Решение по делу № 3а-196/2017 от 26.10.2017

Дело № 3а-196/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 ноября 2017 года г. Ижевск УР

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

судьи Кричкер Е.В.,

при секретаре судебного заседания Пенькиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дерюгина Вячеслава Дмитриевича об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Дерюгин В.Д. (далее по тексту – административный истец) обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости; просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2 158 ± 16 кв. м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в размере 4 427 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.

Административное исковое заявление мотивировал тем, что является собственником вышеназванного земельного участка, за что платит земельный налог в сумме, зависящей от его кадастровой стоимости. Размер последней существенно превышает рыночную стоимость земельного участка, что затрагивает права и обязанности административного истца (л.д.4, 5).

В судебном заседании представитель административного истца Дерюгина В.Д. – адвокат Комаров Р.Н. (ордер от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.117, 118) поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – Правительства УР Тихомирова К.Ю. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, диплом от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.99, 100) в судебном заседании признала право административного истца на настоящее обращение в суд; обратила внимание суда на то, что удовлетворение заявленных требований приведёт к существенной потере доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики (л.д.120).

Представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее по тексту – Управление Росреестра по УР) Тихонова Е.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, диплом от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.102, 103) в судебном заседании не возражала против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости; уточнила, что последняя будет внесена ими в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости с момента вступления в силу решения суда (л.д.119, 119 на обороте).

Представитель заинтересованного лица – Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике (далее по тесту – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по УР) Байкова Ю.А. (доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года, (в порядке передоверия) от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, диплом от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.104, 122-124) в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований административного истца, пояснив, что сведения о земельном участке с кадастровым номером внесены в Единый государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, его кадастровая стоимость установлена Постановлением Правительства УР от 30 ноября 2015 года № 531, после чего количественные и качественные характеристики земельного участка не изменялись (л.д.121).

Административный истец Дерюгин В.Д. и заинтересованное лицо – Администрация г. Глазова были своевременно извещены о времени и месте рассмотрения административного дела, но в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия (л.д.109, 110, 116, 112-114).

В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) суд рассмотрел административное дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание участников процесса.

Выслушав объяснения представителя административного истца, представителей Правительства УР, Управления Росреестра по УР и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по УР, изучив и проанализировав материалы административного дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что требование Дерюгина В.Д. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости подлежит удовлетворению, в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), устанавливаемый Налоговым кодексом РФ (далее по тексту – НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований является обязательным к уплате на территории этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 65 ЗК РФ, пункт 1 статьи 387 НК РФ).

Исходя из системного толкования правовых норм, содержащихся в пунктах 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ, пункта 1 статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.

Статьёй 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно материалам административного дела, земельный участок, категории земель: земли населённых пунктов; с разрешённым использованием: для строительства торгового цента; с кадастровым номером ; общей площадью 2 158 ± 16 кв. м; расположенный по адресу Удмуртская Республика, <адрес>, принадлежит на праве собственности Дерюгину В.Д.

Данные обстоятельства подтверждены выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 17 июля 2017 года (л.д.6-9).

В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).

Вышеизложенные законоположения свидетельствуют о том, что установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере административных правоотношений, т.к. одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость, органы, выполняющие функции по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учёту, а также органы местного самоуправления, являющиеся получателями земельного налога.

В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 29 июля 2017 года) (далее по тексту – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или комиссии, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости Закон об оценочной деятельности предусматривает, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее по тексту – Комиссия) или решением суда на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Причём для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в Комиссию не является обязательным (часть 3 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Судом установлено и не оспаривается участниками процесса, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определена Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года №531 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года» (далее по тексту – Постановление № 531) и составляет 8 811 826,14 руб. (строка <данные изъяты> таблицы 28, утверждённой Постановлением № 531).

На момент обращения административного истца в суд сведения о земельном участке имеют статус «актуальные, ранее учтённые», его количественные и качественные показатели не изменялись (л.д.6).

При таких обстоятельствах, полагая, что установленный размер кадастровой стоимости земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушаются права административного истца как собственника земельного участка, Дерюгин В.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего административного дела в порядке административного судопроизводства по правилам главы 25 КАС РФ.

В обоснование заявленных требований административный истец представил в суд Отчёт об оценке земельного участка от 15 сентября 2017 года, выполненный Обществом с ограниченной ответственностью «Универсальная оценка» (далее по тексту – ООО «Универсальная оценка»), согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2015 года составляет 4 427 000 рублей (л.д.10-94).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ за , сведения о размере кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , определённой в соответствии с Постановлением № 531, внесены в Единый государственный реестр недвижимости 29 декабря 2015 года, после чего данная кадастровая стоимость не менялась (л.д.9).

В соответствии со статьёй 24.18 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В связи с чем, суд признаёт, что земельный участок с кадастровым номером является актуальным, ранее учтённым и вошёл в Перечень объектов, чья оценка произведена в рамках государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2015 года.

При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 59, 61, 84 КАС РФ, суд считает Отчёт об оценке от 15 сентября 2017 года, надлежащим, допустимым и достаточным доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нём величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2015 года.

В ходе подготовки к слушанию настоящего административного дела, в силу статей 62, 63, 77 и 78 КАС РФ, суд разъяснил участвующим в деле административным ответчикам и заинтересованным лицам, право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями административного истца, либо представленным им Отчётом об оценке (л.д.97 на обороте).

Однако таких ходатайств участники процесса не заявили; размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , равный 4 427 000 руб., установленный Отчётом об оценке от 15 сентября 2017 года, не оспаривали; каких-либо обоснованных возражений о несоответствии данного Отчёта об оценке требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки суду не представили.

Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечёт увеличение размера земельного налога, что непосредственно затрагивает интересы административного истца, как собственника земельного участка. Следовательно, заявленное Дерюгиным В.Д. требование об установлении кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка в размере его рыночной стоимости, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее по тексту – Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30 июня 2015 года) разъяснено, что датой подачи заявления для физических лиц считается дата обращения данного лица в суд.

В соответствии с частью 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Аналогичные разъяснения даны в абзаце 2 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №28 от 30 июня 2015 года.

Согласно материалам административного дела, кадастровая стоимость земельного участка, определённая Постановлением № 531, была внесена в Единый государственный реестр недвижимости 29 декабря 2015 года, а с настоящим административным исковым заявлением в суд Дерюгин В.Д. обратился 26 октября 2017 года, то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока (л.д.4).

В соответствии с абзацем 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка на основании настоящего решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Принимая во внимание, что кадастровая стоимость земельного участка, являвшаяся предметом заявленного спора, внесена в Единый государственный реестр недвижимости в 2015 году, а с административным исковым заявлением в суд Дерюгин В.Д. обратился 26 октября 2017 года, то кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, определённая в рамках настоящего административного дела, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2017 года (абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Дерюгина Вячеслава Дмитриевича об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2 158 ± 16 кв. м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере его рыночной стоимости, равной 4 427 000 рублей.

Датой подачи заявления считать 26 октября 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 24 ноября 2017 года.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики                 Кричкер Е.В.

3а-196/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Дерюгин В.Д.
Ответчики
Правительство УР
Управление Росреестра по УР
Другие
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральная служба регистрации кадастра и картографии"
Администрация МО"Город Глазов"
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Дело на странице суда
vs.udm.sudrf.ru
26.10.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
26.10.2017[Адм.] Передача материалов судье
26.10.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
27.10.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
31.10.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2017[Адм.] Судебное заседание
24.11.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее