К делу № 2а-2280/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Крымск «19» августа 2016 года.
Судья Крымского районного суда Краснодарского края Корныльев В.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Крымского межрайонного прокурора в интересах муниципального образования и Российской Федерации к администрации Мерчанского сельского поселения Крымского района о признании незаконным бездействия администрации в части исполнения законодательства о землепользовании и государственном кадастре недвижимости,
установил:
Крымский межрайонный прокурор в интересах муниципального образования и Российской Федерации в порядке ст.ст. 39, 218 КАС РФ обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Мерчанского сельского поселения Крымского района о признании незаконным бездействия администрации в части исполнения законодательства о землепользовании и государственном кадастре недвижимости.
Свои требования мотивирует тем, что Крымской межрайонной прокуратурой в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом РФ от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» осуществлены надзорные мероприятия, в ходе которых выявлено бездействие администрации Мерчанского сельского поселения Крымского района в части исполнения законодательства о землепользовании и государственном кадастре недвижимости. Как следует из информации Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, на территории поселения имеются два земельных участка, с кадастровыми номерами №, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о категории земель, к которой отнесены эти земельные участки. Отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о категории земель, к которым отнесены земельные участки, отсутствия установленного вида разрешенного использования или неоднозначный вид разрешенного использования земельных участков не позволяют выбрать соответствующее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков и, соответственно, определить их кадастровую стоимость, что значительно сокращают доходную часть консолидированного бюджета. Таким образом, незаконное бездействие администрации Мерчанского сельского поселения Крымского района влечет уменьшение доходов муниципального образования, подрывает финансово-экономическую основу местного самоуправления, создает препятствие для осуществления экономической деятельности, направленной на решение вопросов местного значения и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией. В связи с чем, он просит суд признать незаконным бездействие администрации Мерчанского сельского поселения Крымского района при исполнении законодательства о землепользовании и государственном кадастре недвижимости, обязать администрацию Мерчанского сельского поселения Крымского района в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать работу по принятию решений об отнесении к определенной категории земель земельных участков с кадастровыми номерами № а также в соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ от 24.07.2007 года №221-ФЗ направить соответствующие документы в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.
Представитель административного истца – помощник Крымского межрайонного прокурора Лихогруд А.С. в судебное заседание не явилась. От неё поступило письменное заявление, в котором она просит суд рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя административного истца, в порядке упрощенного (письменного) производства. Суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.
Представитель административного ответчика – администрации Мерчанского сельского поселения Крымского района – Рыбина Нина Владимировна, действующая по доверенности от 30.05.2016 года, в судебное заседание не явилась. От неё поступило письменное заявление, в котором она заявленные Крымским межрайонным прокурором административные требования признаёт в полном объёме, просит суд рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие представителя административного ответчика, не возражает против рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства. Суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика.
Изучив письменные материалы дела, всестороннее оценив обстоятельства дела, суд считает, что административные исковые требования Крымского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В судебном заседании установлено, что Крымской межрайонной прокуратурой в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом РФ от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» осуществлены надзорные мероприятия, в ходе которых выявлено бездействие администрации Мерчанского сельского поселения Крымского района в части исполнения законодательства о землепользовании и государственном кадастре недвижимости.
Одним из принципов российского земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства Российской Федерации (подп. 8 п.1 статьи 1., п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ).
Правовое регулирование оборота, порядок и способы приобретения права на земельные участки в значительной мере определяются категорией земли.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Земельного кодекса РФ категория земель указывается практически во всех документах, а именно: в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; в договорах, предметом которых являются земельные участки; в государственном кадастре недвижимости; в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в иных документах в случаях, установленных Федеральными законами и законами субъектов РФ. Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» является обязательным отнесение земель или земельных участков к одной из категорий.
Таким образом, категория (целевое назначение) – неотъемлемый элемент правового режима земельных участков как объектов недвижимого имущества. В силу указанных действующих императивных норм категория (целевое назначение) земельного участка в обязательном порядке должна быть определена и должна быть единственной для конкретного участка в целом. Земельный участок с неустановленной категорией земли – это объект с неустановленным правовым режимом, который не может участвовать в обороте.
Исходя из указанных императивных норм и принципа деления земель в Российской Федерации на категории следует, что категория земли должна быть обязательно определена при государственном кадастровом учете, приобретении и государственной регистрации прав на земельные участки. Процедура отнесения земель к той или иной категории применяется в случае неопределенности категории, когда сведения о категории отсутствуют и в правовых документах, и в документах Государственного кадастра недвижимости и в документах Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По общему правилу в этом случае необходимо принятие ненормативного правового акта – решения органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
Как следует из информации Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, на территории поселения имеются два земельных участка, с кадастровыми номерами №, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о категории земель, к которой отнесены эти земельные участки, в связи с чем, не определена их кадастровая стоимость.
При осуществлении кадастрового учета земельного участка его кадастровая стоимость определяется путем умножения соответствующего удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, утвержденного соответствующим актом администрации Краснодарского края об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, на площадь земельного участка. Значение соответствующего удельного показателя кадастровой стоимости определяется с использованием следующих сведений о земельном участке, внесенных в государственный кадастр недвижимости: категория земель, к которой отнесен земельный участок; разрешенное использование земельного участка; номер кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок (для земель населенных пунктов).
Отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о категории земель, к которым отнесены земельные участки, отсутствия установленного вида разрешенного использования или неоднозначный вид разрешенного использования земельных участков не позволяют выбрать соответствующее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков и, соответственно, определить их кадастровую стоимость, значительно сокращают доходную часть консолидированного бюджета, так как в случаях, установленных федеральными законами, кадастровая стоимость земельных участков применяется для определения:
- размера земельного налога;
- размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
- цены земельного участка при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- размера налога на доходы физических лиц от продажи недвижимого имущества;
- размера государственной пошлины за совершение нотариальных действий и т.д..
Проведение указанной работы позволит определить кадастровую стоимость двух земельных участков, с кадастровыми номерами № и вовлечь их в налогооблагаемую базу.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что незаконное бездействие администрации Мерчанского сельского поселения Крымского района влечет уменьшение доходов муниципального образования, подрывает финансово-экономическую основу местного самоуправления, создает препятствие для осуществления экономической деятельности, направленной на решение вопросов местного значения и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 291 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Крымского межрайонного прокурора в интересах муниципального образования и Российской Федерации к администрации Мерчанского сельского поселения Крымского района о признании незаконным бездействия администрации в части исполнения законодательства о землепользовании и государственном кадастре недвижимости – удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации Мерчанского сельского поселения Крымского района в части исполнения законодательства о землепользовании и государственном кадастре недвижимости.
Обязать администрацию Мерчанского сельского поселения Крымского района в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать работу по принятию решений об отнесении к определенной категории земель двух земельных участков, с кадастровыми номерами №.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» направить соответствующие документы в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: подпись.