№ 88а- 53/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 04 февраля 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В.,
судей Загайновой А.Ф., Ермолаевой Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Лабытнанги на решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 июня 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 сентября 2019 года по административному делу № 2а-551/2019 по административному исковому заявлению прокурора города Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации города Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа, возложении обязанности устранить допущенное нарушение,
заслушав доклад судьи Загайновой А.Ф., прокурора Трошкину А.В., Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
прокурор города Лабытнанги в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации города Лабытнанги о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 3461,63 кв.м., расположенном по <адрес>, с возложением на административного ответчика обязанности по организации ликвидации несанкционированной свалки и приведению земельного участка в состояние, пригодное к использованию по целевому назначению, в срок до 1 октября 2019 года.
В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе проверки в октябре 2018 года на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> (кадастровый номер №), выявлена несанкционированная свалка бытового мусора площадью 3461,63 кв.м. По факту выявленных нарушений в адрес главы Администрации муниципального образования г. Лабытнанги 12 ноября 2018 года прокурором города внесено представление с требованием устранить нарушения федерального законодательства. На указанное представление получен ответ, согласно которому на данном земельном участке размещены объекты, принадлежащие Чмыреву И.Б., в отношении которых решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 февраля 2018 года по делу №А81-8020/2017 по иску Администрации города Лабытнанги на Чмырева И.Б. возложена обязанность произвести ремонт элементов фасада здания, расположенного по адресу: <адрес> Вместе с тем, указывает, что в настоящее время указанный земельный участок не имеет правообладателя и не является объектом размещения отходов. В соответствии с результатами проведенных ФБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ЯНАО лабораторных анализов проб воды и почвы, отобранных с осмотренного участка местности, отраженных в протоколах КХА от 12 ноября 2018 года установлено, что на данном земельном участке содержание нефтепродуктов в отобранных пробах почвы составляет 64,25 мг/кг при значении в фоновой пробе - 34,5 мг/кг (превышает в 1,9 раза). Сумма ущерба, причиненного почвам, рассчитанная Управлением Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08 июля 2010 года №238, составляет 3 375 089,25 рублей.
Судом к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица был привлечен Чмырев И.Б.
Решением Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 июня 2019 года административный иск прокурора удовлетворен. Суд первой инстанции признал незаконным бездействие Администрации муниципального образования города Лабытнанги по решению вопросов местного значения городского округа, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, площадью 3461,63 кв.м; возложил обязанность на административного ответчика организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов на указанном земельном и привести его в состояние, пригодное к использованию по целевому назначению, в срок до 01 октября 2019 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 сентября 2019 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация города Лабытнанги просит отменить принятые по делу судебные акты ввиду несоответствия выводов судов обстоятельствам дела и существенного нарушения норм материального и процессуального права.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания суда кассационной инстанции извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что судебными инстанциями допущено существенное нарушение норм процессуального и материального права.
Удовлетворяя административное исковое заявление прокурора, судебные инстанции исходили из того, что, поскольку правообладатель земельного участка не установлен, то действующее законодательство возлагает на администрацию города обязанность ликвидировать несанкционированные свалки.
Между тем, судебными инстанциями не учтены следующие обстоятельства.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что несанкционированная свалка, выявленная в ходе прокурорской проверки соблюдения природоохранного законодательства выявлена на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, площадью 3 461,63 кв.м, который был передан в аренду Чмыреву И.Б. по договору на основании распоряжения Главы города Лабытнанги от 25 декабря 2007 года для размещения производственной базы в границах, указанных в кадастровом плане.
12 ноября 2018 года прокурор города в адрес главы Администрации г. Лабытнанги внес представление с требованием устранить нарушения федерального законодательства.
Рассмотрев представление прокурора, Администрация города Лабытнанги 12 декабря 2018 года дала ответ, указав, что финансирование на ликвидацию вышеуказанной несанкционированной свалки не предусмотрено, поскольку на данном земельном участке размещены объекты, принадлежащие Чмыреву И.Б., в отношении которых решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 февраля 2018 года по делу №А81-8020/2017 по иску Администрации города Лабытнанги на Чмырева И.Б. возложена обязанность произвести ремонт элементов фасада здания, расположенного по адресу: <адрес>, а именно восстановить целостность оконных и дверных проемов для ограничения свободного доступа в здание. Тем самым Администрация города Лабытнанги обратила внимание прокурора, что есть конкретный пользователь спорного земельного участка, который несет ответственность за размещение несанкционированной свалки.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
К вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (пункт 14 части 1 статьи 15 указанного закона).
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что в реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.
Законодателем на муниципальные районы, как и на городские округа, возложена обязанность по осуществлению мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности очистки территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами.
Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Нерюнгринский район», подчеркнул, что, поскольку отраслевое законодательство не ставит решение вопроса о характере и объеме полномочий и о финансовых обязательствах муниципальных образований в области обращения с отходами в зависимость от принадлежности соответствующих отходов к конкретному виду (промышленным или бытовым), видовой классификации отходов не может быть придано - при отсутствии специального законодательного регулирования - нормативно-правовое значение в целях установления пределов ответственности муниципальных образований, в том числе с учетом возможной принадлежности отходов, несанкционированно размещенных на территории муниципального образования, к производным от жизнедеятельности данного местного сообщества. При определении применительно к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов объема полномочий органов местного самоуправления городских округов, а также их финансовых обязательств, обусловленных реализацией данной публичной задачи, необходимо учитывать компетенцию иных территориальных уровней публичной власти, которой они наделены в этой области, а также обязанности по обращению с отходами, возложенные на участников гражданского оборота, принимая при этом во внимание особенности регулирования такого рода отношений в конкретных сферах природопользования (постановление от 26 апреля 2016 года № 13-П).
«ГОСТ 30772-2001 Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенный постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, в пункте 7.8 содержит примечание, согласно которому, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В материалах административного дела имеется акт обследования земельного участка, согласно которому на территории площадью 3461,63 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, возле здания дом-контора, а также вокруг склада брусового и склада, размещена несанкционированная свалка из бруса, досок, остатков штукатурки, металлических труб, образовавшаяся вследствие разбора одного из складов, данные три объекта принадлежат Чмыреву И.Б. (к акту приложены фотоснимки).
Земельный участок, ранее отведенный под размещение производственной базы, согласно выпискам из ЕГРН был предоставлен в аренду Чмыреву И.Б. на период с 14 марта 1997 года по 14 марта 2017 года, собственником зданий: дом-контора, склад, склад брусовой является Чмырев И.Б.
Из постановления дознавателя, вынесенного в рамках возбужденного уголовного дела по факту загрязнения спорного земельного участка по части 1 статьи 254 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении неустановленного лица, от 30 ноября 2018 года следует, что Муниципальное образование город Лабытнанги признано потерпевшим по факту образования неустановленным лицом несанкционированной свалки. Согласно протоколу осмотра места происшествия от 07 декабря 2018 года несанкционированная свалка представляет собой два складских помещения в разрушенном состоянии.
Из решения арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 февраля 2018 года следует, что судом удовлетворен иск Администрации города Лабытнанги к ИП Чмыреву И.Б. о понуждении к содержанию здания на указанном земельном участке в виде проведения ремонтно-восстановительных работ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзац восьмой статьи 42 этого же кодекса).
Таким образом, для правильного разрешения заявленных требований необходимо установить пользователя земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка.
Между тем, представленные административным ответчиком по делу доказательства надлежащей оценки в судебном акте первой инстанции не нашли. Также не получили надлежащей мотивированной оценки со ссылками на соответствующие нормы доводы административного ответчика о том, что недвижимое имущество, принадлежащее Чмыреву И.Б. не ликвидировано, арендные отношения с ним не прекратили свое существование.
Кроме того, оставлены без внимания доводы административного истца и представленные в связи с этим доказательства относительно того, что на этом же земельном участке установлено превышение содержания нефтепродуктов в отобранных пробах почвы. Прокурор определил размер ущерба, причиненного почвам, равный 3 375 089,25 рублей.
Таким образом, в административном иске прокурор ставит вопрос как по образовавшейся несанкционированной свалке, так и по загрязнению почвы нефтепродуктами.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск прокурора, возложил обязанность на административного ответчика организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов на указанном земельном и привести его в пригодное к использованию по целевому назначению состояние в срок до 01 октября 2019 года. Между тем, приведение земельного участка в пригодное к использованию по целевому назначению состояние предполагает и очищение земельного участка от загрязнения нефтепродуктами.
Как видно из материалов административного дела, в нарушение требований части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязывающих суд определить имеющие значение для правильного разрешения административного дела обстоятельства в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле, указанный вопрос судом фактически не выяснялся, что повлекло неправильное применение норм материального права и вынесение незаконных судебных актов.
Суд апелляционной инстанции, признавая правильным вывод суда первой инстанции об обязанности администрации муниципального района ликвидировать несанкционированную свалку, сослался на расположение свалки на земельном участке, находящимся в собственности муниципального района и отсутствии его правообладателя.
Вместе с тем приведенные выводы не соответствуют материалам дела, в которые представлены: акты проверки и осмотра территории земельного участка, выписка из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка и расположенной на нем недвижимости, материалы проверки в рамках уголовного дела.
При таком положении нельзя признать правомерным вывод судов первой и второй инстанций об обязанности администрации муниципального района ликвидировать несанкционированную свалку.
Судебная коллегия, принимая во внимание изложенное, а также установив, что допущенные нарушения норм процессуального и материального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных актов, считает необходимым их отменить в целях защиты охраняемых законом публичных интересов и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
о п р е д е л и л а:
решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 июня 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 сентября 2019 года отменить.
Административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа в защиту неопределенного круга лиц к Администрации города Лабытнанги о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 3461,63 кв.м., расположенном по <адрес>, возложении на административного ответчика обязанности по организации ликвидации несанкционированной свалки и приведению земельного участка в состояние, пригодное к использованию по целевому назначению, в срок до 01 октября 2019 года направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи