материалах дела). Вопрос удовлетворения исковых требований оставляет на усмотрение суда.

Представитель третьего лица ФБУ «Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей» в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил в суд письменные пояснения, согласно которым полагает указанное исковое заявление подлежащим удовлетворению но основаниям, указанным в иске Красноярского транспортного прокурора. Подпунктом 1.2 п. 1 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей, учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Из представленных сведений следует, что ООО «Бирюса» на праве собственности принадлежит объект 222 «Садковая линия со служебными помещениями», расположенный на рыбоводном участке в районе торгового центра «Красноярье» на правом берегу р. Енисей (<адрес>). Указанный плавучий объект используется для разведения рыбы. Неопределенный круг лиц имеет свободный доступ к плавучему объекту. Вместе с тем, указанный объект не постановлен на государственный учет в качестве плавучего объекта. Поскольку таким бездействием ООО «Бирюса» нарушает права неопределенного круга лиц на охрану жизни, здоровья и имущества, имеются основания для удовлетворения заявленных требований. На основании изложенного, руководствуясь статьями 35, 194 - 198 ГПК РФ, ФБУ «Администрация «Ениеейречтранс» не возражает против удовлетворения требований Красноярского транспортного прокурора к ООО «Бирюса» о признании незаконным бездействия ООО «Бирюса» (согласно иску прокурора).

В силу ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ РФ) данный кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, определяет их права, обязанности и ответственность.

Статьей 3 КВВТ РФ установлено, что плавучий объект – это несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода.

В силу ч. 1.2 ст. 16 КВВТ РФ плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

В соответствии с ч.4 ст. 35 КВВТ РФ плавучие объекты подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет средств их владельцев организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами классификации и освидетельствования плавучих объектов с выдачей свидетельств о соответствии плавучих объектов, подтверждающих соответствие плавучих объектов этим правилам.

Судом установлено, что ООО «Бирюса» на праве собственности принадлежит объект 222 «Садковая линия со служебными помещениями», расположенный на рыбоводном участке в районе торгового центра «Красноярье» на правом берегу р. Енисей <адрес>).

Ответчик осуществляет пользование рыбоводным участком площадью 0,25 га в районе ТЦ «Красноярье» на основании Договора пользования рыбоводным участком от 12.03.2019 г., заключенным с Енисейским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству. Указанный участок предоставлен для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).

Федеральным агентством по рыболовству «Енисейское территориальное управление» была согласована деятельность ООО «Бирюса» в рамках проекта садковой линии в г. Красноярск вблизи ТЦ «Красноярье» правый берег р. Енисей на срок до 12.03.2034 года, что подтверждается Заключением о согласовании деятельности в рамках проекта садковой линии в г. Красноярск вблизи ТЦ «Красноярье» правый берег р. Енисей .

Согласно вышеуказанного Заключения, садковая линия представляет собой модульную конструкцию. Модули представляют собой понтоны различного типоразмера и садки (сетные камеры). Также в состав садковой линии входит быстровозводимое временное строение, предназначенное для рыбовода (охранника), которое монтируется по месту из изготовленных на производственной базе деталей и крепится к плавучей платформе. Само строение имеет каркасную конструкцию с утеплением минеральной ватой, наружной и внутренней отделкой профнастилом.

Протоколом от 07.04.2020 комиссия ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» согласовала Ответчику на период действия договора пользования рыбоводным участком от 12.03.2019 г., размещение и эксплуатацию садковой линии.

По информации Федерального агентства по рыболовству от 20.09.2021 года, в соответствии со ст. 3 КВВТ плавучим объектом считается несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал и другое техническое сооружение подобного рода. В соответствии с пунктом 6 Приказа Минтранса России от 1 ноября 2017 г. № 470 «Об утверждении Правил учета плавучих объектов» учету подлежат несамоходные плавучие сооружения, не являющиеся судами, в том числе дебаркадеры, плавучие (находящиеся на воде) дома, гостиницы, рестораны, понтоны, плоты, наплавные мосты, плавучие причалы и другие технические сооружения, освидетельствованные и классифицированные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, перед постановкой на учет плавучего объекта он должен быть освидетельствован и классифицирован в соответствии с Правилами классификации и освидетельствования плавучих объектов, утвержденными приказом Федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр» от 17 марта 2017 г. № 35-п. В тоже время садки и (или) другие технические средства, предназначенные для выращивания объектов аквакультуры в искусственно созданной среде обитания, в указанном перечне плавучих объектов отсутствуют. В соответствии с Классификатором в области аквакультуры (рыбоводства), утвержденным приказом Минсельхоза России от 18 ноября 2014 г. Кг2 452 модульные садковые линии относятся не к техническим сооружениям, а к оборудованию для содержания, выращивания объектов аквакультуры (рыбоводства) (код 04.03.03.01.03). Таким образом, требования КВВТ об освидетельствовании, классификации и постановке на учет плавучих объектов к рыбоводным садкам, садковым линиям, другим техническим средствам для выращивания объектов аквакультуры не применимо.

Вместе с тем, согласно заключению ТП-23-ЗИ-23 от 14.11.2023 года фактически садковая линия представляет собой единую плавучую платформу, размещенную на понтонах, в состав которой входят садки, а также строение каркасной конструкции и используется в качестве рыбного магазина с установкой в нем торгового и холодильного оборудования.

15.11.2023 года директору ООО «Бирюса» направлено представление об устранении нарушений закона с требованием в установленный законом месячный срок принять меры к постановке объекта 222 «Садковая линия со служебными помещениями» на государственный учет в качестве плавучего объекта.

ООО «Бирюса» мер к постановке на учет плавучего объекта «Садковая линия со служебными помещениями» не до настоящего времени не приняло.

Так, по результатам рассмотрения представления прокурора от 15.11.2023 года 14.12.2023 года направлен ответ, согласно которого требования КВВТ об освидетельствовании, классификации и постановке на учет плавучих объектов к рыбоводным садкам, садковым линиям, другим техническим средствам для выращивания объектов аквакультуры неприменимо.

По информации Енисейского филиала Федерального автономного учреждения «Российское Классификационное Общество» от 14.03.2024 года, 12.03.2024 года и.о. заместителя директора филиала ФИО9 совместно с представителем Красноярской транспортной прокуратуры 12.03.2024 года осуществлен осмотр понтонов садковой линии, принадлежащих ООО «Бирюса», по результатам которого установлено, что согласно положениям КВВТ РФ данный объект относится к плавучим объектам и подлежит классификации и освидетельствованию РКО.

По информации Енисейского филиала Федерального автономного учреждения «Российское Классификационное Общество» от 15.05.2024 года по состоянию на 15.05.2024 года в адрес ЕФ РКО от владельца не поступали обращения по вопросу постановки на классификационный учет, классификации и освидетельствования плавучего объекта – объект 222 «Садковая линия со служебными помещениями».

Таким образом, объект «Садковая линия со служебными помещениями» имеет в своем составе помимо непосредственно садковой линии, предназначенной для выращивания аквакультуры, для которой не требуется освидетельствование, классификация и постановке на учет, но и строение - рыбный магазин, доступ к которому имеют неограниченное количество лиц (покупателей), а не согласованное ранее строение – служебное помещение, предназначенное для рыбовода (охранника), в связи с чем в настоящее время объект обладает признаками плавучего объекта и подлежит учету в соответствии с п.п. 1.2 п.1 ст. 16 КВВТ РФ.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что несоблюдение ответчиком законодательства о безопасности плавания создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, суд считает необходимым исковые требования Красноярского транспортного прокурора Красноярского края удовлетворить.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая то, что ответчику для исполнения настоящего решения необходимо время, суд полагает целесообразным определить срок исполнения решения суда - до 31.12.2025 года.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ и п.п. 2 п. 2 ст. 333.17 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, установленная п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Красноярского транспортного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ООО «Бирюса», выразившееся в невыполнении требований законодательства Российской Федерации о безопасности плавания в части не постановки на государственный учет в качестве плавучего объекта - объект 222 «Садковая линия со служебными помещениями», расположенный на рыбоводном участке в районе Торгового центра «Красноярье» на правом берегу реки Енисей (<адрес>).

Возложить на ООО «Бирюса» обязанность поставить на государственный учет в качестве плавучего объекта - объект 222 «Садковая линия со служебными помещениями», расположенный на рыбоводном участке в районе Торгового центра «Красноярье» на правом берегу реки Енисей (<адрес>») в срок до 31.12.2025 года.

Взыскать с ООО «Бирюса» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 12.08.2024

2-423/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Красноярский транспортный прокурор
Ответчики
ООО "Бирюса"
Другие
ФАУ "Российское Классификационное Общество" в лице Енисейского филиала
Суд
Балахтинский районный суд Красноярского края
Судья
Лябзина Татьяна Георгиевна
Дело на странице суда
balahta.krk.sudrf.ru
23.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.04.2024Передача материалов судье
23.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2024Судебное заседание
08.07.2024Судебное заседание
06.08.2024Судебное заседание
12.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее