Дело № 2-248/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2018 года город Севастополь Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Котешко Л.Л.,
секретаря судебного заседания – Царенко С.С.,
с участием:
истца – Дено М.Б.,
представителя ответчика – Юникова А.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Дено М.Б. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонному), с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю, о возложении обязанности осуществить перерасчет пенсии,
УСТАНОВИЛ:
истец обратилась в Ленинский районный суд г. Севастополя с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонному), в котором просит обязать ответчика произвести ей перерасчет пенсии по старости исходя из факта получения в период с апреля 1995 года по апрель 2000 года заработной платы, указанной в справке Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю № от 15.03.2017 с момента наступления права, а именно с 30.01.2017.
Исковые требования мотивированы тем, что при расчете размера пенсии истцу, назначенной с 30.01.2017, ответчиком не была учтена справка о заработной плате № от 15.03.2017, выданная ГУ МЮРФ по Республике Крым и Севастополю. В связи с объективными обстоятельствами истец не имеет возможности предоставить надлежаще заверенную справку о размере получаемой заработной платы за все 60 месяцев подряд с апреля 1995 года по апрель 2000 года. Вместе с тем, пенсия, которая могла быть исчислена исходя из заработка, указанного в справке о заработной плате за период с апреля 1995 года по апрель 2000 года, является наиболее выгодной для истца. Отказ в расчете пенсии, исходя из сведений о заработке истца, является фактом, ухудшающим ее положение как пенсионера.
В судебном заседании истец поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, пояснил, что истец в настоящий момент является получателем страховой пенсии, в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ Управлением вынесено решение о назначении Дено М.Б. с 30.01.2017 страховой пенсии по старости в размере <данные изъяты>. Пенсия рассчитана без учета заработной платы, поскольку справка о заработной плате, надлежаще заверенная, истцом представлена не была. Предоставленный истцом ответ Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю от № от 15.03.2017 не содержит сведений, подтверждающих право данной организации выдавать такие документы. Принятием данного ответа для расчета размера пенсии истца — Управление превысило бы свои полномочия. Таким образом, представитель ответчика указывал, что Управление не нарушало права истца при назначении страховой пенсии по старости.
Третье лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о дате и времени судебного заседания извещено надлежащим образом. 24.01.2018 в суд посредством электронной почты поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица ввиду невозможности обеспечить явку их представителя. В ходе предварительного судебного заседания представитель Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю пояснила суду, что Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю не является правопреемником Главного управления юстиции в г. Севастополе Министерства юстиции Украины. В связи с тем, что архивные материалы лицевых счетов работников Севастопольского городского управления юстиции официально не переданы на депозитарное хранение в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю, запрашиваемая справка о заработное плате за 1995-2000 г.г. не может быть выдана и заверена печатью Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю. Вместе с тем, представитель обязалась представить суду журналы лицевых счетов работников Нахимовского районного суда г. Севастополя, которые находятся в здании Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю.
Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, выслушав пояснения сторон, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска в связи со следующим.
Материалами дела подтверждается, что Дено М.Б. является гражданином РФ на основании паспорта, выданного <данные изъяты> Федеральной миграционной службой.
Судебным разбирательством установлено, что Дено М.Б. 30.01.2017 обратилась в Отдел ПФР в Ленинском районе г. Севастополя (без образования юридического лица) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. К указанному заявлению были предоставлены: копия паспорта гражданина РФ, справка о периодах работы, СНИЛС, трудовая книжка.
Уведомлением от 30.01.2017 Дено М.Б. была осведомлена о том, что в срок до 30.04.2017 ей необходимо предоставить дополнительные документы, подтверждающие периоды ее работы и иной деятельности, а также справку о среднемесячном заработке за любые 60 месяцев.
16 марта 2017 года Дено М.Б. представила в Отдел ПФР в Ленинском районе г. Севастополя ответ Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю от 15.03.2017 №, в котором содержится архивная информация о том, что Дено М.Б. работала в должности судьи Нахимовского районного суда г. Севастополя с 17.04.1995 по 05.04.2000, а также о размере ее заработной платы за указанный период (л.д. 7-8).
Из пояснения к данной справке также усматривается, что сведения о заработной плате действительно находятся в архивных материалах лицевых счетов работников Севастопольского городского управления юстиции за 1995 - 2000 г.г., которые в данное время размещены в здании, переданном в пользование ГУ МЮРФ по Республике Крым и Севастополю, которое не является правопреемником Главного управления юстиции в г. Севастополе МЮ Украины.
На все указанные в справке выплаты начислены страховые взносы в ПФ Украины, уплата страховых взносов произведена за период с 17.04.1995 по 05.04.2000.
В связи с тем, что архивные материалы официально не переданы на депозитарное хранение в ГУ МЮРФ по Республике Крым и Севастополю, а также на хранение в архивные органы г. Севастополя, поскольку ликвидационная комиссия, не выполнив своих обязанностей, прекратила свою работу, справка о заработной плате истца не была заверена гербовой печатью.
Вместе с тем, согласно ответу заместителя начальника ГУ - УПФР в г. Севастополе (межрайонное) от 24.11.2017 г. исх. №, истцом не была предоставлена надлежащая справка о заработной плате, поэтому рассчитать пенсию с учетом заработной платы ответчику не представилось возможным.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца с иском в суд, поскольку она лишена возможности получить официальную справку о размере заработка за испрашиваемый период из надлежащего источника, а следовательно, отсутствует иной способ защиты ее нарушенного права, в связи с чем она вынуждена обратиться за судебной защитой.
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее — Федеральный закон № 400-ФЗ) размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Федерального закона № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 200 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее — Федеральный Закон № 173-ФЗ) не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размера страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно Федеральному закону № 173-ФЗ в настоящее время осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал. В этих целях определяется расчетный размер трудовой пенсии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ при определении расчетного размера трудовой пенсии во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Частью 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
На основании представленных истцом документов ответчиком в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ вынесено решение о назначении Дено М.Б. с 30.01.2017 страховой пенсии по старости в размере <данные изъяты>.
Судом установлено, что пенсия рассчитана истцу без учета заработной платы, представленная истцом справка от 15.03.2017 №, выданная Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю, не была принята во внимание органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
Распоряжением Правительства Севастополя от 29.05.2015 №-РП с целью защиты конституционных прав граждан, юридическим лицам частной формы собственности поручено в установленном порядке выступать держателями архивных документов, оказавшихся в их владении и созданных в процессе деятельности юридических лиц, прекративших свою деятельность в связи с вхождением города Севастополя в состав Российской Федерации.
Таким образом, при заключении предприятиями различных форм собственности договора с Государственным архивом о депозитарном хранении документов о стаже и заработной плате ликвидированных предприятий, на базе которых они созданы без правопреемников, такие предприятия имеют право выдавать справки о стаже и заработной плате для назначения пенсии бывшим работникам ликвидированных предприятий.
Согласно Письму «О принятии органами ПФР архивных справок и копий документов, выданных организациями» (Федеральное архивное агентство от 08.10.2004 г. № 3/1811-К; Пенсионный фонд Российской Федерации от 05.10.2004 г. № ГБ-25-25/10734), а также письму Исполнительной дирекции в адрес ПФР Республики Крым от 18.08.2014 № 25- 24/10440 установлено, что территориальным органам ПФР рекомендовано принимать к рассмотрению выданные организациями архивные справки и копии документов, при наличии в учредительных документах данных организаций положений об их ответственности за обеспечение сохранности документов по личному составу ликвидированных организаций, не имеющих правопреемников, и о выдаче гражданам для целей пенсионного обеспечения архивных справок и копий документов.
Так, предоставленный истцом ответ Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю от № от 15.03.2017 не содержит сведений, подтверждающих право данной организации выдавать такие документы.
Суд соглашается с доводами ответчика о том, что принятием данного ответа для расчета размера пенсии истца Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) превысило бы свои полномочия.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что в сложившейся ситуации у истца отсутствует иной способ защитить свое нарушенное право.
Судебным разбирательством установлено и подтверждено пояснениями представителя третьего лица, что Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю не является правопреемником Главного управления юстиции в г. Севастополе Министерства юстиции Украины, а также в учредительных документах ГУ МЮ РФ по Республике Крым и Севастополю отсутствуют положения об их ответственности за обеспечение сохранности документов по личному составу ликвидированной организации - Главного управления юстиции в г. Севастополе Министерства юстиции Украины. У третьего лица отсутствуют полномочия по выдаче гражданам для целей пенсионного обеспечения соответствующих архивных справок и копий документов ликвидированных организаций.
Судом также установлено, что архивные материалы лицевых счетов работников Севастопольского городского управления юстиции официально не переданы на депозитарное хранение в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю, вместе с тем, указанные архивные материалы находятся в помещениях Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю.
В судебное заседание представителем третьего лица были представлены архивные журналы лицевых счетов работников Нахимовского районного суд г. Севастополя за период 1995 – 2000 годы.
Судом установлено, что приказом № от 17.04.1995 начальника управления юстиции г. Севастополя Дено М.Б., избранная Севастопольским городским советом народных депутатов судьей Нахимовского районного суда, зачислена в штат судей этого суда и приступила к служебным обязанностям с 17.04.1995. Установлен должностной оклад <данные изъяты>.
Приказом № от 05.04.2000 Дено М.Б. была уволена с должности судьи Нахимовского районного суда с 05.04.2000 по собственному желанию, на основании ст. 38 КЗоТ Украины, в связи с необходимостью ухода за ребенком до достижения им 14-летнего возраста.
Также судом установлено, что за период работы истца в должности судьи Нахимовского районного суда г. Севастополя с 17.04.1995 по 05.04.2000 ей была начислена заработная плата в следующем размере:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
На все указанные выплаты начислены и осуществлена уплата страховых взносов в ПФ Украины.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что указанные сведения о заработке истца могут быть приняты ответчиком для определения расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица. Право истца на пенсионное обеспечение, гарантированное Конституцией РФ, не может быть нарушено в связи с отсутствием соответствующего органа, уполномоченного на выдачу гражданам для целей пенсионного обеспечения соответствующих архивных справок и копий документов ликвидированных организаций.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что право истца подлежит защите путем возложения на ответчика обязанности осуществить истцу перерасчет размера страховой пенсии по старости с 30.01.2017 исходя из факта получения истцом в период с 17.04.1995 по 05.04.2000 установленных судом размеров заработка.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) осуществить перерасчет размера страховой пенсии по старости Дено М.Б. с 30.01.2017, определив расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица – с учетом ее среднемесячного заработка за период с 17.04.1995 по 05.04.2000 :
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий –