Дело № 2-141/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 апреля 2016 года п. Дубровка
Дубровский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Бузинской В.С.,
при секретаре Антошиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Дубровского района Брянской области о признании права собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества,
у с т а н о в и л:
11 февраля 2016 года администрация Дубровского района Брянской области обратилась в суд с заявлением о признании права собственности за МО «Дубровский район» на бесхозяйные объекты недвижимого имущества, сославшись в обоснование заявленных требований на то, что на территории муниципального образования «Сещинское сельское поселение» Дубровского района Брянской области расположены бесхозяйные объекты недвижимого имущества артезианские скважины: № кадастровый №, № кадастровый №, № кадастровый №, № кадастровый №, № кадастровый №, № кадастровый №, № кадастровый №, № кадастровый №.
ДД.ММ.ГГГГ. в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества – артезианской скважины № кадастровый №, ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества – артезианских скважин: № кадастровый №, № кадастровый №, № кадастровый №, № кадастровый №, № кадастровый №, № кадастровый №, № кадастровый №.
В связи с тем, что с момента постановки на учет и до настоящего времени указанные артезианские скважины не находятся ни в чьем пользовании, притязаний и прав собственности со стороны иных лиц на данные скважины не предъявлялось, администрация Дубровского района Брянской области просит суд признать право собственности за МО «Дубровский район» на указанные бесхозяйные объекты недвижимого имущества – артезианские скважины, расположенные в <адрес>, <адрес>, <адрес> и <адрес>
Представитель администрации Дубровского района Брянской области по доверенности Бурова Е.А. заявление поддержала в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица – Дубровского межрайонного отдела Управления Федеральной службы кадастра и картографии по Брянской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил (л.д.35).
Представитель заинтересованного лица – Сещинской сельской администрации Дубровского района Брянской области глава администрации Лисняков Н.И. в судебное заседание не явился, письменно доверил суду рассмотреть дело в его отсутствие, в ходатайстве от ДД.ММ.ГГГГ. пояснил, что самостоятельных требований о признании права собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества – артезианские скважины Сещинская сельская администрация предъявлять не будет, против удовлетворения заявления администрации Дубровского района не возражает (л.д.32)
Представитель заинтересованного лица – МУП «Дубровский районный водоканал» по доверенности Е.В. Платонова (л.д.37) в судебное заседание не явилась, письменно доверила суду рассмотреть дело в её отсутствие, не возражала против удовлетворения требований администрации Дубровского района (л.д.36).
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Выслушав заявителя, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Защита гражданских прав осуществляется способами защиты, предусмотренными ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).
Согласно ст.12 ГК РФ признание права является одним из способов защиты гражданских прав.
В силу ч.3 ст.218 ГК РФ лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно ч.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Исходя из смысла указанных норм, способ приобретения права муниципальной собственности, предусмотренный ст.225 ГК РФ, возможен только тогда, когда отсутствуют правопритязания на объект недвижимого имущества.
Согласно ч.2 ст.290 ГПК РФ заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
Законным собственником подобного объекта может являться муниципальное образование, на территории которого он расположен, в связи с чем органы местного самоуправления в добровольном порядке обращаются в суд с иском о признании права муниципальной собственности на этот объект (ст.255 ГК РФ, ст.290-293 ГПК РФ).
Согласно п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведение.
В силу ч.3 ст.14 указанного выше Закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч.4 ст.14).
На основании ч. 1 ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся владение, пользование, распоряжение такими водными объектами, осуществление мер по охране таких водных объектов.
Отсутствие собственника артезианских скважин, используемых в целях подачи воды населению, создает не только сложности в их техническом обслуживании при эксплуатации, но и не обеспечивает в полном объеме контроля за их состоянием, обеспечении безопасности, что создает опасность ухудшения качества и загрязнения питьевой воды, а также создает реальную угрозу жизни и здоровью населения.
В соответствии с требованиями ст. 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничения (обременения), сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту нахождения данных объектов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Судом установлено, что на территории муниципального образования «Сещинское сельское поселение» Дубровского района Брянской области в <адрес>, <адрес>, <адрес> и <адрес> расположены артезианские скважины: № кадастровый №, № кадастровый №, № кадастровый №, № кадастровый №, № кадастровый №, № кадастровый №, № кадастровый №, № кадастровый №.
ДД.ММ.ГГГГ. Сещинской сельской администрацией Дубровского района Брянской области подано заявление о постановке на учет артезианской скважины №.
ДД.ММ.ГГГГ. в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества – артезианской скважины № с кадастровым № (л.д.8-9).
ДД.ММ.ГГГГ Сещинской сельской администрацией Дубровского района Брянской области поданы заявления о постановке на учет артезианских скважин: №, №, №, №, №, №, №.
ДД.ММ.ГГГГ. в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества – артезианских скважин: № с кадастровым № (л.д.10-11), № с кадастровым № (л.д.12-13), № с кадастровым № (л.д.14-15), № с кадастровым № (л.д.16-17), № с кадастровым № (л.д.18-19), № с кадастровым № (л.д.20-21), № с кадастровым № (л.д.22-23).
Судом установлено, что с момента постановки на учет по настоящее время артезианские скважины, расположенные в <адрес>, <адрес>, <адрес> и <адрес>, не находятся ни в чьем пользовании, в течение года никаких прав и притязаний со стороны иных лиц на данные артезианские скважины не предъявлялось, что в суде не опровергнуто.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Таким образом, суд не усматривает обстоятельств, препятствующих признанию за муниципальным образованием «Дубровский район» Брянской области права собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества - артезианские скважины: № с кадастровым №; № с кадастровым №; № с кадастровым №; № с кадастровым №; № с кадастровым №; № с кадастровым №; № с кадастровым №; № с кадастровым №, расположенные в <адрес>, <адрес>, <адрес> и <адрес>, поскольку данные объекты недвижимого имущества расположены в административных границах муниципального образования «Дубровский район» Брянской области, фактически приняты им на учет как бесхозяйное имущество, к полномочиям которого относятся владение и охрана указанных объектов.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Заявление администрации Дубровского района Брянской области о признании права собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием «Дубровский муниципальный район» Брянской области право муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества:
- артезианскую скважину №, расположенную по адресу: <адрес>, назначение объекта: сооружения водозаборные, кадастровый №;
- артезианскую скважину №, расположенную по адресу: <адрес>, назначение объекта: сооружения водозаборные, кадастровый №;
- артезианскую скважину №, расположенную по адресу: <адрес>, назначение объекта: сооружения водозаборные, кадастровый №;
- артезианскую скважину №, расположенную по адресу: <адрес> назначение объекта: сооружения водозаборные, кадастровый №;
- артезианскую скважину №, расположенную по адресу: <адрес>, назначение объекта: сооружения водозаборные, кадастровый №;
- артезианскую скважину №, расположенную по адресу: <адрес>, назначение объекта: сооружения водозаборные, кадастровый №;
- артезианскую скважину №, расположенную по адресу: <адрес>, назначение объекта: сооружения водозаборные, кадастровый №;
- артезианскую скважину №, расположенную по адресу: <адрес> назначение объекта: сооружения водозаборные, кадастровый №.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца через Дубровский районный суд Брянской области.
Судья В.С. Бузинская