Дело № 2-234/2022
27RS0010-01-2022-000294-48
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Солнечный 13.05.2022
Солнечный районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Нестерова П.А.,
с участием представителя истца помощника прокурора Солнечного района Хабаровского края ФИО3,
представителя ответчика ООО «Солнечная теплоэнергетическая компания» ФИО4,
представителя третьего лица администрации Солнечного муниципального района ФИО5,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Солнечного района Хабаровского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Солнечная теплоэнергетическая компания», администрации Солнечного муниципального района о возложении обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности на котельной, расположенной в сельском поселении «село Эворон» Солнечного муниципального района Хабаровского края,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Солнечного района Хабаровского края обратился в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Солнечная теплоэнергетическая компания», администрации Солнечного муниципального района о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности, мотивируя тем, что прокуратурой Солнечного района Хабаровского края на основании информации и материалов, представленных заместителем начальника ОНПР по Солнечному району УНПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, проведена проверка деятельности котельной, расположенной в сельском поселении «село Эворон» Солнечного муниципального района, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
Считает, что со стороны ответчиков нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации в области противопожарной безопасности, данные нарушения несут угрозу жизни и здоровья граждан.
Просит обязать администрацию Солнечного муниципального района в срок не
позднее ДД.ММ.ГГГГ: обеспечить наличие исполнительной документации на установки и системы противопожарной защиты котельной <адрес>; обеспечить наличие устройств отключения инженерных систем котельной <адрес> при возникновении пожара. Обеспечить наличие технической документации (сертификата соответствия) утеплителя стен здания котельной <адрес>. Обязать ООО «Солнечная теплоэнергетическая компания» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ: обеспечить исправность системы автоматической пожарной
сигнализации котельной в <адрес>; осуществлять техническое обслуживание систем противопожарной защиты котельной в <адрес> (автоматической установки пожарной (сигнализации); обеспечить наличие графика регламентных работ; обеспечить питание систем противопожарной защиты в дежурном
режиме аккумуляторной батареи системы оповещения и управления эвакуацией
людей в случае пожара, используемой в качестве резервного источника
питания, в течение 24ч. плюс 1ч. работы системы пожарной автоматики в тревожном режиме; обеспечить расположение дымовых извещателей котельной в <адрес> вблизи электросветильников на расстоянии более 0,5м; организовать проведение эксплуатационных испытаний пожарной лестницы с составлением соответствующего протокола испытаний (не реже 1 раза в 5 лет). Проводить проверки работоспособности сетей внутреннего противопожарного водопровода (не реже 2 раз в год) организацией имеющей лицензию на данный вид деятельности; обеспечить наличие знаков пожарной безопасности обозначающие ручные пожарные извещатели, пожарные краны котельной в <адрес>; обеспечить соответствие плана эвакуации котельной в <адрес> установленным требованиям ГОСТа; заделать негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшиеся отверстия и зазоры в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями котельной в <адрес>.
Определением Солнечного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ судом принят отказ от исковых требований к администрации Солнечного района Хабаровского кря в части: 1) обеспечить наличие устройств отключения инженерных систем котельной <адрес> при возникновении пожара; 2) обеспечить наличие технической документации (сертификата соответствия) утеплителя стен здания котельной <адрес>. К ООО «СТК» заявлен отказ от исковых требований в части: 1) обеспечить наличие знаков пожарной безопасности обозначающие ручные пожарные извещатели, пожарные краны котельной в <адрес>; обеспечить соответствие плана эвакуации котельной в <адрес> установленным требованиям ГОСТа.
В судебном заседании помощник прокурора Солнечного района Хабаровского края ФИО3 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Солнечного района Хабаровского края была проведена дополнительная проверка котельной <адрес> о соблюдении требований пожарной безопасности, в ходе которой было установлено, что на втором этаже котельной дымовые извещатели расположены на расстоянии более 0,5 м, что соответствует требованиям, но на первом этаже нарушения указанные в исковом заявлении не устранены. Установить работоспособность резервного источника питания системы противопожарной защиты не представилось возможным по причине не работоспособной системы пожарной сигнализации. Отверстия и зазоры в местах пересечения электрических проводов заделаны пеной не до конца, что не исключает возможность перехода газа, дыма, пламени в соседние помещения, в случае возгорания. Горючесть материала, которым заделаны указанные зазоры и отверстия установить не представляется возможным, в связи с отсутствием подтверждающих документов. В месте расположения технологической коммуникации между помещением коридора и основного зала котельной на первом этаже заделка негорючими материалами не произведена. Исковые требования в части срока исполнения уточнила, увеличила срок исполнения решения суда до четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Полагает, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Представитель ответчика ООО «Солнечная теплоэнергетическая компания» ФИО4 в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований не возражала.
Представитель администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края ФИО5 в судебном заседании суду пояснил, что для выполнения указанных требований пожарной безопасности необходимы денежные средства, бюджет Солнечного муниципального района сформирован, просил об увеличении срока исполнения решения суда до шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда для изыскания денежных средств.
Определением Солнечного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечен Отдел надзорной деятельности профилактической работы по Солнечному муниципальному району УНПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю.
Представитель Отдела надзорной деятельности профилактической работы по Солнечному муниципальному району УНПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю в судебное заседание не явился уведомлен надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Статьей 1 названного Федерального закона установлено, что нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно п. 54 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем. При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной
безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке. Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Вместе с тем установлено, что система автоматической пожарной сигнализации котельной в п. Эворон не исправна, находится полностью в отключенном состоянии. Отсутствует (не предоставлена) исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта. Не осуществляется техническое обслуживание (договор не предоставлен) систем противопожарной защиты объекта (автоматической установки пожарной сигнализации), отсутствует график регламентных работ.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности,
установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не
превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности,
установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными
документами по пожарной безопасности.
Согласно ч. 3 ст. 4 ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 15.3 СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования, утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175 (далее - СП 5.13130.2009) при наличии одного источника электропитания (на объектах III категории надежности электроснабжения) допускается использовать в качестве резервного источника питания электроприемников, указанных в 15.1, аккумуляторные батареи или блоки бесперебойного питания, которые должны обеспечивать питание указанных электроприемников в дежурном режиме в течение 24 ч плюс 1 ч работы системы пожарной автоматики в тревожном режиме. При использовании аккумулятора в качестве источника питания режиме быть обеспечен режим подзарядки аккумулятора.
Согласно п. 13.3.6 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» Размещение точечных тепловых и дымовых пожарных извещателей следует производить с учетом воздушных потоков в защищаемом помещении, вызываемых приточной и/или вытяжной вентиляцией, при этом расстояние от извещателя до вентиляционного отверстия должно быть не менее 1 м. В случае применения аспирационных пожарных извещателей расстояние от воздухозаборной трубы с отверстиями до вентиляционного отверстия регламентируется величиной допустимого воздушного потока для данного типа извещателей в соответствии с технической документацией на извещатель.
Горизонтальное и вертикальное расстояние от извещателей до близлежащих предметов и устройств, до электросветильников в любом случае должно быть не менее 0,5 м. Размещение пожарных извещателей должно осуществляться таким образом, чтобы близлежащие предметы и устройства (трубы, воздуховоды, оборудование и прочее) не препятствовали воздействию факторов пожара на извещатели, а источники светового излучения, электромагнитные помехи не влияли на сохранение извещателем работоспособности.
Согласно пп. «б» п. 17 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 руководители организаций организуют не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Согласно п. 15 ст. 12 ФЗ-99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническом) обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Согласно п. 48 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 Руководитель организации обеспечивает проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями, в том числе электрическими проводами, кабелями, трубопроводами.
В судебном заседании установлено, что аккумуляторная батарея системы оповещения и управления эвакуацией людей котельной в <адрес> в случае пожара, используемая в качестве резервного источника питания, не обеспечивает питание систем противопожарной защиты в дежурном режиме в течении 24 ч. плюс 1ч. работы системы пожарной автоматике в тревожном режиме. Дымовые извещатели расположены вблизи электросветильников на расстоянии менее 0,5м (кабинет начальника, гардероб, мужская раздевалка, электрощитовая). Для котельной <адрес> не организовано проведение эксплуатационных испытаний пожарной лестницы с составлением соответствующего протокола испытаний (не реже 1 раза в 5 лет), не проводятся проверки работоспособности сетей внутреннего противопожарного водопровода (не реже 2 раз в год) организацией имеющей лицензию на данный вид деятельности. В котельной <адрес> не заделаны негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшиеся отверстия и зазоры в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями.
Из акта осмотра котельной <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на втором этаже котельной дымовые извещатели расположены на расстоянии более 0,5 м, что соответствует требованиям, но на первом этаже нарушения указанные в исковом заявлении не устранены. Установить работоспособность резервного источника питания системы противопожарной защиты не представилось возможным по причине не работоспособной системы пожарной сигнализации. Отверстия и зазоры в местах пересечения электрических проводов заделаны пеной не до конца, что не исключает возможность перехода газа, дыма, пламени в соседние помещения, в случае возгорания. Горючесть материала, которым заделаны указанные зазоры и отверстия установить не представляется возможным, в связи с отсутствием подтверждающих документов. В месте расположения технологической коммуникации между помещением коридора и основного зала котельной на первом этаже заделка негорючими материалами не произведена.
В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ПС РФ) собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. При этом, в силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества лежит на его собственнике, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом под бременем содержания имущества понимается обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии. Названное положение закона действует в интересах абстрактного неограниченного круга лиц, поскольку обязывает собственника поддерживать имущество в надлежащем состоянии в тех случаях, когда это необходимо для предотвращения вреда жизни и здоровью, имуществу окружающих собственника лиц, общественной инфраструктуре и общественной безопасности.
Пунктом 4 части 1 предусмотрена обязанность поселения организовывать в водоснабжение населения.
В силу положений части 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В силу пунктов 4.2 и 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями в сфере организации теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, Солнечный муниципальный район, являясь собственником систем водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения и водоотведения, обладая полномочиями по организации в сельских поселениях района электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, обязан содержать сети в исправном состоянии, обеспечивающем их бесперебойную работу, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений объектов ЖКХ.
При этом передача имущества в аренду эксплуатирующим организациям не освобождает Солнечный район в лице его полномочных органов от всех обязанностей собственника этого имущества.
Одновременно с этим, статьей 17 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом «О теплоснабжении».
Из положений статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района по организации теплоснабжения на соответствующих территориях сельских поселений относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств.
Администрация Солнечного муниципального района Хабаровского края является собственником котельной <адрес> муниципального района - муниципального имущества, относящегося к коммунальной инфраструктуре, служащего для производства и передачи и распределения тепловой энергии.
В соответствии с договором аренды муниципального имущества № о ДД.ММ.ГГГГ администрацией Солнечного муниципального района (арендодатель ООО «Солнечная теплоэнергетическая компания» (арендатор) передан муниципальное имущество для организации теплоснабжения, в том числ котельная, расположенная в <адрес> муниципального район (промзона по <адрес> на восток).
Как следует из предписаний ОНПР по Солнечному району УНПР ГЗ МЧС России по Хабаровскому краю не обеспечено наличие технической документации на пожарную сигнализацию для котельной <адрес>, в котельной отсутствуют устройства отключения инженерных систем здания при возникновении пожара.
Таким образом, судом установлено, что в аренду ООО «СТК» передано имущество, не отвечающее требованиям пожарной безопасности в указанной части, в связи с чем обязанность по устранению названных нарушений должна быть возложена на собственника имущества.
Выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности объектов коммунальной энергетики (котельные) создают угрозу жизни и здоровья населения, снижают защищенность зданий в случае возникновения пожароопасной ситуации, а также снижают антитеррористическую защищенность объектов в случае совершения террористического акта.
Допущенные нарушения требований пожарной безопасности препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, спасению людей на случай пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, что обуславливает возможность прокурора в порядке чЛ ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) обратиться в суд с требованием о защите прав и законных интересов данных лиц.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора Солнечного района Хабаровского края о возложении обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности на котельной, расположенной в сельском поселении «<адрес>» Солнечного муниципального района <адрес>, подлежат удовлетворению.
При определении сроков исполнения решения суда, суд принимая во внимание сведения, установленные по делу, исходя из принципа разумности и справедливости, с учетом временных затрат на исполнение решения суда, считает, что срок четыре месяца со дня вступления в законную силу решения суда, будет является разумным для исполнения судебного решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Солнечного района Хабаровского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Солнечная теплоэнергетическая компания», администрации Солнечного муниципального района о возложении обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности на котельной, расположенной в сельском поселении «<адрес>» Солнечного муниципального района Хабаровского края – удовлетворить.
Обязать администрацию Солнечного муниципального района в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда:
1) Обеспечить наличие исполнительной документации на установки и системы противопожарной защиты котельной <адрес>;
2. Обязать ООО «Солнечная теплоэнергетическая компания» в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда:
1) Обеспечить исправность системы автоматической пожарной
сигнализации котельной в <адрес>;
2) Осуществлять техническое обслуживание систем противопожарной
защиты котельной в <адрес> (автоматической установки пожарной
сигнализации); обеспечить наличие графика регламентных работ;
3) Обеспечить питание систем противопожарной защиты в дежурном
режиме аккумуляторной батареи системы оповещения и управления эвакуацией
людей в случае пожара, используемой в качестве резервного источника питания, в течении 24ч. плюс 1ч. работы системы пожарной автоматики в тревожном режиме;
4) Обеспечить расположение дымовых извещателей котельной в <адрес> вблизи электросветильников на расстоянии более 0,5м;
5). Организовать проведение эксплуатационных испытаний пожарной лестницы с составлением соответствующего протокола испытаний (не реже 1 раза в 5 лет).
6) Проводить проверки работоспособности сетей внутреннего противопожарного водопровода (не реже 2 раз в год) организацией имеющей лицензию на данный вид деятельности;
7) Заделать негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшиеся отверстия и зазоры в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями котельной в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Солнечный районный суд Хабаровского края в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья П.А. Нестеров
Решение в окончательной форме составлено 17.05.2022