судья ФИО2
дело №а-77/2022
УИД: 05RS0№-13
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 ноября 2022 года, №, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего ФИО8,
судей Алиевой Э.З. и Хавчаева Х.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО5,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан о признании недействительным решения муниципального органа и возложении обязанности назначить доплаты к пенсии,
по апелляционной жалобе ответчика – главы Администрации МО «<адрес>» <адрес> РД на решение Гергебильского районного суда РД от <дата>.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО8, доводы ответчика – главы Администрации МО «<адрес>» <адрес> РД ФИО6, просившего удовлетворить апелляционную жалобу, пояснения истца ФИО1 и его представителя ФИО7, полагавших, что апелляционная жалоба подлежит отклонению, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации МО «<адрес>» <адрес> РД о признании недействительным решения муниципального органа и возложении обязанности назначить доплаты к пенсии, в обоснование которого указано, что истец ФИО1 с 2003 по 2007 год, а также с 2010 года по 2015 год работал в должности главы МО «<адрес>» <адрес> РД и был освобожден от занимаемой должности на основании решения Собрания депутатов МО «<адрес>» от <дата> в связи с истечением срока полномочий. С 2015 года ФИО1 назначена пенсия по старости. <дата> ФИО1 обратился к главе администрации МО «<адрес>» с заявлением об установлении ему ежемесячной доплаты за выслугу лет, но решение об этом не было принято.
Решением Собрания депутатов СП МО «<адрес>» № от <дата> утверждено Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления сельского поселения «<адрес>», которое решением того же представительного органа № от <дата> отменено и рассмотрение вопроса об установлении доплаты к пенсии ФИО1 за выслугу лет перенесено на четвертый квартал 2022 года.
Просит признать незаконным и отменить решение Собрания депутатов СП МО «<адрес>» № от <дата> и обязать Администрацию МО «<адрес>» назначить ФИО1 ежемесячную доплату к пенсии как лицу, замещавшему муниципальную должность муниципальной службы в органе местного самоуправления «<адрес>» со дня обращения с заявлением в муниципальный орган, то есть с <дата>.
РешениемГергебильского районного суда РД от <дата> постановлено:
«Исковые требования ФИО1 к Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан о признании незаконным и отменить решение Собрания депутатов СП МО «<адрес>» № от <дата> и обязать Администрацию МО «<адрес>» назначить ФИО1 ежемесячную доплату к пенсии как лицу, замещавшему муниципальную должность муниципальной службы в органе местного самоуправления «<адрес>» со дня обращения с заявлением в муниципальный орган, то есть с <дата> удовлетворить частично.
Обязать ответчика Администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан произвести выплату денежных средств, предусмотренных истцу ФИО1 как доплату к пенсии лицам, замещавших государственные должности Республики Дагестан, с <дата>.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать».
На данное решение ответчиком – главой Администрации МО «<адрес>» <адрес> РД подана апелляционная жалоба, в которой выражает несогласие с ним по следующим основаниям.
Федеральным законом предусмотрено установление дополнительных гарантий муниципальным служащим в пенсионном обеспечении на основании нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации. Нормативно-правовым актом Республики Дагестан, а именно, Законом «О муниципальной службе» предусмотрены эти же гарантии на основании уставов муниципальных образований; из чего следует, что дополнительные гарантии муниципальным служащим в пенсионном обеспечении устанавливаются на основании уставов муниципальных образований.
Уставом муниципального образования «<адрес>» не установлена дополнительная гарантия в сфере пенсионного обеспечения в виде доплаты к пенсии муниципальным служащим.
В своем заявлении истец ссылается на подачу заявления о предоставлении дополнительной гарантии в виде доплаты к пенсии в 2019 году.
Таким образом, на момент подачи истцом заявления о предоставлении доплаты к пенсии, подобная гарантия в сфере пенсионного обеспечения на территории муниципального образования «<адрес>» установлена не была, и, соответственно, не могла быть ему предоставлена.
Вышеупомянутое положение о порядке предоставления доплаты к пенсии муниципальным служащим потеряло силу <дата>. Как видно из административного искового заявления, административный истец обратился по вопросу доплаты повторно, <дата>. На момент обращения ни уставом: муниципального образования «<адрес>», ни отдельно принятым им актом доплата к пенсии предусмотрена не была.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от <дата> N 25-ФЗ (ред. от <дата>) "О муниципальной службе в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с <дата>) органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актам и, издаваемым и представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Помимо этого Федеральным законом от <дата> N 166-ФЗ (ред. от <дата>) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлен минимальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости, и он составляет 15 лет 6 месяцев.
Этот же самый стаж установлен и Законом Республики Дагестан от <дата> N 55 (ред. от <дата>) "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Дагестан" (принят Народным Собранием РД <дата>).
Таким образом, требования истца об установлении ему доплаты к пенсии по выслуге лет не основываются на законе.
Истцом ФИО1 на апелляционную жалобу поданы возражения, в которых просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав мнение явившихся в судебное заседание суда апелляционной инстанции сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> № «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела были допущены.
Судом первой инстанции отказано в удовлетворении требования ФИО1 в части признания незаконным и отмене решение Собрания депутатов СП МО «<адрес>» № от <дата>.
В указанной части решение суда первой инстанции сторонами по делу не обжаловано, в связи с чем на основании ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ не подлежит проверке судом апелляционной инстанции.
Вместе с тем, судом первой инстанции удовлетворены исковые требования ФИО1 об обязании Администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан произвести выплату денежных средств, предусмотренных истцу ФИО1 как доплату к пенсии лицам, замещавших государственные должности Республики Дагестан.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 с 2003 по 2007 год, а также с 2010 года по 2015 год работал в должности главы МО «<адрес>» <адрес> РД и был освобожден от занимаемой должности на основании решения Собрания депутатов МО «<адрес>» от <дата> в связи с истечением срока полномочий.
С 2015 года ФИО1 назначена пенсия по старости.
<дата> ФИО1 обратился к главе администрации МО «<адрес>» с заявлением об установлении ему ежемесячной доплаты за выслугу лет, но решение об этом не было принято.
Решением Собрания депутатов СП МО «<адрес>» № от <дата> отменено Решением Собрания депутатов СП МО «<адрес>» № от <дата>, рассмотрение вопроса об установлении доплаты к пенсии ФИО1 за выслугу лет перенесено на четвертый квартал 2022 года.
Не согласившись с таким решением Собрания депутатов СП МО «<адрес>» ФИО1 обратился в суд.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Приведенные нормативные положения Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Особенности организации муниципальной службы в и правовое положение муниципальных служащих Республики Дагестан урегулированы Законом Республики Дагестан от <дата> № «О муниципальной службе в Республике Дагестан».
В соответствии с положениями 6 статьи 5 этого закона взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Республики Дагестан (далее - государственная гражданская служба) обеспечивается посредством соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.
Муниципальному служащему гарантируются пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью (ежемесячная доплата к пенсии) (статья 23).
В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами Республики Дагестан. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом Республики Дагестан соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего Республики Дагестан по соответствующей должности государственной гражданской службы Республики Дагестан (статья 24).
Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счет средств местных бюджетов (статья 34).
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Решением Собрания депутатов сельского поселения «<адрес>» от <дата> принят Устав муниципального образования сельского поселения «<адрес>» (далее - Устав).
Статьей 9 Устава предусмотрено, что органы местного самоуправления сельского поселения вправе устанавливать за счет средств бюджета сельского поселения дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Решением Сельского Собрания депутатов МО «<адрес>» № от <дата> утверждено Положение "О порядке установления выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления сельского поселения «<адрес>» (л.д. 12-23).
Указанным нормативно-правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» предусмотрен порядок установления выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и данное обязательство является расходным обязательством бюджета указанного муниципального образования.
В Российской Федерации гарантировано право муниципальных служащих на получение пенсии по выслуге лет дополнительно к страховой пенсии и фиксированной доплате к пенсии, право лиц, занимающих муниципальные должности, на доплату к страховой пенсии. Финансирование муниципальной службы, в том числе, гарантий муниципальной службы осуществляется из местного бюджета в силу прямого указания закона (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от <дата> № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статьи 34 Федерального закона от <дата> N 25-ФЗ (ред. от <дата> "О муниципальной службе в Российской Федерации" "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Муниципальные образования самостоятельно разрешают вопрос о размере дополнительных выплат к пенсии муниципальным служащим, руководствуясь общими требованиями, предусмотренными статьей 23 Федерального закона от <дата> N 25-ФЗ (ред. от <дата> "О муниципальной службе в Российской Федерации", и исходя из имеющихся финансово-экономических возможностей.
Удовлетворяя требования ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, истец ФИО1 замещал муниципальную должность с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, что составляет 8 лет и 11 месяцев, в связи с чем он вправе претендовать на 75% ежемесячной доплаты к пенсии.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку имеются основания для применения к спорным правоотношениям Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовым пенсиям лицам, замещавшим выборные и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Администрации МО «<адрес>» <адрес> РД, утвержденное Решением Собрания депутатов СП МО «<адрес>» № от <дата>.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда об определении даты, с которой подлежит назначению спорная надбавка.
Как следует из материалов дела с заявлением об установлении ему ежемесячной доплаты за выслугу лет ФИО1 обратился <дата>.
Доплаты к пенсиям государственных служащих субъектов РФ и муниципальных служащих установлены решением Собрания депутатов СП МО «<адрес>» № от <дата>.
Таким образом, в силу вышеприведенных нормативно-правовых актов и норм законодательства, поскольку на момент обращения в 2019 году истца доплаты к пенсии лицам, замещавших государственные должности Республики Дагестан СП МО «<адрес>» не были установлены, то выплату денежных средств, предусмотренных истцу ФИО1, как лицу, замещавшему муниципальную должность, следует производить с <дата> со дня вынесения решения Собрания депутатов СП МО «<адрес>» №, которым установлены данные выплаты.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Гергебильского районного суда РД от <дата> в части обязания ответчика Администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан произвести выплату денежных средств, предусмотренных истцу ФИО1 как доплату к пенсии лицам, замещавших государственные должности Республики Дагестан, с <дата> в части установления даты доплаты к пенсии, – изменить, установив ее с <дата>
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.
Председательствующий
Судьи: