Решение по делу № 2-3999/2023 от 31.08.2023

Дело

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

    17 октября 2023 года        <адрес>

Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе:

        председательствующего    – судьи Охоты Я.В.,

        при ведении протокола помощником судьи - ФИО7,

        с участием:

        представителя истца – адвоката ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации <адрес> Республики Крым, третьи лица – ФИО2, ФИО3, ФИО4, о признании права пользования жилым помещением и обязательстве совершить определенные действия,-

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации <адрес> РК, в котором просит признать за ним и членами его семьи: ФИО2,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право пользования жилым помещением – квартирой расположенной в <адрес> <адрес>, общей площадью 52,7 кв.м., кадастровый , на условиях социального найма и обязать ответчика заключить с истцом и членами его семьи договор социального найма указанного жилого помещения.

Исковые требования мотивированы тем, что в связи с фактом нахождения в трудовых правоотношениях с ЖЭУ-<адрес> заявителю была предоставлена спорная квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 52,7 кв.м. Истец указывает, что с момента вселения и по настоящее время он, совместно с членами его семьи, постоянно проживает в данном жилом помещении, несет расходы по его содержанию. В 2023 году ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения, в чем ему было отказано, в связи с непредставлением решения об исключении спорной квартиры из числа служебных помещений, и документов, содержащих основания для заключения указанного договора.

Истец в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, реализовал свое право на защиту путем направления представителя в суд.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, причину не явки суду не пояснили.

В соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно справке МУП «Киевский Жилсервис» от 2022 года, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал <данные изъяты> что подтверждается приложенными приказами от ДД.ММ.ГГГГ и -к от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-19).

Из представленной суду копии решения Киевского райсуда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что решением Симферопольского горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, расположенная в <адрес> <адрес> выделена в качестве служебной горжилуправлению, которая в марте ДД.ММ.ГГГГ, была предоставлена ФИО1, как <данные изъяты>-<адрес> (л.д.20).

В указанном помещении истец зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается соответствующей отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации серии 3914 (л.д.7).

Согласно выписке из домовой книг о составе семьи и прописке от ДД.ММ.ГГГГ (справка ) помимо истца в спорной квартире также были зарегистрированы члены его семьи, а именно: супруга - ФИО2,ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения (л.д.11).

Из справки о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в <адрес>, расположенной в <адрес> <адрес>, зарегистрированы: истец - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, его супруга - ФИО2,ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ и внуки - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.14).

Согласно финансовому лицевому счету , по указанному адресу зарегистрированы (постоянно): ФИО1 – наниматель, ФИО2 – жена, и внуки - ФИО3, ФИО4 (л.д.21).

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, спорная квартира была поставлена на кадастровый учет, с присвоением кадастрового номера (л.д.15)

Ввиду того, что истец является постоянным квартиросъемщиком и в полном объеме несёт бремя его содержания, ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о заключении договора социального найма спорной комнаты.

Между тем, согласно ответу МКУ Департамент жилищной политики от ДД.ММ.ГГГГ, заявителю отказано в предоставлении муниципальной услуги в связи с тем, что спорная квартира была выделена ФИО1 для проживания лишь на время трудовых отношений с соответствующим учреждением (ЖЭУ-<адрес>), заявителем не было предоставлено решение об ее исключении из числа служебных, и предоставленные им документы не содержали оснований для заключения договора социального найма.

Так, в ст. 40 Конституции РФ закреплен принцип невозможности произвольного лишения кого-либо принадлежащего ему жилья. Конституцией Российской Федерации установлено, что никто не может быть лишен имущества иначе как по решению суда. Гражданин может быть выселен из жилого помещения в судебном порядке лишь при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, соответствующим договором.

В соответствии с п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 ЖК РФ). Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

Как следует из положений ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.

В силу ч. 1 ст. 17 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение предназначено для проживания граждан.

Согласно ст. 19 ЖК РФ к муниципальному жилищному фонду относится совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В соответствии с п. 41 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, к специализированным жилым помещениям, которые могут быть объектом договора найма, относятся: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан.

В силу статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент передачи жилого помещения в муниципальную собственность) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Аналогичной нормы, касающейся служебных помещений, ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не содержат.

Исходя из аналогии закона (ст. 7 ЖК РФ), к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Данная норма устанавливает, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, после передачи данных помещений в муниципальную собственность могут быть переданы на условиях социального найма (п. 1 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2013 год, статья 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").

Относительно статуса спорного жилого помещения суд полагает необходимым указать, что согласно ответу МКУ Департамент жилищной политики от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого представлена представителем истца в судебном заседании, спорная квартира по адресу: <адрес>, в период с марта 2014 года по настоящее время к специализированному жилищному фонду служебных помещений не относилось.

Доказательств отнесения спорного жилого помещения к служебным помещениям, признания его аварийным отсутствуют.

При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома, жилого помещения, из специализированного жилищного фонда, а так же отсутствие государственной регистрации права собственности муниципального образования на жилое помещение не препятствуют осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, если жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма до ДД.ММ.ГГГГ, фактически не переданы в муниципальную собственность, то право собственности на указанные жилые помещения может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2005 года, утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии со ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.

На основании ст. 92 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся: служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях; жилые помещения маневренного фонда; жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан; жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

На основании ст. 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 Жилищного кодекса РФ и ч. 2 настоящей статьи.

Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; пенсионеры по старости; члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы (ч. 2).

Гражданам, указанным в ч. 2 настоящей статьи, предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта. Выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса, осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающими соответствующие жилые помещения.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Судом установлено, что ФИО1, имея стаж работы на предприятии, предоставившем ему служебное жилое помещение, на момент введения в действие Жилищного кодекса РФ более 10 лет, в соответствии со ст. 108 ЖК РСФСР не мог быть выселен из занимаемого служебного жилья, следовательно, не может быть выселен из него и по правилам ст. 103 Жилищного кодекса РФ, как и, соответственно, члены его семьи.

В силу положений ст. 50, 51, 109 ЖК РСФСР, заключение договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось. Согласно ст. 47 ЖК РСФСР ордер на жилое помещение являлся основанием для вселения в жилое помещение. Однако отсутствие у гражданина ордера на занятие жилого помещения при фактическом вселении в предоставленное жилое помещение, проживании в нем и исполнении обязанностей нанимателя само по себе не может служить препятствием к возникновению у такого лица права пользования жилым помещением.

Согласно статье 61 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения. Наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме.

В силу статьи 63 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Из анализа приведенных норм следует, что основанием для возникновения права пользования жилым помещением государственного или муниципального жилищного фондов по договору социального найма выступают два юридических факта - принятие решения о предоставлении жилого помещения и заключение договора социального найма жилого помещения, причем принятие решения о предоставлении жилого помещения порождает обязанность заключить договор социального найма.

Несоблюдение письменной формы договора социального найма между наймодателем и лицом, не может являться основанием для вывода о том, что у такого лица не возникло право пользования жилым помещением по договору социального найма, поскольку подтверждением данного обстоятельства могут служить различные доказательства.

В соответствии с требованиями ч.1 ст. 67 ЖК РФ, наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке: 1) вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц; 2) сдавать жилое помещение в поднаем; 3) разрешать проживание в жилом помещении временных жильцов; 4) осуществлять обмен или замену занимаемого жилого помещения; 5) требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.

Согласно пункту 2 статьи 35 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 130-ЗРК/2015 "О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в <адрес>" граждане, являющиеся основными нанимателями жилых помещений, находившихся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в государственном жилищном фонде, имеют право на заключение договоров социального найма.

Согласно ответу МКУ Департамент жилищной политики от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого представлена представителем истца в судебном заседании, спорная квартира по адресу: г<адрес>, в период с марта 2014 года по настоящее время к специализированному жилищному фонду служебных помещений не относилось, однако сведений о принятом уполномоченным органом решения об изменении данного статуса, или об исключении спорной квартиры из числа служебных жилых помещений, в материалах дела не имеется, суду не предоставлен.

Так, с момента вселения в данное жилое помещение истец пользуется правами, и несет обязанности, нанимателя жилого помещения, в том числе: использует жилое помещение по назначению, обеспечивает его сохранность, поддерживает надлежащее состояние жилого помещения, проводит текущий ремонт, производит оплату коммунальных и иных обязательных платежей.

Кроме того, факт проживания истца и членов его семьи в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, а также факт оплаты за пользование квартиры, не опровергнуты ответчиком.

Суд принимает во внимание, что другого жилого помещения на праве собственности истец и члены его семьи не имеют, спорное жилое помещение предоставлено ФИО1 и членам его семьи в установленном законом порядке, до передачи квартиры в муниципальную собственность, в силу чего за истцом и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима, имеются основания признания права пользования на условиях социального найма, а также понуждения ответчика заключить с указанными лицами договор социального найма.

Кроме того, право пользования спорным жилым помещением истцом и членами его семьи ответчиком не оспорено, требование об отсутствии либо об утрате данного права не заявлено.

Отсутствие ордера не свидетельствует о самовольном вселении истца в спорную квартиру, поскольку данное жилое помещение было распределено в установленном порядке, не оформление договора социального найма не должно повлечь неблагоприятных последствий для истца, который приобрели право пользования жилым помещением на законных основаниях.

Ответчик, как собственник жилого помещения, каких-либо требований о выселении истца и челнов его семьи из спорного жилого помещения не заявлял, возражений по поводу регистрации, а также проживания не предъявлял.

На основании изложенного, и поскольку из материалов дела усматривается, что на момент передачи квартиры в муниципальную собственность истец и члены его семьи проживали в спорном жилом помещении, они были вселены и проживают в них до настоящего времени, несут бремя содержания данного имущества, суд, учитывая приведенные нормы права, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

С учетом характера рассматриваемого спора, судебные расходы возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 321 ГПК РФ, –

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 - удовлетворить.

Признать за ФИО1 и членами его семьи: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право пользования жилым помещением – квартирой расположенной в <адрес> <адрес>, общей площадью 52,7 кв.м., кадастровый , на условиях социального найма

Обязать Администрацию <адрес> Республики Крым заключить с ФИО1, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договор социального найма жилого помещения общей площадью 52,7 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый .

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

    Судья:                                                                                                      Я.В. Охота

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

    Судья:                                                                                                     Я.В. Охота

2-3999/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Овчаренко Евгений Федорович
Ответчики
Администрация г. Симферополя РК
Другие
Овчаренко Евгений Денисович
Овчаренко Наталья Владимировна
Овчаренко Ксения Денисовна
Суд
Киевский районный суд г. Симферополь
Судья
Охота Янина Валерьевна
Дело на странице суда
kiev-simph.krm.sudrf.ru
31.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.08.2023Передача материалов судье
07.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.10.2023Предварительное судебное заседание
17.10.2023Судебное заседание
23.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее