Решение по делу № 33-66/2016 (33-5830/2015;) от 09.12.2015

Докладчик БлиноваМ.А.

Апелляционное дело №33-66/2016

Судья Ермолаева Т.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 января 2016 года г.Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Блиновой М.А.,

судей Нестеровой А.А., Савелькиной Г.О.,

при секретаре Поликарповой В.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Нагаевой Е.П. к администрации Ленинского района г.Чебоксары о признании решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении незаконным и возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилом помещении, поступившее по апелляционной жалобе истца Нагаевой Е.П. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 24 сентября 2015г., которым в удовлетворении исковых требований Нагаевой Е.П. отказано.

Заслушав доклад председательствующего судьи Блиновой М.А., судебная коллегия

установила:

Нагаева Е.П. обратилась в суд с иском к администрации Ленинского района г.Чебоксары о признании решения от 23 апреля 2015 г. об отказе в постановке её на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, возложении обязанности поставить на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной войны с момента обращения.

Исковые требования мотивировала тем, что как вдова участника Великой Отечественной войны она имеет право на льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах». В целях реализации права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета она обратилась к ответчику с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включении в соответствующий список. Решением от 23 апреля 2015 г. ответчик отказал ей в удовлетворении данного заявления на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанное решение ответчика она считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Ей принадлежит ... доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес> что соответствует ... кв.м. общей площади. Совместно с ней в указанной квартире зарегистрированы и проживают её <данные изъяты> Дмитренко Е.В., Дмитренко А.В. и <данные изъяты> ФИО1, которые являются членами её семьи, ведут совместное хозяйство и осуществляют за ней уход. С учетом количества проживающих в квартире лиц на каждого приходится по ... кв.м. общей площади жилого помещения, что ниже учетной нормы. Указанные обстоятельства, по её мнению, свидетельствуют о нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Истец Нагаева Е.П. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена в установленном порядке.

Представитель истца Нагаевой Е.П. – Филиппов Е.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным основаниям. При этом дополнительно пояснил суду, что в силу возраста истец нуждается в уходе, который осуществляет её <данные изъяты> Дмитренко Е.В.

Представитель ответчика администрации Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики Трифонова Т.Г. в судебном заседании исковые требования не признала. В отзыве на исковое заявление ответчик указал, что Нагаева Е.П., являющаяся собственником ... доли в праве общей собственности на квартиру <адрес>, обеспечена жильем выше учетной нормы, в нарушение ст. 53 ЖК РФ зарегистрировала в указанной квартире <данные изъяты> Дмитриенко Е.В. с ... ФИО1, которые предварительно снялись с регистрационного учета из квартиры родителей по адресу: <.2.> (площадью ... кв.м).

Третьи лица Маслова В.Я., Дмитренко Е.В., Дмитренко А.В., надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 24 сентября 2015г. постановлено в удовлетворении исковых требований Нагаевой Е.П. о признании решения администрации Ленинского района г.Чебоксары от 23 апреля 2015 г. об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным и возложении обязанности поставить в очередь нуждающийся в улучшении жилищных условий «Ветераны Великой Отечественной войны» с момента обращения отказать.

Указанное решение суда обжаловано истцом Нагаевой Е.П. по мотивам незаконности и необоснованности.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В силу подп. 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе и в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Таким образом, критерием постановки ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны в соответствии с указанным Федеральным законом является их нуждаемость в жилье, которая определяется нормами жилищного законодательства.

Пунктом 4 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений в Чувашской Республике" определено, что право на получение жилого помещения по договору социального найма имеют граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий. Следовательно, критерием постановки указанной категории граждан на учет на получение жилья в соответствии с данным законом также является нуждаемость таких граждан в жилье.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 1); граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункт 2 части 1).

В силу ч.4 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Постановлением главы администрации города Чебоксары от 15 апреля 2015 г. №129 учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 14,5 кв. м общей площади жилья на человека.

Исходя из изложенного основаниями для постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее приведенной учетной нормы, либо проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Как следует из материалов дела, Нагаева Е.П. является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО3, в связи с чем имеет право на льготы, установленные для данной категории лиц ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах».

Судом установлено, что решением жилищной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары от 23 апреля 2015 г. Нагаевой Е.П. отказано в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании пункта 2 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации (представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях). При этом указали на обеспеченность истца жилым помещением более учетной нормы, установленной в городе Чебоксары.

Отказывая Нагаевой Е.П. в удовлетворении исковых требований к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании данного решения об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что Нагаева Е.П. является сособственником ... доли жилого помещения (<адрес>), регистрация истцом <данные изъяты> Дмитренко Е.В. с <данные изъяты> ФИО1 с 04 июля 2012г. не свидетельствует о их вселении в качестве члена своей семьи и имеются основания для применения ст. 53 Жилищного кодекса РФ.

Судебная коллегия находит вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований Нагаевой Е.П. правильным, как основанный на представленных в материалы дела доказательствах и на правильном применении норм жилищного законодательства.

Из материалов дела видно, что истцу принадлежит ... доли в праве общей долевой собственности на квартиру, общей площадью ... кв.м., расположенную по адресу: <адрес>. Второй сособственник другой ... доли квартиры ФИО2 (...) в указанной квартире не проживает, проживает в ином принадлежащем ей на праве общей собственности жилом помещении.

Согласно выписке из лицевого счета в квартире по адресу: <адрес>. зарегистрированы: Нагаева Е.П. (истица), ... Дмитренко А.В. (с 18 марта 2006 г.), ... Дмитренко Е.В. (с 04 июля 2012 г.) и ... ФИО1 (с 04 июля 2012 г.).

Согласно положениям части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснениям, содержащимся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки (пп. «а»).

Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).

Согласно статьи 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Пунктом 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ предусмотрено в качестве одного из оснований для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - не истечение срока, предусмотренного статьей 53 Жилищного кодекса.

Аналогичные нормы содержатся и в п. 3 ч. 1 ст. 13, ст. 16 Закона Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений".

Разрешая требования истца Нагаевой Е.П. к ответчику о возложении обязанности поставить её на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции, установив, что регистрация в квартире истца <данные изъяты> Дмитренко Е.В. и <данные изъяты> ФИО1 произведена после принятия Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. №714 и после внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «О ветеранах», пришел к выводу о том, что указанные действия совершены с целью намеренного ухудшения жилищных условий для последующего получения мер социальной поддержки, поскольку до июля 2012 года Нагаева Е.П. не нуждалась в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность жильем на нее с учетом ее доли в общей собственности приходилось более учетной нормы. До указанной даты Дмитренко Е.В. и ФИО1 были зарегистрированы в квартире адрес <.2.> площадью ... кв.м, принадлежащей родителям Дмитренко Е.В. – ФИО4 и ФИО5 (л.д.96). Каких-либо доказательств того, что в указанный период до июля 2012 года Дмитренко Е.В. и ФИО1 фактически проживали с истцом в квартире по адресу ..., а не по адресу регистрации в качестве постоянного места жительства по адрес <.2.>, стороной истца не представлено.

Кроме того, как в суд первой инстанции, так и в суд апелляционной инстанции не представлены какие-либо доказательства, подтверждающие факт вселения, проживания <данные изъяты> Дмитренко Е.В. и <данные изъяты> ФИО1 в квартире по адресу: ... в качестве членов семьи истца.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обеспеченности Нагаевой Е.П. общей площадью жилья выше учетной нормы, наличии со стороны гражданина намеренного ухудшения жилищных условий в силу ст. 53 ЖК РФ, вследствие этого обоснованно и на законных основаниях отказал ей в удовлетворении исковых требований о признании незаконным отказа в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной войны и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. С учетом требований состязательности, в соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Представленные сторонами доказательства оценены судом в совокупности со всеми материалами дела в соответствии со ст.67 ГПК РФ. Оснований для признания произведенной судом оценки доказательств неправильной не имеется.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу истца Нагаевой Е.П. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 24 сентября 2015 г. оставить без удовлетворения.

Председательствующий М.А. Блинова

Судьи: А.А. Нестерова

Г.О. Савелькина

33-66/2016 (33-5830/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Нагаева Е.П.
Ответчики
Администрация Ленинского р-на г. Чебоксары
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Блинова М.А.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
13.01.2016Судебное заседание
19.01.2016Передано в экспедицию
19.01.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.01.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее