Дело№2-394/2021
91RS0004-01-2020-002608-37
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 марта 2021 г. г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи -Ксендз И.С.,
при ведении протокола помощником судьи Цахаевым А.М.,
с участием истца - ФИО2,
представителя ответчика – Стеблина А.А.,
представителя третьего лица – Чмыхало М.Н.,
рассмотрев в открытом в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации города Алушта Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Вода Крыма" о понуждении организовать водоснабжение объекта недвижимости,
установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к Администрации города Алушта Республики Крым, в котором просит:
- понудить Администрацию города Алушты Республики Крым организовать центральное водоснабжение и водоотведение земельного участка в селе Малый Маяк муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, кадастровый номер: №, путем строительства в районе расположения земельного участка разводящих уличных трубопроводов с гарантированным давлением и резервом пропускной способности, а также сети водоотведения.
Исковые требования обосновал тем, что истец с 2018 года является собственником земельного участка, кадастровый номер № площадью 800 кв.м. расположенного в с. Малый Маяк г.Алушта.Вместе с тем, земельный участок не обеспечен необходимой инженерной инфраструктурой по водоснабжению и водоотведению. В мае 2019 г. истец обратился в ГУП РК «Вода Крыма» с заявлением для получения технических условий по подключению водоснабжения и водоотведения указанного земельного участка. По результатам рассмотрения заявления истцу было разъяснено, что вопросы территориального планирования уличных инженерных сетей отнесены к компетенции Администрации города Алушта Республики Крым. После чего истец обратился к ответчику с заявлениями о разрешении вопроса нарушения его прав, связанных с обеспечением водоснабжения и водоотведения, однако получил ответ о том, что организация водоснабжения земельного участка истца не входит в перечень приоритетных задач Администрации города Алушта. По мнению истца ответчик не принял всех мер по организации водоснабжения и водоотведения земельного участка, что нарушает его права, в связи с чем он вынужден обратиться в суд с указанным иском.
На основании определения Алуштинского городского суда занесенного в протокол судебного заседания 08.02.2021г. к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечено Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Вода Крыма".
В судебном заседании истец поддержал исковые требования, пояснил, что отсутствие водоснабжения и водоотведения на земельном участке истца препятствует реализовать ему право на жилище путем возведения пригодного для постоянного проживания индивидуального жилого дома, обеспеченного необходимым уровнем благоустройства.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, просил отказать в его удовлетворении в полном объеме. Считал, что истцом избран неверный способ защиты. Законодательство предусматривает возможность муниципальному органу самостоятельно определять способ обеспечения водоснабжения. Целесообразно и малозатратно в данном случае обеспечить водоснабжение земельного участка путем подвоза воды. В том варианте, какой требует истец, необходим длительный промежуток времени, проект, обеспечение прокладки водопровода, что реально выполнить до 2026 года.
Представитель третьего лица разрешение спора оставил на усмотрение суда.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства, на которых основаны требования, оценив доказательства, которые имеют юридическое значение для рассмотрения дела, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имущество. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Конституцией Российской Федерации гарантируется право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42).
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
К вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся среди прочего организация в границах муниципального, городского округа водоснабжения населения, водоотведения (п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Данные полномочия органа местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с вышеуказанной статьей, под факторами среды обитания понимаются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Водоснабжение относится к социальным факторам среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение).
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с ч. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения", схемы водоснабжения и водоотведения утверждаются органами местного самоуправления. Проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования поселения, городского округа, утвержденными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, и требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением от 5 сентября 2013 г. N 782.
Судом установлено, что ФИО2 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № площадью 800 кв.м. расположенный в с. Малый Маяк г.Алушта, вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство.
Постановлением Администрации г. Алушта № от 18 июля 2016 года, ГУП РК «Вода Крыма» наделена статусом гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования городской округ Алушта.
Согласно письма ГУП РК «Вода Крыма» от 29 мая 2019 года ФИО2 отказано в выдаче технических условий на подключение земельного участка к сетям водоснабжения и водоотведения, ввиду отсутствия технической возможности подключения к сетям водоснабжения (отсутствуют разводящие уличные трубопроводы с гарантированным давлением и водопроводные колодцы на них, значительное удаление земельного участка от существующих сетей, не решены вопросы пожаротушения и пр.), а также централизованной системы водоотведения в данном районе. Кроме того заявитель проинформирован, что за вопросы территориального планирования ответственны органы местного самоуправления. К разрешению вопроса о выдаче технических условий целесообразно вернуться, после решения вопроса по обустройству уличных инженерных сетей и их балансовой принадлежности.
В соответствии с письмом от 15 сентября 2020г. Администрация г. Алушта сообщала ФИО2, что в Перечень объектов, предлагаемых к финансированию за счет средств бюджета Республики Крым в 2021 году не включена разработка проектно-сметной документации с целью строительства сетей водоснабжения и водоотведения по ул.Солнечной в с.Малый Маяк, сообщено, что при поступлении иных межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Крым, а также при распределении свободных остатков бюджета будет рассмотрен вопрос выполнения работ по разработке проектно-сметной документации с целью строительства сетей водоснабжения и водоотведения.
По рассмотрению обращения ФИО2 прокуратурой г. Алушта в адрес главы Администрации города Алушта 09.11.2020г. внесено представление об устранении нарушений закона в части непринятия мер, направленных на организацию водоснабжения и водоотведения.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что у Администрации г. Алушта имеется обязанность по проведению требуемых истцом работ, в целях реализации полномочий, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Непринятие Администрацией г. Алушты мер, направленных на развитие систем водоснабжение и как следствие необеспечение в достаточной мере населения водой, свидетельствует о неисполнении указанным органом местного самоуправления обязанности по организации водоснабжения населения, установленной пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статей 6, 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по организации водоснабжения и водоотведения населения с их финансовыми возможностями.
Довод ответчика о том, что на земельном участке истца отсутствует объект недвижимости – жилой дом не может служить основанием для отказа в иске, исходя из вышеприведенных норм закона и наличием обязанности ответчика принимать меры, направленные на организацию водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, иск ФИО2 подлежит удовлетворению.
На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Мотивированный текст решения изготовлен 24 марта 2021 года.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск ФИО2 к Администрации города Алушта Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Вода Крыма" о понуждении организовать водоснабжение объекта недвижимости удовлетворить.
Обязать Администрацию города Алушты Республики Крым организовать центральное водоснабжение и водоотведение земельного участка в селе Малый Маяк муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, кадастровый №, путем строительства в районе расположения земельного участка разводящих уличных трубопроводов с гарантированным давлением и резервом пропускной способности, а также сети водоотведения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалованное решение не отменено.
Судья Ксендз И.С.