32RS0027-01-2023-003342-79
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2023 года г. Брянск
Советский районный суд гор. Брянска в составе
председательствующего судьи Склянной Н.Н.
при секретаре Кожановой М.В.,
с участием представителя истца Новик В.В.,
представителя ответчика
ГКУ «Управление автомобильных
дорог Брянской области» Никандровой М.Е.,
представителя ответчика
Департамента строительства Брянской области Петрунина Р.А.,
третьего лица АО «Брянскавтодор» Лушниковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мглинского района Брянской области к ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области», Департаменту строительства Брянской области о понуждении принять меры по организации капитального ремонта автомобильной дороги «Мглин-Старая Романовка-Разрытое» Мглинского района Брянской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мглинского района Брянской области обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой района с привлечением специалиста Государственной инспекции безопасности дорожного движения МО МВД России «Унечский», представителей ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» и АО «Брянскавтодор» проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения.
В ходе проведения проверки установлено, что на указанном участке автомобильной дороги «Мглин-Старая Романовка- Разрытое» Мглинского района Брянской области с асфальтобетонным покрытием выявлены нарушения требований Технического регламента таможенного союза ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог", ГОСТ 3220-2015 "Дороги автомобильного общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию", п.5.2.4, п.6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы". Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", и ГОСТ Р 51256-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования", а именно: с 1 по 12 км включительно имеются изношенные верхние слои асфальтобетонного покрытия, просадки, мелкая ямочность, неровности в виде чередующихся выступов и впадин с пологими краями, иные разрушения твердого дорожного покрытия, шелушение верхнего слоя, сетки трещин по полосам наката, температурных трещин, частичное разрушение кромки дорожного полотна.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования, истец просил суд обязать Департамент строительства Брянской области в пределах своей компетенции и ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» принять меры по организации капитального ремонта автомобильной дороги «Мглин-Старая Романовка-Разрытое» Мглинского района Брянской области 15ОП РЗ 15К-1613 с км 1+500 до км 13+700: устройство тротуаров в соответствии с п.4.6.1.1 ГОСТ Р 5276-2007; устройство недостающего удерживающего барьерного ограждения на водопропускных трубах в соответствии с п.8.1 ГОСТ Р 52289-2019; ремонт водопропускных труб в соответствии с СП-34; устройство выравнивающего слоя и слоя асфальтобетонного покрытия проезжей части на участке км 1+500 до км 13+700 в соответствии с СП-34; досыпка обочин с их укреплением ЩПС-5 в соответствии с СП-34; устройство остановочных комплексов в населенных пунктах в соответствии с СП-34; устройство горизонтальной дорожной разметки по ГОСТ Р 52289-2019 и ГОСТ Р 51256-2011.
Представитель истца по доверенности Новик В.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
В судебном заседании представитель третьего лица АО «Брянскавтодор» по доверенности Лушникова И.А. не возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель Департамента строительства Брянской области Петрунин Р.А. и ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» Никандрова М.Е. не отрицали необходимость выполнения ремонта дороги, ссылаясь на отсутствие финансирования. Просили также установить срок исполнения решения суда с учетом длительности процедур по подготовке ПСД и выполнению ремонтных работ.
Представитель третьего лица МО МВД России «Унечский» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежаще, ходатайств об отложении дела по уважительным причинам не заявлено, в силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 6, п. 10 ст. 3 Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
Статьей 17 Федерального закона от 8.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу ч.5 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 Порядка содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Брянской области и искусственных сооружений на них, утв. Постановление Правительства Брянской области от 30.01.2017 № 18-п, организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Брянской области осуществляется КУ "Управление автомобильных дорог Брянской области"
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее Классификация работ).
В пункте 3 раздела II вышеуказанной Классификации работ определен перечень работ при капитальном ремонте автодорог.
В ходе прокурорской проверки автомобильной дороги «Мглин-Старая Романовка-Разрытое» 4 технической категории установлены нарушения Технического регламента таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию», п.5.2.4, 6.3.1 и 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а именно: с 1 по 12 км включительно имеются изношенные верхние слои асфальтобетонного покрытия, просадки, мелкая ямочность, неровности в виде чередующихся выступов и впадин с пологими краями, иные разрушения твердого дорожного покрытия, шелушение верхнего слоя, сетки трещин по полосам наката, температурных трещин, частичное разрушение кромки дорожного полотна, имеется занижение и завышение обочин, отсутствие горизонтальной разметки, разделяющей транспортные потоки и обозначающей край проезжей части.
В рамках проведения капитального ремонта указанной дороги необходимо выполнить следующие работы: устройство тротуаров в соответствии с п.4.6.1.1 ГОСТ Р 5276-2007; устройство недостающего удерживающего барьерного ограждения на водопропускных трубах в соответствии с п.8.1 ГОСТ Р 52289-2019; ремонт водопропускных труб в соответствии с СП-34; устройство выравнивающего слоя и слоя асфальтобетонного покрытия проезжей части на участке км 1+500 до км 13+700 в соответствии с СП-34; досыпка обочин с их укреплением ЩПС-5 в соответствии с СП-34; устройство остановочных комплексов в населенных пунктах в соответствии с СП-34; устройство горизонтальной дорожной разметки по ГОСТ Р 52289-2019 и ГОСТ Р 51256-2011.
Данный факт подтверждается актами обследования дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 19.10.2023 г., фотоматериалами, ответчиком не опровергнут.
В соответствии с пунктом 1.5 Устава КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» от 31 декабря 2010 года, данное учреждение является государственным учреждением, созданным в целях реализации областной государственной политики в сфере автомобильных дорог общего пользования и дорожной деятельности, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств областного бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно пункту 2.1.2 Устава учреждение осуществляет свою деятельность в целях обеспечения контроля за поддержанием автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в состоянии обеспечивающем эффективную работу транспортных средств и безопасность движения.
При этом, учреждение осуществляет свою деятельность, в том числе, по следующим основным направлениям: анализ состояния областной дорожной сети с использованием различных форм контроля, технического обслуживания и испытания дорог и сооружений на них, стратегическое долгосрочное и текущее планирование развития сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения (пункт 2.2.1 Устава); анализ состояния искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения с использованием различных форм контроля, технического обслуживания, их испытания (пункт 2.2.2 Устава); реализация мер по совершенствованию материально-технической базы дорожной отрасли области (пункт 2.2.4 Устава); разработка и осуществление мер по обеспечению безопасности и бесперебойного движения транспортных средств, повышению пропускной способности и благоустройству автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и сооружений на них, разработка и осуществление мер по охране окружающей среды, организации движения и информации пользователей об условиях движения по автомобильным дорогам (пункт 2.2.6 Устава).
Соответственно, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения отнесено к обязанности ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области».
Согласно п. 1.3. Устава, функции и полномочия учредителя учреждения от имени Брянской области осуществляет Департамент строительства и архитектуры Брянской области (в настоящее время Департамент строительства Брянской области). Данный департамент выполняет также функции и полномочия главного распорядителя финансовых средств учреждения.
В соответствие с пунктом 3.41 Положения о Департаменте строительства Брянской области, утвержденного Указом Губернатора Брянской области от 17 августа 2017 года № 139, Департамент является главным распорядителем средств областного бюджета в сфере дорожного хозяйства. Также он в пределах компетенции участвует в осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения (пункт 3.42).
Таким образом, ответчик в пределах своей компетенции и уставных целей обязан организовать работы по устранению выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
В соответствии с частью 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований либо возражений.
Доказательств, свидетельствующих о выполнении требований истца, суду не представлено.
Учитывая приведенные требования закона, изложенные обстоятельства, суд находит заявленные прокурором Мглинского района Брянской области требования обоснованными, ввиду того, что указанные нарушения законодательства в области дорожного движения могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, увеличивают риск аварийной ситуации на автодороге, угрожают здоровью и жизни неопределенного круга лиц – населению Мглинского района Брянской области, а также безопасности иных участников дорожного движения.
При этом суд, в порядке статьи 204 ГПК РФ с учетом мнения представителя прокуратуры Мглинского района Брянской области, учитывая объем финансовых затрат, а также работ, необходимых для устранения указанных нарушений законодательства, считает необходимым установить срок исполнения решения суда до 31 декабря 2024 года.
На основании изложенного, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Мглинского района Брянской области к ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области», Департаменту строительства Брянской области о понуждении принять меры по организации капитального ремонта автомобильной дороги «Мглин-Старая Романовка-Разрытое» Мглинского района Брянской области - удовлетворить.
Обязать Департамент строительства Брянской области до 31.12.2024 обеспечить финансирование мероприятий по проведению капитального ремонта автомобильной дороги «Мглин-Старая Романовка-Разрытое» Мглинского района Брянской области (15 ОП РЗ 15К-1613).
Обязать ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» до 31.12.2024 организовать проведение капитального ремонта автомобильной дороги «Мглин-Старая Романовка-Разрытое» Мглинского района Брянской области 15ОП РЗ 15К-1613 с км 1+500 до км 13+700: устройство тротуаров в соответствии с п.4.6.1.1 ГОСТ Р 5276-2007; устройство недостающего удерживающего барьерного ограждения на водопропускных трубах в соответствии с п.8.1 ГОСТ Р 52289-2019; ремонт водопропускных труб в соответствии с СП-34; устройство выравнивающего слоя и слоя асфальтобетонного покрытия проезжей части на участке км 1+500 до км 13+700 в соответствии с СП-34; досыпка обочин с их укреплением ЩПС-5 в соответствии с СП-34; устройство остановочных комплексов в населенных пунктах в соответствии с СП-34; устройство горизонтальной дорожной разметки по ГОСТ Р 52289-2019 и ГОСТ Р 51256-2011.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Склянная Н.Н.
Мотивированное решение суда изготовлено 31 октября 2023 года.