Решение по делу № 8Г-30890/2024 [88-32556/2024] от 09.09.2024

        ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-32556/2024

№ 2-69/2024

52RS0003-01-2023-001667-56

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Саратов                                                                                     21 октября 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Булатовой Е.Е.

судей Скоковой Д.И., Михайловой О.П.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матвеичева Вячеслава Павловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российский Федерации по Нижегородской области о взыскании компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации

    по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российский Федерации по Нижегородской области

    на решение Ленинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 4 марта 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 28 мая 2024 г.,

заслушав доклад судьи Скоковой Д.И.,

установила:

    Матвеичев В.П. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российский Федерации по Нижегородской области о взыскании компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации.

    Решением Ленинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 4 марта 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 28 мая 2024 г., исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российский Федерации по Нижегородской области в пользу Матвеичева В.П. недоплаченную компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 1 599 000 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 2 795 руб., в пользу ООО Нижегородский экспертный центр «Эксперт Помощь» стоимость судебной экспертизы в размер 96 000 руб.

    В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российский Федерации по Нижегородской области ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились, в связи с чем, руководствуясь частью пятой статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.

В соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.

    Как следует из материалов дела и установлено судом, Матвеичев В.П. 1979 года рождения является инвалидом с детства, ему установлена третья группа инвалидности бессрочно.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 21 мая 2015 г. Матвеичев В.П. нуждается в технических средствах реабилитации – протезе предплечья с внешним источником энергии – 1 штука на 3 года, протезе предплечья косметическом – 1 штука на 2 года, протезе предплечья активном – 1 штука на 2 года.

14 октября 2022 г. Матвеичев В.П. заключил с ООО «Центр протезирования и ортопедии» договор на оказание платных услуг по изготовлению технических средств реабилитации, на основании которого для него были изготовлены протез предплечья с микропроцессорным управлением (протез предплечья с внешним источником энергии) стоимостью 7 876 000 руб. и протез предплечья косметический стоимостью 221 500 руб.

Оплата по договору в общей сумме 8 097 500 руб. произведена истцом 1 декабря 2022 г.

5 декабря 2022 г. Матвеичев В.П. обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области с заявлением о компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации.

Решением Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области от 16 декабря 2022 г. Матвеичеву В.П. предоставлена компенсация расходов на приобретение протеза предплечья с микропроцессорным управлением в сумме 6 317 000 руб. Стоимость протеза предплечья косметического в сумме 221 500 руб. компенсирована истцу в полном объеме.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 10, 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пунктами 3, 15 (1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240, пунктами 3, 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 г. № 57н, исходил из того, что изготовленный Матвеичеву В.П. протез и протез, приобретенный уполномоченным органом по государственному контракту, не являются однородными по своим функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам основных комплектующих протеза с внешним источником энергии, в связи с чем пришел к выводу о взыскании компенсации стоимости самостоятельно приобретенного инвалидом протеза предплечья с внешним источником энергии в размере 1 559 000 руб.

Суд апелляционной инстанции согласился с приведенными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о взыскании недоплаченной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство постановлены с нарушением норм материального и процессуального права.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

Подпунктом «а» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.

Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н был утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, действовавший на момент обращения истца за выплатой данной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. № 214н классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации (абзац второй пункта 3 Порядка).

Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных названной выше классификацией (абзац третий пункта 3 Порядка).

В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 4 Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).

Согласно абзацу первому пункта 7 Правил определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в пункте 5 настоящего порядка), а также стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг.

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют право инвалида на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, порядок реализации этого права, а также порядок выплаты уполномоченными органами и определения ими размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, который не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В целях определения размера данной компенсации уполномоченный орган устанавливает аналогичность технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом, техническому средству реабилитации, предоставляемому уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, приобретенного инвалидом, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного классификацией технических средств реабилитации. Размер компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации (конкурса, аукциона, запроса котировок), проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Возможность получения инвалидами компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере, который превышает стоимость аналогичных средств реабилитации, рекомендованных индивидуальной программой реабилитации инвалида и предоставляемых уполномоченными органами по результатам осуществляемых ими закупок этих средств, законодательством, регулирующим отношения в сфере обеспечения инвалидов техническими средства реабилитации, не предусмотрена.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 21 мая 2015 г. Матвеичев В.П. нуждается в техническом средстве реабилитации – протезе предплечья с внешним источником энергии. Указаний на какие-либо дополнительные функции протеза в индивидуальной программе реабилитации Матвеичева В.П. не содержится, изменений в программу реабилитации внесено не было.

Матвеичевым В.П. приобретено техническое средство реабилитации – протез предплечья с микропроцессорным управлением с кистью с биоэлектрическим управлением.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Разработка индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов отнесена законом (пункт 2 части 2 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ) к компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.

В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Таким образом, объем реабилитационных мероприятий, включая технические средства реабилитации, определяется в разработанной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалидов, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Поскольку в силу приведенных выше норм материального права, регулирующих порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации, размер этой компенсации не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, в котором нуждается инвалид в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и которое предоставляется уполномоченным органом, то вид технического средства реабилитации, оплата стоимости которого ему гарантируется в случае самостоятельного приобретения, подтверждается документом, на который указано в статье 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, а также в пунктах 3, 4, 7 Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н, а именно индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В утвержденной приказом Минтруда России от 24 мая 2013 г. № 214н классификации технических средств реабилитации в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, в пункте 8 раздела «Технические средства реабилитации» (в редакции, действовавшей на момент разработки программы реабилитации), перечислены протезы и ортезы с указанием наименования и номера вида технического средства реабилитации (изделий), в частности, протез предплечья с внешним источником энергии (пункт 8-09).

Таким образом, по данному делу, исходя из содержания подлежащих применению норм права, действовавших на дату самостоятельного приобретения истцом протеза предплечья и на дату его обращения в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, суду для правильного разрешения спора следовало установить следующие юридически значимые обстоятельства: какие технические средства реабилитации рекомендованы инвалиду Матвеичеву В.П. индивидуальной программой реабилитации, к какому виду они относятся в соответствии с классификацией технических средств реабилитации, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. № 214н, и какие технические средства реабилитации приобретены уполномоченным органом по государственному контракту; к какому виду технических средств реабилитации согласно классификации технических средств реабилитации относится самостоятельно приобретенный Матвеичевым В.П. протез; последнее по времени размещение заказа на поставку соответствующих технических средств реабилитации, проведенное уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, на дату подачи Матвеичевым В.П. заявления о выплате ему компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации; стоимость закупленных уполномоченным органом технических средств реабилитации, соответствующих виду технических средств реабилитации, самостоятельно приобретенных Матвеичевым В.П.

Между тем суд, разрешая спор, неправильно применил и истолковал нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, в том числе в части ограничений, предусмотренных частью 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, а также не установил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, в том числе то, к какому виду относятся технические средства реабилитации, рекомендованные Матвеичеву В.П. индивидуальной программой реабилитации в соответствии с классификацией технических средств реабилитации, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. № 214н, какие технические средства реабилитации приобретены уполномоченным органом по государственному контракту, к какому виду технических средств реабилитации согласно классификации технических средств реабилитации относится самостоятельно приобретенный истом протез предплечья с микропроцессорным управлением.

В нарушение части 2 статьи 56 и части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд не определил указанные обстоятельства в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора, они не вошли в предмет доказывания по делу и, соответственно, не получили правовой оценки суда.

С учетом приведенных обстоятельств судебная коллегия признает выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области в пользу Матвеичева В.П. компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 1 559 000 руб. основанными на неправильном применении норм материального права, а также сделанными с нарушениями норм процессуального права.

Ввиду изложенного состоявшиеся по делу судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 3797, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 4 марта 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 28 мая 2024 г. отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ленинский районный суд г. Нижнего Новгорода.

Председательствующий

Судьи

    Мотивированное определение изготовлено 1 ноября 2024 г.

8Г-30890/2024 [88-32556/2024]

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ суда 1-й инстанции ОТМЕНЕНО с направлением на новое рассмотрение
Истцы
Матвеичев Вячеслав Павлович
Прокуратура Ленинского района г.Н.Новгорода
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области
Другие
Министерство Финансов Нижегородской области
ООО Центр протезирования и ортопедии
Суд
Первый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Скокова Д.И.
Дело на сайте суда
1kas.sudrf.ru
21.10.2024Судебное заседание
21.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее