Решение по делу № 2-205/2020 от 03.06.2020

дело №2-205/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 июля 2020 года                         пгт.Троицко-Печорск

Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Чулкова Р.В.,

при секретаре Задорожной О.А.,

с участием представителя истца помощника прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми Роик М.С.,

представителя ответчика Пивченко А.Е.,

представителя третьего лица Терновецкого И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию сельское поселение «Покча» о возложении обязанности устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности,

установил:

Прокурор Троицко-Печорского района Республики Коми (далее прокурор, истец) обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации сельского поселения «Покча» (далее администрация, ответчик) о возложении обязанности устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Иск мотивирован тем, что при рассмотрении информации, поступившей из ОНД и ПР ГУ МЧС России по Троицко-Печорскому району выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, выразившиеся в том, что населенный пункт п.Русаново не обеспечен достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, чем нарушены п.16 Правил противопожарного режима в РФ, ч.4 ст.6, ч.1-2 ст.62, ст.63, ч.1-2, 4 ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», абз.3 ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.9.11 Свода правил 8.13130.2009. Надзорным органом пожарной безопасности принимались меры реагирования по выявленным нарушениям, срок устранения устанавливался до 01.05.2020, однако, до настоящего времени они не устранены. Данные нарушения создают реальную угрозу для жизни и здоровья пребывающих на территории сельского поселения людей, а также могут серьезным образом повлиять на возможность тушения пожара, привести к массовой гибели людей. Просит суд возложить на ответчика обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности.

В судебном заседании помощник прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми Роик М.С. исковые требования поддержала в полном объеме, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика – глава сельского поселения «Покча» Пивченко А.Е., действующий на основании Устава, против удовлетворения исковых требований прокурора в целом не возражал, пояснив, что причиной отсутствия достаточного количества пожарных водоемов является ненадлежащее финансирование. В настоящее время выделены денежные средства на оборудование пожарного водоема в п.Русаново на ул.Центральная, в августе планируется окончание работ. В связи с отсутствием финансирования в текущем году устранить нарушения, указанные прокурором в иске, не представляется возможным, просил установить срок до мая-июня 2021.

В судебном заседании представитель третьего лица ОНД и ПР ГУ МЧС России по Троицко-Печорскому району Треновецкий И.В. иск прокурора поддержал, дополнительно указав, что при проведении проверок в 2019-2020 годах было выявлено нарушение - отсутствие наружного противопожарного водоснабжения в с.Покча и в с.Русаново. По итогам проверки в 2020 году в установленный срок предписание в с.Покча было исполнено, в пст.Русаново данное нарушение не устранено.

Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд считает иск подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Уставом МО СП «Покча» к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (пп.4 п.1, пп.3 п.2 ст.10 Устава). Поселок сельского типа Русаново входит в состав МО СП «Покча» (п.2 ст.4 Устава).

На основании распоряжения начальника ОНД и ПР Троицко-Печорского УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Коми Терновецкого И.В. от 12.04.2019 была проведена внеплановая проверка администрации сельского поселения по результатам которой 22.04.2019 составлен акт . В результате проверки были установлены нарушения пожарной безопасности, которые указаны прокурором в рассматриваемом иске.

В этот же день в адрес ответчика вынесено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Срок устранения данных нарушений установлен до 01.05.2020.

Распоряжением начальника ОНД и ПР Троицко-Печорского УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Коми Терновецкого И.В. от 23.04.2020 была проведена внеплановая проверка администрации сельского поселения по результатам которой 25.05.2020 составлен акт . В результате проверки установлено, что предписание от 22.04.2019 выполнено частично, не исполнено в части выявленных ранее нарушений пожарной безопасности, указанных прокурором в иске.

25.05.2020 в адрес ответчика вынесено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности со сроком исполнения до 01.05.2021.

Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании представленными и исследованными доказательствами и сторонами по делу не оспариваются.

Согласно п.8, 9 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В силу ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего государственный пожарный надзор, должно содержать законные требования, соблюдение которых обязательно в силу закона.

Таким образом, на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований пожарной безопасности, соблюдение которых обязательно для него в силу закона.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и Федеральных законах.

    В соответствии со ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Согласно ст.38 Федерального закона «О пожарной безопасности» собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах РФ и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. К нормативным правовым актам РФ по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Согласно ст.6 данного Закона, пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст.63 настоящего Федерального закона.

Статья 62 Федерального закона №123-ФЗ предусматривает, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.

В силу ст.63 Закона №123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

В соответствии со ст.68 Закона на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством РФ; противопожарные резервуары. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 объемом до 1000 куб.м., расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, зданиях и сооружениях класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 куб.м., складах минеральных удобрений объемом до 5000 куб.м., в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.

С учетом положений п.9.11 СП 8.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 №178, пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп. Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или искусственных водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований п.9.9 настоящего Свода правил. Расстояние от точки забора воды из резервуаров или искусственных водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов горючих материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости - не менее 10 м.

Доводы представителя ответчика о недостаточном финансировании мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности признаются судом не обоснованными, поскольку в силу вышеуказанных требований закона, не снимают с ответчика обязанностей по их исполнению. При этом, суд отмечает, что о наличии выявленных нарушений требований пожарной безопасности органу местного самоуправления сельского поселения было известно при проведении проверки в апреле 2019 года, следовательно, реальная возможность включения в бюджет на 2020 год расходов, связанных с их устранением имелась.

Таким образом, из установленных судом обстоятельств, следует обязанность администрации устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, поскольку данные требования основаны на законе, выявлены органом, уполномоченным осуществлять надзор за выполнением требований пожарной безопасности в пределах компетенции, предоставленной ему законом, в связи с чем, иск прокурора подлежит удовлетворению.

При этом, суд соглашается с позицией прокурора, что выявленные нарушения создают реальную угрозу жизни и здоровья пребывающих на территории сельского поселения людей, которая в условиях пожароопасного сезона, установленного Постановлением Правительства Республики Коми от 28.04.2020 №212 с 30.04.2020, многократно возрастает, может серьезным образом повлиять на возможность тушения пожара, привести к массовой гибели людей, а также причинению имущественного вреда.

Суд не взыскивает с ответчика государственную пошлину, поскольку администрация сельского поселения «Покча», как орган местного самоуправления, в силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию сельское поселение «Покча» о возложении обязанности устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения «Покча» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности путем обеспечения достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения в районах ул.Лесная, ул.Центральная у дома в п.Русаново Троицко-Печорского района Республики Коми.

Резолютивная часть решения изготовлена на компьютере и подписана судьей в совещательной комнате.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 05 августа 2020.

Судья                      Р.В.Чулков

2-205/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Троицко-Печорского района РК Тарачев А.В.
Ответчики
Администрация СП "Покча"
Другие
ОНД и ПР ГУ МЧС России по Троцико-Печорскому району
Суд
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми
Судья
Чулков Р.В.
Дело на сайте суда
trpsud.komi.sudrf.ru
03.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.06.2020Передача материалов судье
15.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2020Судебное заседание
27.07.2020Судебное заседание
16.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020Дело оформлено
31.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее