Судья Ермакова Л.А. № 33а-785
№ 2а-1421/2020
67RS0021-01-2020-001639-24
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 марта 2021 г. г. Смоленск
Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Штейнле А.Л.,
судей: Холиковой Е.А., Туникене М.В.,
при секретаре Иваничкиной В.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области на решение Смоленского районного суда Смоленской области от 8 декабря 2020 г.
Заслушав доклад судьи Холиковой Е.А., объяснения представителя Управления Росреестра по Смоленской области Ефремовой Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, административных истцов Климовой Е.И., Мамоненковой С.В. и их представителя по устному ходатайству Мосоловой В.С., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам возражений, судебная коллегия,
установила:
Мартыненков С.В., Береснева Л.Н., Береснев Н.С., Мамоненкова С.В., Климова Е.И., Андреенкова Н.А., Пасенкова Т.И., Янченков А.В., Соловьев Ф.В., Лашков С.И., Якубенкова Е.В., Тищенкова Н.В., уточнив требования, обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее Управление Росреестра по Смоленской области) о признании уведомления незаконным, возложении обязанности. В обоснование требований указали, что решением Смоленского районного суда Смоленской области от 04.03.2020 удовлетворены исковые требования истцов о выделении в счет принадлежащих им земельных долей на праве долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: ..., признано право долевой собственности истцов на данный земельный участок. 16.07.2020 истцы обратились в регистрирующий орган с заявлением о постановке на кадастровый учет вышеуказанного земельного участка и государственной регистрации права долевой собственности на него. 29.07.2020 государственный кадастровый учет и государственная регистрация права долевой собственности земельного участка была приостановлена. Не согласившись с данным решением, истцы подали жалобу в Апелляционную комиссию Управления Росреестра по Смоленской области, решением которой от 11.09.2020 заявление истцов отклонено, а причины послужившие основанием приостановления кадастрового учета признаны обоснованными. 02.11.2020 истцам было отказано в производстве кадастрового учета и государственной регистрации прав, поскольку не исполнены требования, указанные в уведомлении о приостановлении кадастровых и регистрационных действий.
Просили признать решение государственного регистратора Управления Росреестра по Смоленской области об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 02.11.2020 в части истребования у истцов дополнительных документов: проекта межевания земельного участка, документов, подтверждающих согласование проекта межевания земельного участка, документов, подтверждающих право собственности на земельные доли незаконным. Обязать ответчика повторно рассмотреть заявление истцов о постановке на кадастровый учет вышеуказанного земельного участка и государственной регистрации права долей собственности на этот земельный участок.
Административные истцы Мартыненков С.В., Береснева Л.Н., Береснев Н.С., Андреенкова Н.А., Пасенкова Т.И., Янченков А.В., Соловьев Ф.В., Лашков С.И., Якубенкова Е.В., Тищенкова Н.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
В судебном заседании административные истцы Климова Е.И., Мамоненкова С.В., представитель истцов Безруков К.Н. административный иск поддержали. Дополнительно суду пояснили, что решением суда от 04.03.2020 признано за административными истцами право общей долевой собственности на выделенный земельный участок.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Смоленской области Грибовская О.Е. исковые требования не признала, отметила, что проект межевания земельного участка должен быть представлен для осуществления кадастрового учета в виде отдельного документа на бумажном носителе, что установлено положениями п. 5 ч. 11 ст. 41, ч. 6 ст. 47 ФЗ от 13.07.2015 № 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Поскольку акт согласования местоположения границ приложен в составе межевого плана, в целях соблюдения требований п.п.1 п. 24 Требований Приказа № 921, в состав приложения межевого плана подлежит включению документ, подтверждающий извещение заинтересованных лиц о проведении собрания о согласовании границ земельного участка.
Решением Смоленского районного суда Смоленской области от 8 декабря 2020г. в административные исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от 02.11.2020 № в части истребования у Мартыненкова С.В., Бересневой Л.Н., Береснева Н.С., Мамоненковой С.В., Климовой Е.И., Андреенковой Н.А., Пасенковой Т.И., Янченкова А.В., Соловьева Ф.В., Лашкова С.И., Якубенковой Е.В., Тищенковой Н.В. проекта межевания земельного участка, а также документов, подтверждающих согласование проекта межевания земельного участка. На Управление Росреестра по Смоленской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявления административных истцов о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от 16.07.2020.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Смоленской области просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт о полном отказе в удовлетворении административных исковых требований, указывая на незаконность принятого решения, в связи с нарушением норм материального права, выразившимся в неприменении закона, подлежащего применению.
В силу части 2 статьи 307 КАС РФ суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы, представления в апелляционном порядке.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Управления Росреестра по Смоленской области Ефремова Н.В. поддержала доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административные истцы Климова Е.И., Мамоненкова С.В. и их представитель по устному ходатайству Мосолова В.С. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам возражений.
В соответствии со статьей 150 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения данного дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований либо о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статьей 26 вышеуказанного закона определен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Смоленского районного суда Смоленской области от 04.03.2020, вступившим в законную силу 14.04.2020, за Мартыненковым С.В., Бересневой Л.Н., Бересневым Н.С., Мамоненковой С.В., Климовой Е.И., Андреенковой Н.А., Пасенковой Т.И., Янченковым А.В., Соловьевым Ф.В., Лашковым С.И., Якубенковой Е.В., Тищенковой Н.В. признанано право долевой собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <данные изъяты>.
16.07.2020 Береснева Л.Н., Мартыненков С.В., Лашков С.И., Береснев Н.С., Пасенкова Т.И., Якубенкова Е.В., Соловьёв Ф.В., Янченков А.В., Мамоненкова С.В., Тищенкова Н.В., Климова Е.И., Андренкова Н.А., обратились в Управление Росреестра по Смоленской области с заявлением о постановке на кадастровый учет выделенного земельного участка и регистрации права собственности.
04.03.2020 Управлением Росреестра по Смоленской области вынесено уведомление № о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении земельного участка, расположенного по адресу: ..., в связи с недостоверно указанными сведениями о типе знака пункта ГГС Рославльская; не предоставлением отдельным документом проекта межевания земельного участка, утвержденного решением собственника земельной доли; несоответствии сведений о категории земельного участка; кроме того, имелись неточности в указании собственника земельной доли Андреенковой Н.А.(л.д.16-17 т.1).
Решением апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 11.09.2020 административным истцам отказано в удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятого в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета от 29.07.2020 №(л.д.29-37 т.1).
02.11.2020 Управлением Росреестра по Смоленской области отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении земельного участка, расположенного по адресу: ..., поскольку причины препятствующие государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав не устранены (л.д.202-204 т.2)
Удовлетворяя частично требования административных истцов, суд исходил из того, что требование регистрирующего органа об истребовании документов, подтверждающих согласование межевания земельного участка, а также проекта межевания земельного участка в виде отдельного документа неправомерно. Ссылаясь при этом на п.5 ч. 11 ст. 41, ч.6 ст. 47 Закона № 218-ФЗ, п. 23 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921, суд первой инстанции отметил, что данными нормами не предусмотрено, что для осуществления государственного кадастрового учета проект межевания должен быть представлен в виде отдельного документа на бумажном носителе, а не в составе межевого плана.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 7 ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В силу ч. 1 ст. 14 названного Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 данного закона вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости является судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения (п. 4 ч. 8 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ).
В соответствии со ст. 41 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости (ч.1).
В случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, перераспределения земельных участков государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых земельных участков (ч.2).
В силу ч.6 ст. 47 Федерального закона № 218-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на земельный участок, образуемый при выделе его в счет земельной доли или земельных долей, являются документ или документы, которые подтверждают право собственности на земельную долю или земельные доли и к которым должны быть приложены в том числе проект межевания земельного участка, утвержденный решением собственника земельной доли или земельных долей, и заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.
В соответствии с пунктом 23 Приказа Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» при выполнении кадастровых работ по выделу земельных участков в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения межевой план подготавливается с учетом требований Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что к числу оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости на основании ч. 8 ст. 41 Закона № 218-ФЗ относится в том числе судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решении, которое и было представлено административными истцами в регистрирующий орган.
Административными истцами в регистрирующий орган для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права помимо решения суда был представлен межевой план в электронном виде, в состав которого включен проект межевания земельного участка, утвержденный собственниками земельного участка.
Кроме того, материалы дела содержат акт согласования границ земельного участка с кадастровым номером №, а также межевой план на земельный участок с кадастровым номером № от (дата) (л.д.90-93, 94-106 т.1).
Согласно заключению кадастрового инженера от 10.01.2019 ООО ПКФ «Геодезия», возражений по поводу местоположения выделяемых земельных участков в течение месяца после опубликования объявления в газете «Рабочий путь» №236(28374) от 11.12.2018 сведений о согласовании проекта межевания земельного участка, образуемого из исходного земельного участка с кадастровым номером №, подготовленного в результате определения местоположения границ земельного участка выделяемого в счет двенадцати земельных долей (Мартыненкова С.В., Бересневой Н.С., Бересневой Л.Н., Мамоненковой С.В., Климовой Е.И., Андрееновой Н.А., Пасенковой Т.И., Янченкова А.В„ Соловьева Ф.В., Лашкова С.И., Якубенковой Е.В., Тищенковой Н.В.) не поступало (л.д.107- 117, 118,140 т.1).
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что копия проекта межевания должна быть представлена в виде отдельного документа, а представление такого документа в виде приложения к межевому плану недопустимо, был предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонен как несостоятельный.
С учетом указанных обстоятельств доводы апелляционной жалобы, фактически повторяющие позицию административного ответчика в суде первой инстанции, которым в оспариваемом судебном акте дана правильная правовая оценка, не содержат оснований к отмене судебного акта.
Несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм материального права.
Решение суда является законным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского районного суда Смоленской области от 8 декабря 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: