Решение по делу № 2-221/2014 от 17.03.2014

Дело №2-221/14

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Целина Ростовская область 06 июня 2014 года

Целинский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Прокопенко Г.А.,

с участием

представителя истца (ответчика по встречному иску) Администрации <данные изъяты> - ВНГ, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,

при секретаре Устиновой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации <данные изъяты> к АНВ об обязании заключить договор социального найма и признании утратившей право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, встречному иску АНВ к Администрации <данные изъяты> Ростовской области об обязании предоставить бесплатно или за дополнительную плату жилое помещение из муниципального жилищного фонда,

УСТАНОВИЛ:

Администрация <данные изъяты> обратилась в суд с иском к АНВ об обязании заключить договор социального найма и признании утратившей право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, указав в исковом заявлении, что на основании заявления АНВ о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, постановлением Администрации <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ АНВ поставлена на учет как нуждающаяся в жилом помещении. С учетом изменения состава семьи А в сторону увеличения, в вышеназванное постановление были внесены изменения. По состоянию на 11.07.2011 года количество несовершеннолетних детей в семье ответчицы составило 10 человек. Законом Ростовской области от 27.02.2007 года №633-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по предоставлению жилых помещений отдельным категориям граждан» исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов переданы государственные полномочия Ростовской области по предоставлению по договору социального найма жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в составе семьи которых имеется десять или более несовершеннолетних детей. Порядок предоставления жилых помещений и расходования субвенций на осуществление полномочий по предоставлению жилых помещений отдельным категориям граждан, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в составе семьи которых имеется десять или более несовершеннолетних детей утвержден постановлением Правительства Ростовской области от 14.06.2012 года №514. Во исполнение данных правовых актов Администрацией <данные изъяты> в адрес Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области был направлен список граждан по муниципальному образованию, в составе семьи которых имеется десять или более несовершеннолетних детей. В данный список была включена семья АНВ Протоколом заседания Областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем, улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан за счет средств областного бюджета от ДД.ММ.ГГГГ принято решение обеспечить АНВ жилым помещением. В соответствии с договором о предоставлении субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан, в составе семьи, которых имеется десять или более несовершеннолетних детей от ДД.ММ.ГГГГ №2, заключенным между Министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области и Администрацией <данные изъяты>, Министерство направило денежные средства в район для предоставления жилого помещения А. На основании Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», с целью приобретения жилого помещения Администрацией <данные изъяты> был объявлен открытый аукцион в электронной форме. На основании ч.10 ст.41.9 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» был заключен договор купли-продажи жилого дома по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. с ХИВ Право собственности на данное жилое помещение зарегистрировано за муниципальным образованием «<данные изъяты> район» (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года). ДД.ММ.ГГГГ в адрес АНВ Администрацией <данные изъяты> направлено письмо с просьбой прибыть для подписания договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Однако, АНВ заключать договор социального найма вышеуказанного жилого помещения отказывается. Аналогичные письма, направленные в адрес АНВ в декабре 2013 года с просьбой прибыть для подписания договора были АНВ, проигнорированы. До настоящего времени договор с АНВ не подписан. Согласно п.6.6 Постановления Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Администрации муниципальных образований обеспечивают предоставление жилого помещения по договору социального найма гражданину в том же финансовом году, в котором получены субвенции из областного бюджета. Однако, в связи с бездействием АНВ данная норма нарушается. В связи с чем просили обязать АНВ заключить с Администрацией <данные изъяты> договор социального найма жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Признать АНВ утратившей право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

ДД.ММ.ГГГГ в Целинский районный суд поступило встречное исковое заявление АНВ к Администрации <данные изъяты> об обязании предоставить ей и её семье бесплатно или за дополнительную плату жилое помещение из муниципального жилого фонда в соответствии с установленными законом нормами, в силу части 3 статьи 40 Конституции РФ и в рамках Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ.

В судебном заседании представитель истца ВНГ исковые требования в части обязания АНВ заключить договор социального найма поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить. Суду пояснила, что от исковых требований в части признания ответчика утратившей право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях Администрация района отказывается, поскольку полномочия по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения, а также снятию с учета возложены на Администрацию сельского поселения. В удовлетворении встречных требований просила отказать, так как А сами же препятствуют передаче им жилого помещения по договору социального найма, а впоследствии дальнейшей его приватизации.

В судебное заседание ответчик АНВ не явилась, надлежащим образом была уведомлена о времени и месте судебного заседания (л.д.131), представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.133). Суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика в порядке ч.5 ст.167 ГПК РФ. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ ответчик АНВ суду пояснила, что с исковыми требованиями Администрации <данные изъяты> не согласна. Пояснила, что из областного бюджета на приобретение для них, как для многодетной семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, были выделены денежные средства в сумме <данные изъяты> руб. Администрацией <данные изъяты> на эти деньги был приобретен для них жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Однако данное жилье не пригодно для проживания, требует ремонта, проживание в нем создает угрозу жизни и здоровью ей и членам ее семьи, в связи с чем, она отказывается подписывать договор социального найма данного жилого помещения. Встречные исковые требования поддержала, по основаниям изложенным во встречном исковом заявлении, просила обязать Администрацию <данные изъяты> предоставить ей и ее семье бесплатно или за доступную плату жилое помещение из муниципального жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами в силу части 3 статьи 40 Конституции РФ и в рамках Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.

Из содержания ст.ст. 8-9 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Согласно ст. 1 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 № 363-ЗС (ред. от 28.11.2013) «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), принимаются граждане, признанные органом местного самоуправления, уполномоченным вести учет (далее - орган местного самоуправления), нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным ЖК Российской Федерации. Принятие на учет гражданина осуществляется на основании поданного гражданином в орган местного самоуправления по месту жительства или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, у которого имеется соглашение о взаимодействии с органом местного самоуправления (далее - МФЦ), заявления, подписанного всеми совершеннолетними членами семьи.

В судебном заседании установлено, что на основании заявления АНВ о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, постановлением Администрации Кировского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ АНВ поставлена на квартирный учет с ДД.ММ.ГГГГ года, состав семьи 10 человек (л.д.27). В последствие, в связи с рождением в семье А детей, состав членов семьи АНВ был увеличен до 13 человек, что подтверждается постановлениями Администрации Кировского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25,26).

Статьей 1 Областного закона Ростовской области от 27.02.2007 № 633-ЗС (ред. от 25.10.2012) «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по предоставлению жилых помещений отдельным категориям граждан» установлено, что исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (далее - органы местного самоуправления) передаются государственные полномочия Ростовской области по предоставлению по договору социального найма жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в составе семьи которых имеется десять или более несовершеннолетних детей.

Порядок предоставления жилых помещений и расходования субвенций на осуществление полномочий по предоставлению жилых помещений отдельным категориям граждан, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в составе семьи которых имеется десять или более несовершеннолетних детей, утвержден постановлением Правительства Ростовской области от 14.06.2012 года №514.

Во исполнение вышеназванных актов Администрацией <данные изъяты> в адрес Министерства строительства, архитектуры и территориального развития <данные изъяты> был направлен список граждан по муниципальному образованию, в составе семьи, которых имеется десять или более несовершеннолетних детей. В данный список была включена семья АНВ

Протоколом заседания Областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем, улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан за счет средств областного бюджета от ДД.ММ.ГГГГ принято решение обеспечить АНВ жилым помещением.

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством строительства, архитектуры и территориального развития <данные изъяты> и Администрацией <данные изъяты> был заключен договор о предоставлении субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан, в составе семьи, которых имеется десять или более несовершеннолетних детей, по условиям которого Министерство направило денежные средства в <данные изъяты> для приобретения жилого помещения семье А (л.д.10-11).

На основании Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», с целью приобретения жилого помещения Администрацией <данные изъяты> был объявлен открытый аукцион в электронной форме.

На основании ч.10 ст.41.9 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» между Администрацией <данные изъяты> и ХИВ был заключен договор купли-продажи жилого дома по адресу: <адрес>, общей площадью 249,1 кв.м. (л.д.19-22).

ДД.ММ.ГГГГ за муниципальным образованием «<данные изъяты>» было зарегистрировано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, о чем было выдано свидетельство о государственной регистрации права (л.д. 23).

В соответствии с ч.1 ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

В силу ст. 63 ЖК РФ, договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный жилой дом был предоставлен АНВ (состав семьи 13 человек) по договору социального найма (л.д.24).

Во исполнение вышеуказанных правовых актов Администрацией <данные изъяты> был подготовлен договор социального найма жилого помещения, который является типовым и не противоречит положениям действующего жилищного законодательства (л.д.12-15).

Однако, от заключения договора социального найма, АНВ уклоняется, мотивировав в устной форме данный отказ тем, что приобретенное жилье не отвечает техническим и санитарным требованиям для проживания ее семьи в нем, поскольку жилое помещение требует ремонта, при этом АНВ не отказывается от предоставляемого её семье жилья.

Судом установлено, что ответчик уклоняется от заключения данного договора, поскольку Администрацией неоднократно направлялись уведомления о необходимости заключения договора социального найма, что подтверждается письмами Администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-18).

Согласно техническому паспорту, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> состоит из подвального помещения площадью <данные изъяты> кв.м. и двух этажей общей площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д. 121-126).

На фотографиях, представленных ответчиком (истцом по встречному иску) АНВ (л.д.78-90) зафиксированы проводимые истцом ремонтные работы по замене системы отопления в жилом доме, а также подвальное помещение.

При этом, согласно фотографиям, представленным истцом (л.д.104-109), ремонтные работы по замене системы отопления завершены.

В силу ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на который она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При этом, в нарушение данных норм ответчиком АНВ каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что приобретенное Администрацией <данные изъяты> для ее семьи жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не пригодно для проживания, не представлено.

Более того, данное обстоятельство опровергается:

- актом по обследованию жилого дома по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28);

- актом проведения опрессовки тепловой сети МУП «<данные изъяты> в доме по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которого падения давления в системе отопления, течи и запотевания не обнаружено (л.д. 98);

- заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которого жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> отвечает санитарным и техническим нормам для проживания в нем, в ветхом и аварийном состоянии не находится, соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, установленным ст.2 Положения о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Несущие и ограждающие конструкции помещений данного жилого дома находятся в работоспосбном состоянии. Деформаций и трещин в железобетонных конструкциях не имеется. Имеющиеся трещины в кладке кирпича не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома не имеют разрушений и повреждений, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций жилого дома. Вышеуказанный жилой дом пригоден для постоянного проживания (л.д. 99-100);

- актом межведомственной комиссии обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> отвечает санитарным и техническим нормам для проживания в нем (л.д. 101-103).

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что требования Администрации <данные изъяты> об обязании АНВ заключить договор социального найма обоснованы и подлежат удовлетворению.

Рассматривая встречные исковые требования АНВ об обязании Администрации <данные изъяты> предоставить ей и её семье бесплатно или за дополнительную плату жилое помещение из муниципального жилого фонда в соответствии с установленными законом нормами, в силу части 3 статьи 40 Конституции РФ и в рамках Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ, суд исходит из следующего.

В силу п.3 ч.2 ст.3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ, действие этого закона не распространяется на отношения возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда.

При этом, приватизация государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации регулируется Законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Согласно ст. 1 данного закона, приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

В силу ст.2 этого же закона, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Из смысла вышеуказанных правовых норм следует, что предоставление гражданам бесплатно в собственность жилого помещения возможно лишь при наличии права пользования жилым помещением на условиях социального найма.

В судебном заседании установлено, что АНВ уклоняется от заключения договора социального найма жилого помещения, находящегося в муниципальном жилищном фонде и пригодного для проживания, в связи с чем из-за бездействий самой АНВ Администрация <данные изъяты> не может предоставить ей и её семье бесплатно в собственность жилое помещение.

В соответствии с ч. 1 ст. 3, ст. 12 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты.

Указанное, по мнению суда, а также положения ст. 3, 4 ГПК РФ предусматривают, что судебной защите подлежит нарушенное либо оспариваемое право и, исходя из заявленных требований, норм материального права, регулирующих сложившиеся между сторонами правоотношения, в соответствии со ст. 12, 56 ГПК РФ именно на истце лежит бремя доказывания обстоятельств, подтверждающих факт создания ему ответчиком препятствий в осуществлении его жилищных прав, однако таковых АНВ суду не представлено, в связи с чем в удовлетворении встречных требований надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 12, 39, 56, 194-198, 209 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации <данные изъяты> к АНВ об обязании заключить договор социального найма удовлетворить.

Обязать АНВ заключить договор социального найма жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. с <адрес>.

В удовлетворении исковых требований АНВ к <адрес> об обязании предоставить ей и её семье бесплатно или за дополнительную плату жилое помещение из муниципального жилого фонда в соответствии с установленными законом нормами, в силу части 3 статьи 40 Конституции РФ и в рамках Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Целинский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в полной форме.

Мотивированное решение изготовлено 11 июня 2014 года.

Судья

2-221/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Целинского района
Ответчики
Афанасьева Н.В.
Другие
Воробьева Н.Г.
Воробьев А.А.
Суд
Целинский районный суд Ростовской области
Дело на странице суда
celinsky.ros.sudrf.ru
17.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.03.2014Передача материалов судье
21.03.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.03.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2014Судебное заседание
06.05.2014Судебное заседание
16.05.2014Судебное заседание
28.05.2014Судебное заседание
06.06.2014Судебное заседание
11.06.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2014Дело оформлено
18.11.2014Дело передано в архив
06.06.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее