Решение по делу № 8Г-7711/2024 [88-10097/2024] от 01.04.2024

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-10097/2024

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    г. Кемерово        2 июля 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

    председательствующего Гордиенко А.Л.,

судей Татаринцевой Е.В. и Шабаловой О.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи гражданское дело № 22RS0068-01-2023-003101-43 по иску Бравковой Марины Евгеньевны к администрации г. Барнаула о признании незаконными отказа в предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности, признании права

по кассационной жалобе администрации г. Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 10 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 7 февраля 2024 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Татаринцевой Е.В., выслушав представителя администрации г. Барнаула – Севрюкову Ю.И., поддержавшую доводы кассационной жалобы, Бравкову М.Е. и её представителей Навратил А.А. и Дериглазову М.А., возражавших против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Бравкова М.Е. обратилась в суд с иском о признании незаконным решения комиссии по вопросам улучшения жилищных условий молодых семей в г. Барнауле от 6 марта 2023 г. об отказе в признании истца и членов его семьи участниками программы; возложении обязанности на ответчика рассмотреть заявление о включении молодой семьи в число участников программы на получение социальной выплаты; установлении факта нуждаемости в жилом помещении на момент заключения кредитного договора.

В обоснование иска указала, что её семья состоит из пяти человек. В сентябре 2022 г. она обратилась в Комитет по делам молодежи для получения консультации о предоставлении молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилья. Получив консультацию, она произвела отчуждение принадлежащей ей квартиры по <адрес>, общей площадью 34,2 кв.м. 27 октября 2022 г. ею заключен договор уступки права требования на долевое участие в строительстве квартиры <адрес> площадью 85,4 кв.м, приобретенной за счет кредитных денежных средств. После получения выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) о принадлежности объекта в январе 2023 г. она обратилась в Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула (далее также КЖКХ г. Барнаула) с заявлением о признании её семьи нуждающейся в жилом помещении. Приказом КЖКХ от 14 февраля 2023 г. молодая семья Бравковой М.Е. признана нуждающейся в жилом помещении.

Она обратилась в Комитет по делам молодежи для признания ее участницей программы по обеспечению жильем молодых семей, однако решением комиссии от 6 марта 2023 г. ей было отказано в признании участником программы в связи с не предоставлением или предоставлением не в полном объеме документов, предусмотренных в пунктом 19 Правил, а именно отсутствием документа, подтверждающего нуждаемость семьи Бравковой М.Е. в жилом помещении на день заключения кредитного договора (по состоянию на 27 октября 2022 г.). Основанием отказа послужило то, что на момент заключения кредитного договора семья Бравковой М.Е. не была признана нуждающейся в жилых помещениях. Истец полагает, что на момент заключения кредитного договора (27 октября 2022 г.) она обладала соответствующим правом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Гордиенко А.Е., Комитет по делам молодежи администрации г. Барнаула.

Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 10 ноября 2023 г. исковые требования Бравковой М.Е. удовлетворены частично.

Признан незаконным отказ Комитета по делам молодежи администрации г. Барнаула, решение комиссии от 6 марта 2023 г. в признании Бравковой М.Е. и членов ее семьи участниками государственной программы по г. Барнаулу по обеспечению жильем молодых семей.

Признано право Бравковой М.Е. и членов ее семьи на участие в государственной программе по г. Барнаулу по обеспечению жильем молодых семей.

На Комитет по делам молодежи администрации г. Барнаула возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Бравковой М.Е. и членов ее семьи на включение в число участников государственной программы по г. Барнаулу по обеспечению жильем молодых семей.

В остальной части иск оставлен без удовлетворения.

С администрации г. Барнаула в пользу Бравковой М.Е. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в суме 900 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 7 февраля 2024 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе администрации г. Барнаула изложена просьба об отмене постановлений судов первой и апелляционной инстанции, как незаконных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права.

Кассатор выражает несогласие с выводами судов о незаконности оспариваемого решения, указывая, что при обращении за социальной выплатой не был представлен документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 (далее – Правила № 1050).

Ссылается на то, что принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях носит заявительный характер, относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления, и решение суда об установлении юридического факта не может заменить собой необходимый документ, который выдаётся уполномоченным органом местного самоуправления (КЖКХ г. Барнаула), в связи с чем вывод Алтайского краевого суда о том, что на момент принятия оспариваемого решения комиссии документы, свидетельствующие о нуждаемости Бравковой М.Е. в жилом помещении на дату заключения кредитного договора (27 октября 2022 г.), уже имелись, является ошибочным и противоречит нормам материального права. Более того, КЖКХ г. Барнаула уполномочен принимать приказы о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении на дату подачи соответствующего заявления от молодой семьи, а иное противоречит положениям части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Полагает необоснованным вывод суда о том, что Бравкова М.Е. совершала действия, которые были указаны ей сотрудником КЖКХ г. Барнаула, и добросовестно заблуждалась, что она уже признана нуждающейся в жилом помещении по итогам устной консультации, поскольку противоправных действий в действиях сотрудников Комитета по делам молодёжи не установлено. Гордиенко А.Е., являясь сотрудником не КЖКХ г. Барнаула, как указано в решении суда, а специалистом Комитета по делам молодежи, не давала консультацию Бравковой М.Е. о том, что ей необходимо взять кредит, а после этого ей будет выдана справка о признании нуждающейся в жилом помещении, так как в конце первичного приёма гражданам выдается памятка.

На кассационную жалобу Бравковой М.Е. поданы возражения.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на дату обращения в Комитет по делам молодежи для получения консультации о предоставлении молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилья (сентябрь 2022 г.) Бравковой М.Е. и её детям, Серебрякову И.А., ФИО11, принадлежала на праве собственности квартира <адрес> (по ? доле каждому), которая впоследствии продана 2 ноября 2022 г.

27 октября 2022 г. между Бравковой М.Е., Серебряковым И.А., ФИО11 (цессионарий) и ФИО2 (цедент) заключен договор уступки права требования по договору на долевое участие в строительстве от 22 апреля 2022 г., по которому к цессионарию перешло право требования (5/7, 1/7, 1/7 долей соответственно) на квартиру в строящемся многоэтажном жилом доме с объектами общественного назначения, расположенном по адресу: <адрес>.

В этот же день, 27 октября 2022 г., Бравковой М.Е. с Акционерным обществом «ДОМ.РФ» заключен кредитный договор о предоставлении заемных денежных средств на приобретение объекта недвижимости по адресу: <адрес>.

16 декабря 2022 г. зарегистрировано право общей долевой собственности Бравковой М.Е. в размере 5/7 долей, Серебрякова И.А. и ФИО11 в размере по 1/7 долей каждому на указанную квартиру.

14 января 2023 г. Бравкова М.Е. обратилась в КЖКХ г. Барнаула с заявлением о признании её нуждающейся в жилом помещении.

Приказом КЖКХ г. Барнаула от 14 февраля 2023 г. молодая семья Бравковой М.Е. в составе пяти человек: Бравкова М.Е. - заявитель, Бравков Д.В. - супруг заявителя, Серебряков И.А. - сын заявителя, ФИО11 - дочь заявителя, ФИО3 - дочь заявителя, признана нуждающейся в жилом помещении.

2 марта 2023 г. Бравкова М.Е. обратилась в Комитет по делам молодежи с заявлением о включении её в состав участников по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы.

Решением комиссии по вопросам улучшения жилищных условий молодых семей в городе Барнауле от 6 марта 2023 г. молодой семье Бравковой М.Е. отказано в участии в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в связи с представлением не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 19 Правил № 1050, поскольку в числе предоставленных Бравковой М.Е. документов отсутствовал документ, подтверждающий нуждаемость семьи Бравковой М.Е. в жилом помещении на день заключения кредитного договора (на 27 октября 2022 г.).

О принятом комиссией решении истец была проинформирована письмом Комитета по делам молодежи администрации г. Барнаула от 7 марта 2023 г. .

Обращаясь в суд с настоящим иском, Бравкова М.Е. полагала необоснованным вынесенный комиссией отказ, поскольку при обращении в сентябре 2022 г. в Комитет по делам молодежи ей не сообщили о таком обязательном условии, как нуждаемость в жилом помещении на дату заключения кредитного договора, кроме того, по состоянию на 27 октября 2022 г. семья истца имела право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что на дату заключения кредитного договора Бравковой М.Е. с Акционерным обществом «ДОМ.РФ» о предоставлении заемных денежных средств на приобретение объекта недвижимости по адресу: <адрес>, семья Бравковой М.Е. являлась нуждающейся в жилом помещении, однако соответствующего документа истец не подготовил, добросовестно заблуждаясь, что признан нуждающимся в жилом помещении по итогам полученной консультации, поскольку сведения о том, что истец и члены его семьи подходят для участия в социальной программе ему были сообщены при приеме в Комитете по делам молодежи.

Суд также исходил из того, что имеющееся со стороны истца нарушение процедуры сбора документов не может быть отнесено к злоупотреблению правами или неправомерному поведению, наличие которых давало бы основания для отказа в реализации социальных прав, соответственно, отказ в предоставлении мер социальной поддержки является несоразмерным допущенному истцом нарушению.

В связи с отсутствием иных оснований для отказа в назначении выплаты в решении ответчика и не установлении их судом оспариваемое решение комиссии от 6 марта 2023 г. в признании Бравковой М.Е. и членов ее семьи участниками государственной программы по г. Барнаулу по обеспечению жильем молодых семей признано незаконным как нарушающее права истца, за Бравковой М.Е. и членами ее семьи признано право на участие в государственной программе по г. Барнаулу по обеспечению жильем молодых семей. При этом на администрацию г. Барнаула в лице Комитета по делам молодежи возложена обязанность повторно рассмотреть заявление истца исходя из компетенции ответчика с учетом выводов, сделанных при рассмотрении данного дела, поскольку суд не вправе подменять орган местного самоуправления и разрешать вопрос предоставления меры социальной поддержки в виде единовременной социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредиту.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, оставив решение без изменения.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда соглашается с обжалуемыми судебными постановлениями, полагая их основанными на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от 27 мая 2010 г. № 738-О-О, от 19 октября 2010 г. № 1333-О, от 14 июля 2011 г. № 988-О-О, от 16 июля 2013 г. № 1195-О, от 29 января 2015 г. № 122-О и др.).

Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2010 г. № 1050 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2015 - 2020 гг.

Порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения (далее - социальная выплата), а также использования таких выплат установлены Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися приложением № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Реализация мероприятий по обеспечению жильём молодых семей на территории г. Барнаула в настоящее время регулируется Муниципальной программой «Улучшение жилищных условий молодых семей в городе Барнауле на 2015 - 2026 годы», утверждённой постановлением администрации г. Барнаула от 18 августа 2014 г. № 1797.

Пунктом 2 Правил № 1050 предусмотрено, что социальные выплаты используются, в том числе:

- для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита (подпункт «е»);

- для уплаты цены договора участия в долевом строительстве, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, содержащего одно из условий привлечения денежных средств участников долевого строительства, установленных пунктом 5 части 4 статьи 4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - договор участия в долевом строительстве), или уплаты цены договора уступки участником долевого строительства прав требований по договору участия в долевом строительстве (далее - договор уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве) (подпункт «ж»);

- для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита на уплату цены договора участия в долевом строительстве, на уплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве (подпункт «з»);

- для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищному кредиту на уплату цены договора участия в долевом строительстве или на уплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве либо по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на уплату цены договора участия в долевом строительстве или на уплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве (за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам либо кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита) (подпункт «и»).

Право молодой семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей федерального проекта «Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее соответственно - государственная программа, мероприятие) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой (пункт 3 Правил № 1050).

Выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты по форме согласно приложению № 1 к Правилам на основании решения о включении молодой семьи в список участников мероприятия осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в мероприятии (далее - орган местного самоуправления), в соответствии с выпиской из утвержденного высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 4 Правил № 1050).

Согласно пункту 6 Правил № 1050 участником мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Пунктом 7 Правил № 1050 предусмотрено, что в настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами «е» и «и» пункта 2 настоящих Правил не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.

В соответствии с пунктом 19 Правил № 1050 для участия в мероприятии в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами «е» и «и» пункта 2 данных Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:

а) заявление по форме согласно приложению № 2 к настоящим Правилам (при личном обращении в орган местного самоуправления по месту жительства) в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);

б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;

в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);

г) выписка (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на жилое помещение (жилой дом), приобретенное (построенное) с использованием средств жилищного кредита, либо при незавершенном строительстве жилого дома договор строительного подряда или иные документы, подтверждающие расходы по строительству жилого дома (далее - документы на строительство), - в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 настоящих Правил;

д) копия договора участия в долевом строительстве (договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве) - в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом «и» пункта 2 настоящих Правил;

е) копия договора жилищного кредита;

ж) копия договора кредита (займа) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита - в случае использования социальной выплаты для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита;

з) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на день заключения договора жилищного кредита, указанного в подпункте «е» настоящего пункта;

и) справка кредитора (заимодавца) об оставшейся части суммы основного долга по жилищному кредиту или кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита, для погашения которого используется социальная выплата, и сумме задолженности по выплате процентов за пользование соответствующим кредитом;

к) копия документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета каждого члена семьи.

В силу пункта 22 Правил № 1050 основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия являются, в том числе: несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил (подпункт «а»); непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 и 19 данных Правил (подпункт «б»).

Доводы кассатора о несогласии с выводами судов о незаконности оспариваемого решения, поскольку Бравковой М.Е. при обращении за социальной выплатой как молодой семье не был представлен документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Правил № 1050, не являются основанием для отмены оспариваемых судебных решений.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным. Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (постановления от 12 июля 2007 г. № 10-П, от 13 декабря 2016 г. № 28-П, от 10 марта 2017 г. № 6-П, от 11 февраля 2019 г. № 9-П).

Разрешая спор по существу и частично удовлетворяя иск, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, правильно определив круг обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего дела, исходил из того, что на дату заключения кредитного договора (27 октября 2022 г.), на дату обращения в Комитет по делам молодежи (2 марта 2023 г.) Бравкова М.Е. являлась надающейся в жилом помещении, что также подтверждается приказом КЖКХ г. Барнаула от 14 февраля 2023 г. ), поскольку уровень обеспеченности общей площадью жилых помещений на одного члена семьи заявителя не соответствовал учётной норме, установленной решением Барнаульской городской Думы от 27 февраля 2006 г. № 294 (43,2 кв.м : 5 = 6,84 кв.м без учёта приобретённого жилого помещения).

При этом на момент принятия оспариваемого решения комиссии документы, свидетельствующие о нуждаемости Бравковой М.Е. в жилом помещении на дату заключения кредитного договора (27 октября 2022 г.), уже имелись, что следует из учётного дела.

Проверяя действия истца на предмет добросовестности и установив, что Бравкова М.Е. добросовестно заблуждалась относительно порядка предоставления документов из одного отдела муниципального органа (КЖКХ г. Барнаула) в другой (Комитет по делам молодежи), суды обоснованно исходили из полученной Бравковой М.Е. консультации специалиста Комитета по делам молодежи Гордиенко А.Е., сообщившей, что она может приобрести квартиру в ипотеку, а потом подать документы для участия в программе «Молодая семья».

При этом оценка доказательств относится к дискреционным полномочиям судов первой и апелляционной инстанции. Суд кассационной инстанции правом оценки и переоценки доказательств в силу главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не наделён.

Доводы кассатора о подмене судебным решением полномочий органа местного самоуправления по признанию гражданина нуждающимся в жилом помещении подлежат отклонению судебной коллегией, поскольку из оспариваемых судебных постановлений следует, что указанное решение судами не принималось.

Иные доводы кассационной жалобы были предметом судебного рассмотрения, выводов судов не опровергают, по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных по делу обстоятельств.

Спор разрешен судами в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона к возникшим спорным правоотношениям. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке судами доказательств допущено не было.

Несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций само по себе не свидетельствует о нарушении судами норм процессуального и материального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра обжалуемых судебных постановлений.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно части 3 статьи 390.3 этого же кодекса кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.

Поскольку доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств дела и представленных доказательств, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 10 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 7 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Барнаула – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-7711/2024 [88-10097/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Администрация г. Барнаула
Другие
Серебряков Игорь Алексеевич
КЖКХ г.Барнаула
Администрация Центрального р-на г.Барнаула
Гордиенко Александра Евгеньевна
Комитет по делам молодежи Администрации г.Барнаула
Информация скрыта
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
8kas.sudrf.ru
02.07.2024Судебное заседание
02.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее