Решение по делу № 2а-3860/2021 от 23.09.2021

                                                                                          дело №2а-3860/2021

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г.Оренбург                                                                    08 октября 2021 года

    Центральный районный суд г.Оренбурга в составе:

председательствующего судьи: Гречишниковой М.А.

при секретаре: Дьяконовой М.С.,

с участием:

помощника прокурора Центрального района г.Оренбурга Пивоваровой О.К.,

административного истца Невечеря Е.В.

представителя административного ответчика председателя Территориальной избирательной комиссии Центрального района г.Оренбурга Алтуховой Е.В.,

представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Оренбургской области Ивановой Н.С., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Невечеря Е.В. к Территориальной избирательной комиссии Центрального района г.Оренбурга о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском, в обоснование указал, что он является членом Избирательной комиссии Оренбургской области с правом совещательного голоса. При подведении итогов голосования участковой избирательной комиссией № 1123, в отношении него Территориальной избирательной комиссией <данные изъяты> вынесено решение <данные изъяты> Указывает, что данное решение является незаконным, так как Федеральным Законом N 67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефендуме граждан Российской Федерации" не предусмотрен порядок принятия каких-либо решений в отношении членов вышестоящих комиссий. В соответствии с ФЗ-67 ст. 29 избирательная комиссия может принимать решения только в отношении соответствующей и нижестоящих комиссий. Порядок удаления из помещения для голосования регламентируется п.12 ст. 64 ФЗ-67. Решение об отстранении члена участковой комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования нимается судом по месту нахождения участковой комиссии. Комиссия не обладала полномочиями по вынесению указанного решения. Просил признать незаконным решение Территориальной избирательной комиссии Центрального района города Оренбурга <данные изъяты> «О прекращении пребывания в помещении для голосования».

Впоследствии административный истец дополнил исковые требования, указав, что просит также отменить оспариваемое решение.

    Представитель заинтересованного лица участковой избирательной комиссии № 1123, в судебное заседание не явился, надлежаще извещен.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании административный истец поддержал требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика возражала против удовлетворения административного иска, представила отзыв, согласно которого <данные изъяты> в помещение для голосования участковой избирательной комиссии № 1123, расположенное по адресу: <данные изъяты> в момент подсчета голосов избирателей ворвался Невечеря Е.В., подбежал к столу, за которым работала комиссия, стал отдавать распоряжения членам комиссии, игнорируя призывы прекратить подобное поведение, задавал массу вопросов, перебивая председателя, пытавшегося организовать работу участковой комиссии. Невечеря Е.В. постоянно отвлекал от подсчета голосов, нарушая процесс подведения итогов и, делая невозможным их подведение из-за постоянной дестабилизации работы комиссии. Постоянные вопросы, предложения, попытки диктовать членам комиссии их обязанности, навязывая свои требования, привели к необходимости обращения в органы правопорядка и в территориальную избирательную комиссию для принятия мер к обеспечению возможности работы участковой избирательной комиссии №1123 по подведению итогов голосования на избирательном участке. Согласно п. 1,2 ст. 68 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с начала подсчета голосов избирателей и до установления итогов голосования никто не вправе прерывать работу участковой избирательной комиссии. Для прекращения противоправных действий Невечеря Е.В., председателем территориальной избирательной комиссии и председателем участковой избирательной комиссии №1123 были вызваны сотрудники правоохранительных органов. Административный истец в нарушение действующего законодательства, не позволял членам комиссии выполнять свои обязанности, в результате чего продолжить подсчет голосов члены комиссии смогли только около четырех часов утра после провозглашения решения территориальной избирательной комиссии о прекращении пребывания в помещении для голосования Невечеря Е.В. Территориальной избирательной комиссией Центрального района г. Оренбурга было принято решение о прекращении пребывания Невечеря Е.В. в помещении для голосования УИК № 1123, расположенного по адресу: <данные изъяты>. Норма ст. 64 Закона № 67-ФЗ, не содержит запрета на принятие подобного решения. На основании п.9 ст.26 Закона № 67-ФЗ. Территориальная избирательная комиссия в рамках контроля за соблюдением избирательных прав граждан РФ, обеспечением мероприятий, связанных с проведением выборов - подсчета голосов, оказания организационной помощи нижестоящим комиссиям приняла данное решение. Перечень полномочий комиссии согласно указанной норме не является закрытым. Положения ст. 4 п. 2 Закона Оренбургской области от 06.07.2006 № 364/72-IV-03 «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Оренбургской области» обязывает комиссии в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона. Решение принято большинством голосов от количества назначенных лиц в состав Территориальной избирательной комиссии Центрального района г.Оренбурга в рамках установленных законом полномочий. Просят в удовлетворении административного иска отказать.

    Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Оренбургской области в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска.

Прокурор в судебном заседании дал заключение об обоснованности заявленных административным истцом требований.

     Суд, рассмотрев административное исковое заявление, выяснив мнение сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации определен Федеральным законом от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Закон N 20-ФЗ).

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года № 367 в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" постановлено назначить выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва на <данные изъяты>

Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 17.06.2021 № 2836 "О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области седьмого созыва" назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области на <данные изъяты>.

    Судом установлено, что <данные изъяты> состоялось голосование по выборам депутатов Государственной Думы РФ и депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области.

    Административный истец является членом Избирательной комиссии Оренбургской области с правом совещательного голоса, что подтверждено удостоверением <данные изъяты> который находился в помещении для голосования участковой избирательной комиссии № 1123 в период <данные изъяты>

Согласно ч.4 ст. 239 КАС РФ члены избирательной комиссии, комиссии референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий.

    На основании заявления председателя участковой избирательной комиссии № 1123 <данные изъяты>, Территориальной избирательной комиссией Центрального района г.Оренбурга <данные изъяты> принято решение <данные изъяты> Исполнение решения возложено на правоохранительные органы.

Согласно показаниям допрошенного в судебном заседании свидетеля Р.., являющейся членом участковой избирательной комиссии № 1123, в день голосования – <данные изъяты>, было большое количество голосующих, присутствовали наблюдатели. <данные изъяты> закрыли участок, остались только члены участковой избирательной комиссии, председатель, секретарь, четыре наблюдателя. Затем начали подсчет голосов, выгрузили бюллетени на стол. В указный момент в помещение вошел административный истец, в результате чего подсчет голосов прервался. У административного истца с председателем комиссии начался спор, он пояснял, что является членом вышестоящей избирательной комиссии, показывал документы, отвлекал членов комиссии от подсчета голосов. Затем прибыли сотрудники правоохранительных органов. После всех событий, председатель сказала, что они начинают подсчет голосов примерно в четыре часа утра.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Щербаков А.В., показал, что является членом избирательной комиссии с правом решающего голоса. В день выборов, закрыв входную дверь, <данные изъяты> в составе членов комиссии проводили процедуру подсчета голосов. В установленное время председатель объявила, что в помещении для голосования подводятся итоги и закрыла дверь. Начали работать с книгами, проводить подсчет бюллетеней. Примерно <данные изъяты> в помещении для голосования оказался административный истец. В соответствии с порядком, человек, который находится в помещении для голосования, предъявляет удостоверение личности, лично ему паспорт административный истец не показывал. Со слов председателя, он зашел на избирательный участок и не представился. Сотрудники полиции приехали намного позже. Брали показания, объяснения с председателя, с административного истца. Административный истец постоянно подходил к председателю, что-то доказывал, спорил, просил документы, выписки, копии. Данная обстановка дестабилизировала членов комиссии. Никакие действия физического характера, специальные средства не были применены. Административный     истец пришел, потом тихо ушел, они закрылись и начали подсчитывать голоса.

В силу ч. 5 ст.32 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 04.06.2021) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, в дни досрочного голосования и до получения сообщения вышестоящей избирательной комиссии о принятии протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, указанные в частях 1 и 1.2 настоящей статьи, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать при установлении иными избирательными комиссиями итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.

В силу ч. 1 ст.32 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 04.06.2021) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" на всех заседаниях любой избирательной комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении соответствующей участковой или территориальной избирательной комиссией работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколами и со сводными таблицами об итогах голосования вправе присутствовать члены и работники аппаратов вышестоящих избирательных комиссий.

Согласно п.14 ст.81 указанного Закона, при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования в помещении для голосования, в помещении участковой избирательной комиссии вправе находиться лица, указанные в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона. Эти лица вправе осуществлять наблюдение как непрерывно, так и в свободно выбираемые ими промежутки времени в течение всего периода наблюдения, им обеспечивается свободный доступ в помещение (помещения), где проводятся голосование и подсчет голосов избирателей. Список лиц, осуществлявших наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей, составляется участковой избирательной комиссией на основе представленных данными лицами документов.

    Согласно исследованной в судебном заседании видеозаписи, представленной стороной административного истца, следует, что административному истцу зачитывается указанное решение сотрудником полиции и указывается на необходимость исполнения требований, изложенных в решении.

Таким образом, при анализе данного решения и совокупности иных доказательств, суд приходит к выводу, что фактически Территориальной избирательной комиссией Центрального района г.Оренбурга было принято решение об удалении административного истца из помещения для голосования.

В силу п.12 ст. 64 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 04.06.2021) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах. Решение об отстранении члена участковой комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения участковой комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы. Правоохранительные органы также обеспечивают в соответствии с федеральными законами безопасность граждан и общественный порядок в помещении для голосования и на территории избирательного участка, участка референдума.

Аналогичная норма изложена в ч.5 ст.81 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 04.06.2021) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" согласно которой, член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и факт такого нарушения установлен в судебном порядке. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы. Правоохранительные органы также обеспечивают в соответствии с федеральными законами безопасность граждан и общественный порядок в помещении для голосования и на территории избирательного участка.

Органом, уполномоченным для принятия решения о немедленном удалении члена комиссии, наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, является суд.

Таким образом, у Территориальной избирательной комиссии Центрального района г.Оренбурга отсутствовали полномочия для принятия решения об удалении административного истца из помещения для голосования.

Территориальная избирательная комиссия и участковая избирательная комиссия, в суд по вопросу об удалении административного истца из помещения для голосования, не обращались.

Показания свидетелей, указывающих на дестабилизирующие действия административного истца при подсчете голосов, не свидетельствуют об отсутствии нарушений со стороны административного ответчика. Так как при вынесении решения, административным ответчиком нарушены положения п.12 ст. 64 Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а именно вынесено решение об удалении административного истца из помещения для голосования, в отсутствие полномочий.

Согласно части 1 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрен трехмесячный срок для обращения с соответствующим административным иском, который, пропущен не был.

Ввиду указанных обстоятельств, суд приходит к выводу, об удовлетворении административных исковых требований Невечеря Е.В. в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-188 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Невечеря Е.В. к Территориальной избирательной комиссии Центрального района г.Оренбурга о признании решения незаконным - удовлетворить.

Решение Территориальной избирательной комиссии Центрального района г.Оренбурга <данные изъяты> признать незаконным.

Отменить Решение Территориальной избирательной комиссии Центрального района г.Оренбурга <данные изъяты>

             Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение пяти дней со дня принятия решения.

Судья                                                  М.А.Гречишникова

.

2а-3860/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Невечеря Евгений Владимирович
Прокурор Центрального района гор. Оренбурга
Ответчики
Территориальная комиссия Централнього района г.Оренбурга
Другие
Избирательная участковая комиссия Центрального района города Оренбурга №1123
Избирательная комиссия по Оренбургской области
Суд
Центральный районный суд г. Оренбург
Судья
Гречишникова М.А.
Дело на странице суда
centralny.orb.sudrf.ru
23.09.2021Регистрация административного искового заявления
23.09.2021Передача материалов судье
23.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
24.09.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2021Подготовка дела (собеседование)
28.09.2021Рассмотрение дела начато с начала
28.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.10.2021Судебное заседание
08.10.2021Судебное заседание
08.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее