АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 октября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Руди О.В.,
судей: Ячменевой А.Б., Залевской Е.А.
при секретаре Степановой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске апелляционную жалобу ответчиков Ворошилова Юрия Ивановича, Ворошиловой Дарьи Юрьевны на решение Ленинского районного суда г. Томска от 22 августа 2023 года
по делу № 2-1664/2023 по иску администрации Ленинского района Города Томска к Ворошилову Юрию Ивановичу, Ворошиловой Дарье Юрьевне о приведении жилого помещения в прежнее состояние.
Заслушав доклад судьи Ячменевой А.Б., объяснения Ворошилова Ю.И., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
администрация Ленинского района Города Томска обратилась с иском к Ворошилову Ю.И., Ворошиловой Д.Ю., в котором просила обязать ответчиков привести в прежнее состояние жилое помещение, расположенное по адресу: /__/, а именно: между помещением № 2 (кухня) и помещением № 3 (комната) восстановить дверной проем; в помещении № 1 выполнить демонтаж унитаза и душевого поддона.
В обоснование требований указано, что жилое помещение /__/ принадлежит ответчикам на праве общей долевой собственности (по 1/2 доли в праве). В адрес администрации Ленинского района Города Томска поступило обращение А. о проведении проверки по вопросу законности перепланировки и переустройства в квартире по вышеуказанному адресу. 31.03.2023 консультантом жилищно-коммунального отдела администрации Ленинского района Города Томска произведен осмотр помещения /__/, в результате которого установлено, что между помещением № 2 (кухня) и помещением № 3 (комната) выполнен демонтаж дверного проема; в помещении №1 выполнено переустройство, а именно: монтаж унитаза и душевого поддона. Поскольку переустройство и перепланировка квартиры не были согласованы с администрацией Ленинского района Города Томска, они являются незаконными. 05.04.2023 собственникам указанного жилого помещения направлено требование от 04.04.2023 о необходимости приведения помещения в прежнее состояние в срок до 31.05.2023, данное требование получено Ворошиловым Ю.И. По состоянию на 26.06.2023 письменное уведомление о завершении работ по приведению жилого помещения в прежнее состояние в администрацию Ленинского района Города Томска собственниками указанной квартиры не представлено.
Представитель истца Михайлюта М.Е. в судебном заседании требования поддержала.
Ответчик Ворошилов Ю.И. в судебном заседании исковые требования не признал.
Ответчик Ворошилова Д.Ю. в судебное заседание не явилась.
Обжалуемым решением исковые требования удовлетворены частично: на Ворошилова Ю.И. и Ворошилову Д.Ю. возложена обязанность в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести жилое помещение, расположенное по адресу: /__/, в прежнее состояние путём проведения следующих мероприятий: демонтажа санитарно-технического оборудования в квартире – унитаза и душевого поддона; в удовлетворении остальной части иска отказано; с Ворошилова Ю.И., Ворошиловой Д.Ю. в доход бюджета муниципального образования «Город Томск» взыскана государственная пошлина в размере 150 руб. с каждого.
В апелляционной жалобе ответчики Ворошилов Ю.И., Ворошилова Д.Ю. просят решение отменить, принять новое.
В обоснование доводов жалобы указано, что суд не привлек к участию в деле в качестве третьего лица и не опросил в качестве свидетеля А., которой была инициирована проверка в отношении жилого помещения ответчиков. В материалах дела отсутствуют доказательства нарушения прав А. Кроме того, квартира ответчиков расположена ниже квартиры А. Унитаз установлен в квартире ответчиков в 1988 году, душевой поддон – в 2004 году. Ни в коридоре дома, ни на улице около дома не имеется ни общественного туалета, ни биотуалета, в связи с чем требование администрации о демонтаже унитаза исполнить невозможно. Ответчик Ворошилов Ю.И. является /__/, пенсия по /__/ составляет /__/ руб., в связи с чем у ответчиков не хватает денежных средств на то, чтобы узаконить перепланировку. Суд лишил ответчиков возможности подать встречное исковое заявление.
В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 167, ч.1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений к ней, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам абз.1 ч.1 и абз.1 ч.2 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены решения не нашла.
В соответствии с пп. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно ч. 3 ст. 16 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Квартира в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 16 ЖК РФ относится к жилым помещениям.
В силу положений ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
Частью 4 статьи 17 ЖК РФ предусмотрено, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании ч.ч. 1, 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно подп. «г» п. 2.2. постановления Мэра города Томска от 19.11.2008 № 894 «О мерах по организации приведения самовольно переустроенных и (или) перепланированных жилых помещений в прежнее состояние» факт наличия самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения считается установленным: в случае составления уполномоченными должностными лицами Уполномоченного территориального органа акта об установлении наличия самовольной перепланировки и (или) переустройства (приложение 1 к настоящему Порядку), в том числе по результатам проверки сведений, изложенных в обращениях (заявлениях, жалобах) государственных и муниципальных органов и организаций, физических и юридических лиц.
Судом установлено, что собственниками квартиры № /__/, расположенной в жилом доме по адресу: /__/, являются Ворошилова Д.Ю. и Ворошилов Ю.И. по 1/2 доли в праве общей долевой собственности, что следует из выписки из ЕГРН от 08.06.2023.
Частично удовлетворяя требования, суд исходил из того, что переустройство спорного жилого помещения нарушает права жильцов дома, выполнены в нарушение положений ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», законных оснований для ее проведения не имелось, ответчики не доказали возможность сохранения квартиры в перепланированном состоянии, в связи с чем на них должна быть возложена обязанность по приведению помещения в прежнее состояние путем выполнения демонтажа унитаза и душевого поддона в помещении № 1 в предусмотренном законом порядке. При этом оснований для удовлетворения требований о восстановлении дверного проема между помещениями кухни и комнаты суд не усмотрел, поскольку его отсутствие доказательствами не подтверждено.
Судебная коллегия согласилась с выводами суда, поскольку они основаны на законе и материалах дела.
Так, 17.01.2023 в адрес администрации Ленинского района Города Томска поступило заявление А., проживающей по адресу: /__/, с просьбой провести проверку квартиры, собственником которой является Ворошилов Ю., по вопросу законности перепланировки и переустройства.
Из представленных в материалы дела документов: плана основного строения по /__/, составленного Бюро технической инвентаризации г. Томска по состоянию на 16.02.1996, в котором имеются также отметки, датированные 1988 годом, технического паспорта на жилой дом по состоянию на 10.12.2010, выписки из ЕГРН, акта об установлении наличия самовольной перепланировки и (или) переустройства нежилого помещения от 31.03.2023, следует, что в квартире по адресу: /__/, в помещении № 1 выполнено переустройство, а именно: монтаж унитаза, душевого поддона.
04.04.2023 администрацией Ленинского района Города Томска ответчикам направлено требование о приведении переустроенного помещения по адресу: /__/, в прежнее состояние в срок до 31.05.2023 с соблюдением действующих норм и правил эксплуатации жилого фонда. После завершения работ предложено представить в администрацию письменное уведомление о завершении приведения помещения в прежнее состояние.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
На основании ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Так, для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном ч. 2 ст. 40 данного Кодекса; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме; согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма), 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя; 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры (ч. 2 ст. 26 ЖК РФ).
Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 данного кодекса (ч. 1 ст. 29 ЖК РФ).
Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (ч. 3 ст. 29 ЖК РФ).
Между тем в силу ст. 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
Таким образом, приведенная норма подлежит применению с учетом специальных норм.
В соответствии с п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается (п.п. 1.7.2, 1.7.3 Правил).
Из материалов дела видно, что ответчики не выполнили установленный законом порядок проведения перепланировки и переустройства квартиры, произведенные работы выполнены самовольно без соответствующих разрешений и согласований с компетентными органами (организациями).
По мнению судебной коллегии, бесспорных и достаточных доказательств соответствия произведенной перепланировки и переустройства требованиям безопасности, строительным нормам и правилам, доказательств надлежащего подтверждения соблюдения прав и законных интересов граждан в материалы дела не представлено.
Таким образом, в квартире появилось дополнительное сантехническое оборудование, которое присоединено к общим инженерным системам.
Между тем безопасная перепланировка и переустройство квартиры возможны только на основании данных о состоянии всего дома, и только компетентные органы посредством оценки изначального состояния жилого помещения могут установить, что изменение технических характеристик одной квартиры не повлечет за собой существенных изменений в несущих конструкциях, канализационной системе всего дома.
При этом самовольное присоединение дополнительного сантехнического оборудования к инженерной системе всего дома может менять снижение нормативного давления подаваемой воды на верхние этажи вследствие увеличения нагрузки на нижнем этаже. В связи с чем в квартирах, расположенных на верхних этажах, подача воды может осуществляться с перебоями. В то время как при проектировании жилых домов тип, конструкция, иные характеристики инженерных систем определяются, в том числе, с учетом количества предполагаемого к эксплуатации сантехнического оборудования.
Кроме того, согласно подпункту «в» пункта 53 постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» потребителю запрещается самовольно вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный дом или жилой дом либо в технический паспорт жилого помещения.
Более того, как видно из дела, дополнительное сантехническое оборудование присоединено к имеющимся в квартире внутридомовым инженерным сетям.
Между тем внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения (состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях), внутридомовая инженерная система водоотведения (состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе) относятся к общему имуществу собственников многоквартирного дома (п.5 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 06.05.2011) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»).
Указанное согласуется с положениями ч.1 ст. 36 ЖК РФ, из которой следует, что санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, является общим имуществом многоквартирного дома и принадлежит собственникам помещений в данном доме на праве общей долевой собственности.
В соответствии со ст. 289 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 290).
Согласно ч. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Таким образом, дополнительное сантехническое оборудование присоединено к общему имуществу собственников многоквартирного дома, после чего эксплуатируется через присоединенные внутридомовые сети.
Между тем частью 2 ст. 36 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно ст. ст. 246, 247 ГК РФ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Частью 2 ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Из приведенных правовых норм следует, что на подключение к внутридомовым инженерным системам холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, являющихся общим имуществом, необходимо согласие всех собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме.
Таких доказательств ответчиками не представлено.
Кроме того, в соответствии с п. 1.7.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170, перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан или квартиры, не допускается.
Таким образом, ответчиками не представлено надлежащих доказательств, соответствующих требованиям об их относимости и допустимости, подтверждающих соответствие проведенных перепланировки и переустройства нормам специального законодательства, регулирующего названные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, тогда как оснований для такой оценки судебной коллегией не усматривается, в силу чего они состоятельными признаны быть не могут.
Кроме того, отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
На основании п. 3 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ изменение площади и (или) количества помещений объекта культурного наследия или его частей возможно исключительно путем проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
В случае, если работы на объекте культурного наследия проводятся с учетом сохранения его исторически сложившейся конструктивной схемы и объемно-планировочной структуры и связаны только с заменой и (или) восстановлением строительных конструкций объекта или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, а также заменой отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановлением указанных элементов, такие работы относятся к работам по сохранению объектов культурного наследия. В случае, если предполагаемые к проведению работы на объекте культурного наследия связаны с изменением его исторически сложившейся конструктивной схемы и объемно-планировочной структуры, то есть с изменением параметров объекта, его частей (площади, объема) за счет внутренней перепланировки либо освоения подземного пространства, а также заменой и (или) восстановлением несущих строительных конструкций объекта, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов, такие работы относятся к работам, затрагивающим конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия (письмо Минкультуры России от 02.12.2019 № 18930-12-02 «О работах по сохранению культурного наследия»).
Согласно положениям ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия проводятся в следующем порядке: органом охраны объектов культурного наследия выдается на проведение указанных работ задание, разрешение; разрабатывается проектная документация на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, которая должна быть согласована органом охраны объектов культурного наследия; осуществляется приемка работ по сохранению объекта культурного наследия собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ. Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.
Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной пунктом 7 настоящей статьи, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Таким образом, законом предусмотрен специальный порядок и условия при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, в случае нарушения которого предусмотрена ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как видно из дела, жилой дом по адресу: /__/, является объектом культурного наследия регионального значения «/__/», сер. XIX в.», поставлен на государственную охрану на основании приказа Комитета по охране объектов культурного наследия Томской области от 27.09.2019 № /__/.
Однако соответствующее заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства жилого помещения, в материалы дела не представлено.
Таким образом, по общему правилу переустроенное и (или) перепланированное жилое помещение с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки является самовольным и должно быть приведено в прежнее состояние.
Ссылаясь, что данная перепланировка выполнена в соответствии со строительными, пожарными, санитарными нормами и правилами не нарушает прав и законных интересов иных лиц, ответчики надлежащих доказательств не представили.
Кроме того, ответчиками не представлено и доказательств согласия других собственников многоквартирного дома по адресу: /__/, на присоединение коммуникаций, установленных в квартире № /__/, в части установления унитаза и душевого поддона в помещении № 1 и их присоединения к инженерным системам дома, поскольку согласно действующему законодательству они являются общим имуществом многоквартирного дома.
Согласно ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Разрешение на перепланировку и акт приемочной комиссии в соответствии со ст. 26 и 28 ЖК РФ ответчиками получены не были, такое разрешение не выдавалось.
Таким образом, учитывая, что переустройство спорного жилого помещения нарушает права жильцов дома, выполнено в нарушение положения ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», жилое помещение должно быть приведено в первоначальное состояние в установленный судом в соответствии со ст.206 ГПК РФ срок.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не привлек к участию в деле в качестве третьего лица и не опросил в качестве свидетеля А., которой была инициирована проверка, судебной коллегией не может быть принят во внимание. Действительно, закон связывает решение вопроса об устранении самовольных перепланировки и переустройства с проверкой наличия либо отсутствия нарушений прав и законных интересов иных лиц. Вместе с тем в данном случае права А. принятием оспариваемого решения не затрагиваются, какие-либо обязанности на нее не возлагаются, кроме того, ответчики не наделены правомочием по защите прав А.
Ссылка апеллянта на то обстоятельство, что в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения прав А., несостоятельна, поскольку факт самовольного переустройства путем присоединения к общедомовому оборудованию без согласия собственников свидетельствует о нарушении их прав.
Доводы жалобы о том, что квартира ответчиков расположена ниже квартиры А., с учетом вышеизложенных положений закона судебной коллегией не могут быть признаны обоснованными.
Доводы жалобы о том, что унитаз установлен в квартире ответчиков в 1988 году, душевой поддон – в 2004 году, ни в коридоре дома, ни на улице около дома не имеется ни общественного туалета, ни биотуалета, в связи с чем требование о демонтаже унитаза исполнить невозможно, на правильность выводов суда не влияют, поскольку правового значения в данном случае не имеют. Истец не лишен возможности защиты нарушенного права способами, предусмотренными законом.
Не могут быть приняты во внимание и доводы о том, что ответчик Ворошилов Ю.И. является /__/, пенсия по /__/ составляет /__/ руб., у ответчиков недостаточно денежных средств узаконить перепланировку. Как пояснил в суде апелляционной инстанции Ворошилов Ю.И., его дочь Ворошилова Д.Ю. совершеннолетняя, трудоспособна. Таким образом, ответчики как собственники жилого помещения, должны содержать его в надлежащем состоянии, не допуская нарушение закона, принимать меры к устранению нарушений.
Доводы о лишении возможности подать встречное исковое заявление не могут повлечь отмену судебного акта, поскольку ответчики не ограничены в праве обратиться с самостоятельным иском. Кроме того, как видно из дела, ходатайство о принятии встречного иска ответчики не заявляли.
При таких обстоятельствах решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы нет.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Томска от 22 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчиков Ворошилова Юрия Ивановича, Ворошиловой Дарьи Юрьевны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи