УИД 03RS0003-01-2022-001124-81
Дело № 2-2600/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 11 мая 2022 года
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Искандаровой Т.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хамидуллиной Д.Р.,
с участием представителя процессуального истца по доверенности Изгиной К.З.,
представителя ответчика Абезгильдина К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ишимбайского межрайонного прокурора Республики Башкортостан, действующего в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Каримовой Танзили Анваровны, к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом,
установил:
Ишимбайский межрайонный прокурор Республики Башкортостан, действующий в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Каримовой Т.А., к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом.
В обоснование иска указано, что в ходе проведения проверки по исполнению законодательства в сфере здравоохранения в части надлежащего обеспечения лекарственным препаратом «Голимумаб» установлено, что Каримова Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является <данные изъяты> и состоит на диспансерном учете ГБУЗ <данные изъяты> Согласно заключению комиссии по контролю за лечением <данные изъяты>, Каримовой Т.А. рекомендована терапия препаратом <данные изъяты>. Проверка показала, что Министерством здравоохранения РБ меры по бесперебойному обеспечению Каримовой Т.А. вышеуказанным лекарственным препаратом не приняты, рецепты в необходимом количестве не выписывались.
На основании вышеизложенного истец просит суд возложить на Министерство здравоохранения РБ обязанность бесперебойно обеспечивать Каримову Т.А. лекарственным препаратом «<данные изъяты>.
Процессуальный истец по доверенности помощник прокурора Изгина К.З. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения РБ по доверенности Абезгильдин К.А., иск не признал, в удовлетворении исковых требований просил отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, а также указал, что Министерство не бездействует, ДД.ММ.ГГГГ дано поручение на закупку лекарственного препарата <данные изъяты> а ДД.ММ.ГГГГ лекарственный препарат отгружен в аптеку по месту жительства пациентов.
Истец Каримова Т.А., представитель третьего лица ГБУЗ РБ Ишимбайская центральная районная больница в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявивщихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Каримова Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения установлен диагноз «<данные изъяты> является <данные изъяты>, в связи, с чем он состоит на диспансерном учете <данные изъяты>.
Согласно заключению комиссии Министерства здравоохранения РБ по контролю за лечением генно-инженерными биологическими препаратами Каримовой Т.А. рекомендована <данные изъяты>.
Протоколом врачебной комиссии ГБУЗ РБ Ишимбайская центральная районная больница № от ДД.ММ.ГГГГ. Каримовой Т.А. разрешено выписывать рецепт на препарат <данные изъяты>.
Врачом ГБУЗ РБ Ишимбайская центральная районная больница Каримовой Т.А. были выписаны рецепты: серия № от ДД.ММ.ГГГГ., серия № от ДД.ММ.ГГГГ., серия № от ДД.ММ.ГГГГ серия № от ДД.ММ.ГГГГ серия № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведения прокуратурой проверки по обеспечению лекарственным препаратом, установлено, что Каримовой Т.А. лекарственный препарат «<данные изъяты>, в связи с чем и был инициирован настоящий иск.
Не обеспечение Каримовой Т.А. лекарственным препаратом <данные изъяты> в необходимом количестве и бесперебойно подтверждается рецептами, которые в ДД.ММ.ГГГГ выписаны лишь на <данные изъяты>
Таким образом, судом установлено, что Каримова Т.А. указанными лекарственным препаратом надлежащим образом, не обеспечивалась.
Согласно статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях (статья 8 указанного Федерального закона).
Статья 10 Закона гласит, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются (статья 11 Закона).
В соответствии со статьей 16 названного Федерального закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения.
В силу статьи 19 данного Федерального закона каждый имеет право на медицинскую помощь. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 года N 1610 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период" 2021 и 2022 годов, Программа устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления), средства обязательного медицинского страхования.
Как установлено статьей 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов.
В силу статьи 6.3 Закона, порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" определен перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Обеспечение лекарственными препаратами по этому перечню осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Этим же постановлением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено:
осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры;
своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой;
привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.
Таким образом, из толкования вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что, прежде всего, обязанность по обеспечению лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями, лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных органов.
На эти же органы возложена обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.
Прием лекарственного препарата «Голимумаб» необходим для поддержания жизнедеятельности Каримовой Т.А.
Несмотря на нуждаемость Каримовой Т.А. в вышеуказанном медицинском препарате, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан контроль за обеспечением его необходимым лекарственным препаратом в должной мере не осуществляло.
Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09.07.2014 года N 310, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан.
Пунктом 2.1 указанного Положения предусмотрено, что основными задачами Министерства являются разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения.
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан выступает главным распорядителем и получателем средств республиканского бюджета.
Таким образом, обеспечение лекарственными препаратами Каримовой Т.А.. возложено на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.
Бездействие Министерства здравоохранения Республики Башкортостан противоречит действующему законодательству, нарушает права Каримовой Т.А. на бесплатную медицинскую помощь. Более того, не предоставление лекарственного препарата в рекомендованных лечащим врачом дозировках и количестве влечет нарушение ее права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации недопустимо.
Процедура обеспечения лекарственными препаратами льготных категорий граждан установлена п. п. 2.1, 2.3, 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 29.12.2004 N 328, а также в письме Минздравсоцразвития РФ от 25.01.2005 N 26-МЗ, Методических рекомендациях по обеспечению необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан при обязательном медицинском страховании, утвержденных Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 30.12.2004, N 4742/40.
Обеспечение нуждающихся лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и по смыслу пункта 2.7 Порядка N 328 должно осуществляться бесперебойно.
Доводы представителя Министерства здравоохранения РБ о том, что Министерством предприняты все необходимые действия по обеспечению Каримовой Т.А. лекарственным препаратом, суд отклоняет, поскольку эти доводы опровергнуты представленными в материалы дела доказательствами. Лекарственным препаратом Каримова Т.А. обеспечена не в назначенном медицинским учреждением объеме.
Также суд отклоняет довод ответчика о том, что ДД.ММ.ГГГГ лекарственный препарат отгружен по месту жительства пациента, так как меры по обеспечению истца лекарственным препаратом были приняты после проведения прокуратурой проверки и обращения с иском в суд.
Анализируя изложенное выше, учитывая, что необеспечение Каримову Т.А. необходимым лекарственным препаратом в необходимом объеме, бесперебойно нарушает ее право на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации недопустимо, в настоящее время обеспечение лекарственными препаратами возложено на Министерство здравоохранения РБ, указанные лекарственные препараты необходимы Каримовой Т.А. по медицинским показаниям, суд находит исковые требования Ишимбайского межрайонного прокурора Республики Башкортостан, действующего в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Каримовой Танзили Анваровны, к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом подлежащими удовлетворению.
Обращая решение суда к немедленному исполнению, суд руководствуется положениями части 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и исходит из установленных фактических обстоятельств, свидетельствующих о нуждаемости Каримовой Т.А. в лекарственном препарате по жизненным показаниям.
Руководствуясь ст.ст.194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Ишимбайского межрайонного прокурора Республики Башкортостан, действующего в интересах Каримовой Танзили Анваровны - удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан бесперебойно обеспечивать Каримову Танзилю Анваровну лекарственным препаратом <данные изъяты>.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Т.Н. Искандарова
Мотивированное решение суда составлено 18 мая 2022 года.