Решение по делу № 2а-65/2018 от 20.04.2018

Дело а-65/2018 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 мая 2018 года      п. Тим

Тимский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Плотниковой С.В.,

при секретаре      Соповой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Тимского района Курской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Успенского сельсовета Тимского района Курской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, суд

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Тимского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Успенского сельсовета Тимского района Курской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования и возложении обязанности принять меры к созданию (наделению статусом) специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Тимского района проведена проверка исполнения требований законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой установлено, что на территории МО «Успенский сельсовет» Тимского района Курской области имеется четыре открытых общественных кладбища, Однако специализированная служба по вопросам похоронного дела не была создана, меры по созданию такой организации муниципальным образованием не принимались, в связи с чем 17.10.2017 г. в адрес главы муниципального образования было вынесено представление об устранении нарушений законодательства. До настоящего времени специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования не создана, соответствующие конкурсы в целях наделения действующих на территории поселения хозяйствующих субъектов, оказывающих ритуальные услуги, статусом специализированных служб не проводились. Отсутствие таких служб нарушает права неопределенного круга лиц, из числа жителей муниципального образования, поскольку делает невозможным безвозмездное погребение лиц, родственники которых отсутствуют, либо не могут произвести погребение за свой счет, а также трупов, личность которых не установлена.

Представитель административного истца помощник прокурора Тимского района Курской области Васильева С.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Успенского сельсовета Тимского района Курской области глава администрации Пожидаев С.Н. в судебном заседании признал административные исковые требования прокурора и не возражал против их удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица администрации Тимского района Курской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил и не ходатайствовал об отложении судебного заседания.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со статьями 2 и 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. N131-ФЗ (ред. от 18.07.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Законом Курской области от 23.08.2016 №57-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Курской области отдельных вопросов местного значения», вступившим в законную силу 01.01.2017 года, полномочия по организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения делегировано органам местного самоуправления сельских поселений.

Таким образом, в соответствии с п. 22 ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 Г. N8-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О погребении и похоронном деле" Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств: пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации в определенных п. 3 ст. 9 названного Федерального закона случаях.

Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона №8-ФЗ при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ. (п. 2 ст. 12)

Пунктом 3 вышеназванной статьи установлено, что услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение. Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона №8-ФЗ места погребения могут быть: по принадлежности - государственные, муниципальные; по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские; по историческому и культурному значению - историко-мемориальные.

Статьей 18 Федерального закона №8-ФЗ установлено, что общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах погребение может осуществляться с учетом вероисповедальных, воинских и иных обычаев и традиций. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона. На общественных кладбищах для погребения умерших (погибших), указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, могут создаваться воинские участки. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.

В соответствии с п. 1 и п.2 ст. 25 Федерального закона №8-ФЗ гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу ст. 29 Федерального закона №8-ФЗ органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 36 Устава муниципального образования «Успенского сельсовет» Тимского района Курской области администрация Успенского сельсовета - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения в соответствии со ст. 3 настоящего Устава в интересах населения Успенского сельсовета.

Судом установлено, что на территории муниципального образования «Успенский сельсовет» Тимского района Курской области имеются два открытых общественных кладбища.

Прокуратурой Тимского района Курской области проведена проверка исполнения требований законодательства о погребении и похоронном деле муниципальными образования, по результатам которой установлено, что на территории муниципального образования специализированная служба по вопросам похоронного дела не была создана, меры по созданию такой организации муниципальным образованиям не принимались.

17.10.2017 г. в адрес главы муниципального образования внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле.

До настоящего времени администрацией муниципального образования требования указанного представления не исполнены, мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела органами местного самоуправления Успенский сельсовет не принято, как и не принято мер к наделению таковым статусом хозяйствующих субъектов, оказывающих гражданам гарантированнее законом ритуальные услуги на территории муниципального образования.

В ходе рассмотрения дела административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что органом местного самоуправления поселения были предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению, в том числе приняты соответствующие правовые акты, регламентирующие реализацию права граждан на получение гарантированного законом перечня услуг по погребению, то есть созданы условия, при которых гражданам обеспечивается предоставление этих услуг, а это возможно как силами специально учреждаемых муниципальных организаций, так и путем привлечения и стимулирования хозяйствующих субъектов немуниципальной формы собственности..

Отсутствие подобной специализированной службы, действующие на территории муниципального образования нарушает права жителей этого муниципального образования, круг которых не определен, на получение на безвозмездной основе гарантированного перечня ритуальных услуг по погребению, на выбор исполнителя таких услуг.

При таких обстоятельствах судом установлено, что администрация муниципального образования «Успенский сельсовет» Тимского района Курской области не исполняет установленную законом обязанность по организации специализированной службы по вопросам похоронного дела, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц.

В соответствии со сот. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного административного иска в полном объеме.

Исходя из требований разумности, существа права, подлежащего защите, суд устанавливает срок для исполнения решения суда, шесть месяцев, после вступления решения суда в законную силу.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАКС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) суд указывает на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Разрешая в порядке ст. 114 КАС РФ вопрос о возмещении судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением административного дела, суд принимает во внимание, что согласно подп. 19 п.1 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-181, 226 - 228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.05.2018 ░.


░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░:

2а-65/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
помощник прокурора Васильева Светлана Викторовна
помощник прокурора Васильева С. В.
Прокурор Тимского района Курской обалсти
Ответчики
Администрация Успенского сельсовета Тимского района Курской области
Другие
Администрация Тимского района Курской области
Суд
Тимский районный суд Курской области
Судья
Плотникова С.В.
Дело на сайте суда
timsky.krs.sudrf.ru
20.04.2018Регистрация административного искового заявления
20.04.2018Передача материалов судье
23.04.2018Решение вопроса о принятии к производству
23.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2018Судебное заседание
15.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2020Регистрация административного искового заявления
13.04.2020Передача материалов судье
13.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2020Дело оформлено
13.04.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее