Решение по делу № 2-679/2024 от 01.07.2024

Дело №2-679/2024

УИД №65RS0001-01-2024-004346-61

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 ноября 2024 года                                                 город Оха Сахалинская область

Охинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Мелиховой З.В.,

при секретаре судебного заседания Гладких А.В.,

с участием:

представителя истца Творогова С.Ю. - Репкина А.А.,

рассмотрев в помещении Охинского городского суда Сахалинской области в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Творогова Сергея Юрьевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж и назначить страховую пенсию по старости,

установил:

Творогов С.Ю. обратился в Южно-Сахалинский городской суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области (далее ОСФР по Сахалинской области), в котором просит признать незаконным решение от 29 марта 2024 года №1789/24 об отказе в установлении пенсии, возложить обязанности включить в специальный стаж периоды работы электромонтером по ремонту воздушных линий электропередач, дающий право на назначение страховой пенсии по старости по Списку №2, в период с 17 декабря 1998 года по 02 августа 1999 года, с 03 августа 2000 года по 02 октября 2000 года, с 19 октября 2000 года по 13 мая 2001 года, с 22 сентября 2001 года по 31 декабря 2001 года, с 01 января 2002 года по 02 декабря 2002 года, с 05 декабря 2002 года по 30 июня 2006 года, с 01 июля 2006 года по 28 февраля 2007 года, с 01 марта 2007 года по 27 мая 2007 года, с 29 мая 2007 года по 30 июня 2007 года, с 01 июля 2007 года по 31 марта 2008 года, с 01 апреля 2008 года по 20 июня 2010 года, с 22 июня 2010 года по 10 августа 2010 года, с 13 августа 2010 года по 30 марта 2012 года, с 02 апреля 2012 года по 31 октября 2012 года, и назначить данную пенсию с 11 января 2024 года.

Свои требования Творогов С.Ю. мотивирует тем, что 11 января 2024 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», решением ОСФР по Сахалинской области от 29 марта 2024 года №1789/2024 ему отказано в установлении пенсии по причине отсутствия требуемого страхового стажа работы. Истец считает, что ответчик не включил заявленные им периоды работы в его специальный стаж незаконно, поскольку его работа электромонтером по ремонту воздушных линий электропередач общей продолжительностью 13 лет 3 месяца 12 дней соответствует работе, предусмотренной позицией 2290000а-19855 раздела XXVII Списка № 2 - электромонтеры по ремонту воздушных линий электропередачи (напряжением 35 кВ и выше), занятые работами на высоте свыше 5 метров, и дает ему право на досрочное пенсионное обеспечение.

Определением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 23 мая 2024 года данное гражданское дело передано на рассмотрение по подсудности в Охинский городской суд, которым оно принято к производству определением суда от 08 июля 2024 года.

Определением суда в протокольной форме к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: 30 июля 2024 года ООО «ННК-Сахалинморнефтегаз», 05 сентября 2024 года ООО «Охинские электрические сети».

В настоящем судебном заседании представитель истца Репкин А.А., представил заявление Творогова С.Ю. об отказе от исковых требований в части включения в льготный стаж периода роботы со 02 апреля 2012 года по 31 октября 2012 года, в оставшейся части заявленные требования поддержал по приведенным основаниям и просил их удовлетворить в полном объеме.

Определением суда от 05 ноября 2024 года производство по делу в части требований истца о включении в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода роботы со 02 апреля 2012 года по 31 октября 2012 года, прекращено в связи с отказом от исковых требований и принятием этого отказа судом.

Истец Творогов С.Ю. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об отложении не ходатайствовал, в судебных заседаниях 30 июля 2024 года и 01 октября 2024 года исковые требования поддержал, пояснил, что работал в Роснефти на высоковольтных линиях 35 кВ, занимался обходами, заменой проводов, установкой анкерных опор, заменой опор, работал в «когтях» и на высоте на открытом воздух полный рабочий день, работал только в Охинском районе, ежегодно проходил медицинские осмотры, в том числе для допуска к работе на высоте. За вредные условия труда производилась доплата и предоставлялся дополнительный отпуск. Работал в одной бригаде с Леденевым, Макаренко, Михайловым.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, ответчик о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, о причинах неявки своего представителя не сообщил, об отложении не ходатайствовал.

В письменных возражениях просит оказать в удовлетворении исковых требований, считает отказ истцу в назначении досрочной пенсии ввиду отсутствия стажа работы с тяжелыми условиями законным и обоснованным, указывает на то, что спорные периоды работы не были включены в специальный страховой стаж истца, поскольку при обращении с заявлением о назначении досрочной пенсии им не были представлены доказательства характера работы и занятости в течение полного рабочего дня в тяжелых условиях, в данном случае - на работах по обслуживанию воздушных линий высокого напряжения и контактной сети или воздушных линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше на высоте более 5 метров, которые предусмотрены соответственно позициями 2290000а-19829 и 2290000а-19855 раздела ХXVII Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

Представители третьих лиц - ООО «ННК-Сахалинморнефтегаз», ООО «Охинские электрические сети» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания третьи лица извещены надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовал. Третье лицо ООО «Охинские электрические сети» ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела суд приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 11 января 2024 года Творогов С.Ю., обратился в ОСФР по Сахалинской области с заявлением о назначении пенсии. Решением ОСФР по Сахалинской области №1789/24 истцу оказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального страхового стажа работы, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение.

При оценке права истца на досрочное пенсионное обеспечение в его специальный страховой стаж не были зачтены заявленные в исковом заявлении периоды работы электромонтером по ремонту воздушных линий электропередач.

Согласно оспариваемому решению пенсионного органа на день обращения за назначением пенсии страховой стаж Творогова С.Ю. составлял 30 лет 11 месяцев 3 дня, стаж работы в районах Крайнего Севера - 30 лет 02 месяца 093 дня, стаж работы с тяжелыми условиями по Списку №2 – 0 лет 7 месяцев 23 дня (с учетом положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года №2-П – 0 лет 11 месяцев 19 дней).

По расчету истца стаж работы с тяжелыми условиями по Списку №2 составляет 13 лет 3 месяца 12 дней.

Работа истца в заявленные им периоды времени подтверждается: трудовой книжкой (т.2 л.д.34-40), архивной справкой от 25 января 2024 года №20/64 (т.1 л.д.103-104), сведениями из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (т.1 л.д.55-60), справкой, уточняющей особый характер работы или условий труда за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.

В решении пенсионного органа №1789/24 основанием невключения спорных периодов работы истца в страховой стаж работы по Списку № 2 указано на отсутствие специального стажа работы по позиции 2290000а-19855 раздела ХXVII Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, при этом отказ в назначении пенсии не связан с не подтверждением самого факта работы в указанные периоды времени.

Вместе с этим, спорные периоды работы истца включены ответчиком в общий страховой страж и специальный стаж работы в районах Крайнего Севера, при этом в решении указано, что при имеющихся общем страховом стаже и стаже работы в районах Крайнего Севера право на страховую пенсию по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» за работу в районах Крайнего Севера наступит у истца в возрасте 60 лет с 12 мая 2032 года.

Невключение спорных периодов работы в льготный стаж и отказ в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием специального стажа работы по Списку истец считает незаконным, указывает на то, что постоянно в течение полного рабочего дня был занят ремонтом и обслуживанием воздушных линий электропередач напряжением 35 кВ и выше на высоте более 5 метров, что подтверждается сведениями о его работе.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (часть 2 статьи 33 Федерального закона № 400-ФЗ).

Аналогичные положения содержались в подпункте 2 пункта 1 статьи 27, пункте 2 статьи 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 1 января 2015 года, а также в статье 10 и пункте «б» статьи 12 действовавшего до 31 декабря 2001 года Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и в иных предшествующих ему законах.

Изменения, внесенные с 1 января 2019 года Федеральным законом от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» в Федеральный закон «О страховых пенсиях», в том числе в положения части 1 статьи 8, пункта 6 части 1 статьи 32 закона о возрасте, с которого наступает право на страховую пенсию, не повлекли повышения возраста, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 30 этого закона.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:

- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее - Список № 2 от 26 января 1991 года).

Список № 2 от 26 января 1991 года в разделе XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» предусматривает должность электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше на высоте более 5 метров (позиция 2290000а-19855).

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В пункте 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5, утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29, указано, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее восьмидесяти процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

На основании частей 1, 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса РФ основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.

В соответствии с пунктом 4 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015, при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются соответствующими документами, содержащими необходимые сведения.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.

В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года №258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случаях, когда необходимы данные о характере работы, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Судом установлено, что Творогов С.Ю. 17 декабря 1998 года принят электромонтером по ремонту воздушных линий электропередач 3 разряда в ОАО «Роснефть-Сахалинморнефтегаз» НГДУ «Оханефтегаз», 02 августа 1999 года уволен в связи с переменой места жительства; 03 августа 2000 года принят электромонтером по ремонту воздушных линий электропередач 3 разряда в ОАО «Роснефть-Сахалинморнефтегаз» НГДУ «Оханефтегаз» временно, 02 октября 2000 года уволен по окончанию временных работ; 19 октября 2000 года принят электромонтером по ремонту воздушных линий электропередач 3 разряда в ОАО «Роснефть-Сахалинморнефтегаз» НГДУ «Оханефтегаз», уволен 30 июня 2006 года в порядке перевода в ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», в указанный период работы, а именно с 20 февраля 2001 года по 19 марта 2001 года направлялся в Охинский Учебно-курсовой комбинат с отрывом от производства с сохранением среднего заработка; 01 июля 2006 года принят электромонтером по ремонту воздушных линий электропередач 3 разряда в филиал НГДУ «Оханефтегаз» ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», 01 марта 2007 года переведен электромонтером по ремонту воздушных линий электропередач 4 разряда в филиал НГДУ «Оханефтегаз» ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», 01 июля 2007 года переведен в электромонтером по ремонту воздушных линий электропередач 4 разряда в участок по обслуживанию электрооборудования и электроснабжения №1 обособленного подразделения «Энергонефть», 31 марта 2008 года уволен в порядке перевода в ООО «Сахалинэнергонефть», в указанный период работы, а именно с 04 декабря 2006 года по 31 декабря 2006 года направлялся в Охинский Учебно-курсовой комбинат с сохранением среднего заработка; 01 апреля 2008 года принят электромонтером по ремонту воздушных линий электропередач 4 разряда в ООО «Сахалинэнергонефть», 30 марта 2012 года трудовой договор расторгнут по инициативе работника. В обозначенные периоды Творогов С.Ю. выполнял следующие работы: перетяжка проводов ЛЭП, замена изоляций, замена подвесной, натяжной арматуры, замена спецболтов (поддерживающих), верховой осмотр (все соединения проводов, натяжной, подвесной арматуры с помощью специнструмента), замеры изоляции на пробой с применением специальных электроприборов (под напряжением), ремонт, замена, ревизия ЛР-35 кВ и выше (коммутационные аппараты), замена элементов деревянных П-образных анкерных опор, замена шлейфов, перемычек на ответвительных (распаечных) опорах, восстановление ЛЭП-35 кВ и выше (по погодным условиям), монтаж виброгасителей на провода ЛЭП-35 кВ и выше (защита вибрации провода при ветровых нагрузках), указанные работы проводились на высоте свыше 5 метров полный рабочий день в городе Оха и Охинском районе. Творогову С.Ю. предоставлялись дополнительные дни отпуска за вредные условия труда.

Указанные обстоятельства подтверждается представленными в дело доказательствами, а именно: пояснениями истца, его трудовой книжкой, архивными справками, справкой уточняющей особый характер работы или условий труда за период работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, личной карточной, трудовым договором от 01 апреля 2008 года №182, паспортами высоковольных линий электропередач, показаний свидетеля Леденёва С.А., пояснившего суду, что примерно с 1995-1996 год по 2012 год работал вместе с Твороговым С.Ю. в ООО «ННК-Сахалинморнефтегаз» электромонтерами по ремонту воздушных линий электропередач, во время работы проходили медицинские осмотры как вредники, так как работа была связана с высотой проверяли вестибулярный аппарат, получали доплаты и дополнительные дни отпуска, после увольнения из ООО «ННК-Сахалинморнефтегаз» вместе перешли работать в ООО «Охинские электрические сети». У него также возникали сложности с ОСФР по Сахалинской области по назначению досрочной страховой пенсии по старости, работу в должности электромонтера по ремонту воздушных линий электропередач не включали в стаж, обращался в суд и выиграл.

Несмотря на то, что медицинские карты истца суду не представлены, суд принимая во внимание пояснения истца и свидетеля Леденёва С.А., а также представленные медицинские карты свидетеля, приходит к выводу, что Творогов С.Ю. в период работы в должности электромонтера по ремонту воздушных линий электропередач проходил обязательные медицинские осмотры, в том числе для допуска к работе на высоте, поскольку данное требование предусмотрено Приказом Минздрава России от 28 января 2021 года №29н (ред. от 01 февраля 2022 года), которым утвержден Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры среди которых являются работы с высоким риском падения работника с высоты, а также работы на высоте без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более; работы, выполняемые на площадках на расстоянии менее 2 м от неогражденных (при отсутствии защитных ограждений) перепадов по высоте более 5 м либо при высоте ограждений, составляющей менее 1,1 м – периодичностью один раз в год. Аналогичные требования проведения предварительных и периодических медицинских осмотров содержались в Приказе Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1996 года №90 (окончание действия документа – 31 декабря 2011 года) «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии», утверждающим временный Перечень работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, действовавшим в спорный период, которым предусмотрены в том числе и работы на высоте, верхолазные работы и связанные с подъемом на высоту, а также по обслуживанию подъемных сооружений (верхолазными считаются все работы, когда основным средством предохранения работников от падения с высоты во все моменты работы и передвижения является предохранительный пояс).

Таким образом, проанализировав данные документы в совокупности, суд приходит к выводу, что работа истца соответствует характеристике работ электромонтера по ремонту воздушных линий электропередач 3,4 разрядов Тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих электроэнергетики, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 12 марта 1999 года №5, и заключалась в верховых осмотрах, проверках и ремонтах (восстановлении) линий электропередач, в том числе под напряжением, включая перетяжку проводов в пролетах линий электропередач, замеры изоляции на пробой и ее замену, монтаж гасителей вибрации для защиты проводов при ветровых нагрузках, а также замену (установку) иных элементов линий электропередач. В указанные периоды работы истцу предоставлялся ежегодный дополнительный отпуск и производилась доплата к тарифной ставке за работу с вредными условиями труда.

Доводы истца о фактическом характере и условиях его работы в спорные периоды времени в режиме постоянной занятости в течение полного рабочего дня в должности электромонтера воздушных линий электропередач 3,4 разряда, которая по квалификационным требованиям предусматривает постоянные верховые работы на воздушных линий электропередач напряжением 35 кВ и выше на высоте более 5 метров, и дает право на досрочное пенсионное обеспечение, подтверждены совокупностью исследованных доказательств, и ответчиком в порядке статей 12,56,57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не опровергнуты.

Периоды нахождения истца на курсах в Охинском Учебно-курсовом комбинате с 20 февраля 2001 года по 19 марта 2001 года и с 04 декабря 2006 года по 31 декабря 2006 года также дают право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку являются периодами работы с сохранением средней заработной платы с которых работодатель должен производить отчисление страховых взносов в пенсионный орган, в связи с чем исчисление стажа в данные периоды производится в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.

Отсутствие указания работодателем в индивидуальных сведениях застрахованного лица (работника) на льготный характер его работы и неуплата страховых взносов в необходимом размере не является безусловным основанием для отказа в зачете периодов трудовой деятельности в специальный страховой стаж работника и не исключает его права на назначение досрочной пенсии в связи с особыми условиями труда, поскольку его занятость на вредной работе в спорные периоды времени имеет необходимое подтверждение другими, приведенными выше, доказательствами. Работник объективно не имеет возможности влиять на исполнение работодателем обязанности по представлению в орган пенсионного обеспечения сведений индивидуального (персонифицированного учета) и уплате страховых взносов, а поэтому на него не может быть возложен риск негативных последствий в виде отказа в назначении льготной пенсии в результате представления работодателем недостоверных сведений о его работе и неуплаты страховых взносов в необходимом размере.

На основании изложенного, заявленные истцом периоды работы с 17 декабря 1998 года по 02 августа 1999 года, с 03 августа 2000 года по 02 октября 2000 года, с 19 октября 2000 года по 13 мая 2001 года, с 22 сентября 2001 года по 31 декабря 2001 года, с 01 января 2002 года по 02 декабря 2002 года, с 05 декабря 2002 года по 30 июня 2006 года, с 01 июля 2006 года по 28 февраля 2007 года, с 01 марта 2007 года по 27 мая 2007 года, с 29 мая 2007 года по 30 июня 2007 года, с 01 июля 2007 года по 31 марта 2008 года, с 01 апреля 2008 года по 20 июня 2010 года, с 22 июня 2010 года по 10 августа 2010 года, с 13 августа 2010 года по 30 марта 2012 года, подлежат включению в его специальный страховой стаж по Списку № 2, поскольку не были включены ответчиком в этот стаж необоснованно.

При установлении пенсий до 1 января 2002 года применялись нормы Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», которые в определенных случаях предусматривали возможность льготного исчисления общего и специального трудового стажа при определении права на пенсию. Так, в соответствии со статьей 94 данного Закона при подсчете общего трудового стажа периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчислялись в полуторном размере. Ни Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ни Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не предусматривают льготного исчисления страхового стажа при определении права на трудовую пенсию. Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П установил, что нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

В связи этим, при определении права на страховую пенсию исчисление страхового стажа, имевшего место до вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», за ним Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования, в том числе в льготном порядке (независимо от продолжительности стажа на указанную дату).

Продолжительность спорного стажа истца с учетом его льготного исчисления по 31 декабря 2001 года не засчитанного ответчиком составляет 12 лет 08 месяцев 12 дней, то есть более необходимого по закону.

Вместе с этим, поскольку в данном случае истец имеет необходимый общий страховой стаж (более 25 лет), страховой стаж работы с тяжелыми условиями труда (более 12 лет 6 месяцев) и стаж работы в районах Крайнего Севера (более 15 календарных лет), на основании части 2 статьи 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии (по пункту 2 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) 55 лет, уменьшается еще на 5 лет.

Следовательно, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости возникло у истца со дня достижения им возраста 50 лет (12 мая 2022 года), то есть на день обращения с заявлением о назначении пенсии – 11 января 2024 года Творогов С.Ю. такое право имел.

Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (части 1, 2 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе «О страховых пенсиях» (статья 21, 22 закона) содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения.

На основании изложенного, руководствуясь приведенными правовыми нормами, исходя из того, что на день обращения в пенсионный орган истец имел необходимый стаж работы для назначения страховой пенсии по старости за работу с тяжелыми условиями труда на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», суд приходит к выводу о том, что решение пенсионного органа об отказе в установлении истцу пенсии по указанному основанию №1789/24 не соответствует фактическим обстоятельствам дела и является незаконным, а также о возложении на пенсионный орган обязанности включить заявленные истцом периоды работы в тяжелых условиях в специальный стаж по Списку № 2 и назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости со дня его обращения к ответчику с 11 января 2024 года.

В соответствии с частью 5 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть решения суда должна содержать указание на распределение судебных расходов.

Согласно статьям 88 и 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

Истцом заявлены требования неимущественного характера, при подаче иска им уплачена госпошлина в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 300 рублей, что подтверждается платежным документом, приложенным к исковому заявлению.

На основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

С учетом изложенного, с ответчика подлежит взысканию в пользу истца возмещение расходов на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Творогова Сергея Юрьевича - удовлетворить.

Признать незаконным решение Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области №1789/24 об отказе Творогову Сергею Юрьевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды работы Творогова Сергея Юрьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, электромонтером по ремонту воздушных линий электропередач:

с 17 декабря 1998 года по 02 августа 1999 года,

с 03 августа 2000 года по 02 октября 2000 года,

с 19 октября 2000 года по 13 мая 2001 года,

с 22 сентября 2001 года по 31 декабря 2001 года,

с 01 января 2002 года по 02 декабря 2002 года,

с 05 декабря 2002 года по 30 июня 2006 года,

с 01 июля 2006 года по 28 февраля 2007 года,

с 01 марта 2007 года по 27 мая 2007 года,

с 29 мая 2007 года по 30 июня 2007 года,

с 01 июля 2007 года по 31 марта 2008 года,

с 01 апреля 2008 года по 20 июня 2010 года,

с 22 июня 2010 года по 10 августа 2010 года,

с 13 августа 2010 года по 30 марта 2012 года,

и назначить Творогову Сергею Юрьевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страховую пенсию по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» со дня его обращения с заявлением о назначении пенсии с 11 января 2024 года.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области в пользу Творогова Сергея Юрьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии возмещение расходов на уплату государственной пошлины при подаче иска в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Охинский городской суд в Сахалинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                             З.В. Мелихова

Решение в окончательной форме принято 14 ноября 2024 года.

Судья                                                                                                      З.В. Мелихова

<данные изъяты>

2-679/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Творогов Сергей Юрьевич
Ответчики
Отделение фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области
Другие
Репкин Александр Александрович
ООО "ННК-Сахалинморнефтегаз"
ООО «Охинские электрические сети»
Суд
Охинский городской суд Сахалинской области
Судья
Мелихова Зинаида Владимировна
Дело на странице суда
ohinskiy.sah.sudrf.ru
01.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
02.07.2024Передача материалов судье
08.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.07.2024Судебное заседание
05.09.2024Судебное заседание
01.10.2024Судебное заседание
05.11.2024Судебное заседание
14.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее