п. Селижарово 28 сентября 2015 года
Селижаровский районный Тверской области суд в составе председательствующего судьи Величко Е.В.,
при секретаре Довлатовой М.Н.,
с участием заместителя прокурора Селижаровского района Тверской области Гудкова Д.Г.,
представителя ответчика администрации городского поселения - поселок Селижарово Селижаровского района Тверской области Калининой Е.Н., действующей на основании распоряжения № 2 от 31.08.2015,
рассмотрев гражданское дело № 2-227/2015 по исковому заявлению прокурора Селижаровского района Тверской области в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц к Администрации МО «Городское поселение - поселок Селижарово» об обязании ликвидировать несанкционированное складирование отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Селижаровского района Тверской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц к Администрации МО «Городское поселение - поселок Селижарово» об обязании ликвидировать несанкционированное складирование отходов. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Селижаровского района проведена проверка исполнения природоохранного, экологического и земельного законодательства в части организации сбора, размещения, хранения и захоронения твердых бытовых и промышленных отходов, обеспечения санитарного благополучия населения.
Проверка показала, что органами местного самоуправления, в частности администрацией МО «Городское поселение - поселок Селижарово», не уделяется должного внимания к исполнению указанного законодательства.
В ходе проверки на территории <адрес> выявлен земельный участок, на котором осуществляется несанкционированное складирование бытовых отходов. Расположен данный земельный участок по адресу: <адрес>, во дворе <адрес>, рядом с хозяйственными постройками. Установлено, что данная несанкционированная свалка находится на землях МО «Городское поселение - <адрес>».
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.
Частью 2 ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ установлена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях городских и других поселений осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичные положения закреплены в п. 19 ст. 8 Устава МО «Городское поселение - <адрес>».
Вместе с тем, указанные вопросы администрацией МО «Городское поселение - <адрес>» решаются ненадлежащим образом. Непринятие органом местного самоуправления предусмотренных федеральным законодательством и Уставом мер создает реальную опасность для здоровья людей, может причинить вред окружающей среде и привести к негативным изменениям природной среды, создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, а также является нарушением земельного законодательства, регламентирующего использование земель поселений по целевому назначению. В связи с тем, что определить круг лиц, права и интересы которых нарушены, невозможно, прокурор Селижаровского района обращается в защиту неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнения, захламления, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В силу ст. 76 ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.
В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В судебном заседании заместитель прокурора Селижаровского района Гудков Д.Г. поддержал исковые требования, изложил их аналогично указанным в исковом заявлении, и просил суд удовлетворить иск.
Представитель ответчика Администрации городского поселения - поселок Селижарово Селижаровского района Тверской области Калинина Е.Н. в судебном заседании исковые требования признала и пояснила, что необходимо изымать денежные средства из другой статьи расходов, так как финансирования по данной статье расходов на уборку свалки не имеется. Будут исполнять решение суда.
Согласно ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, ответчик вправе признать иск.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Прокурор не возражал против принятия судом признания иска ответчиком.
Суд принимает признание иска представителем ответчика Администрации МО «Городское поселение - поселок Селижарово», так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Селижаровского района Тверской области удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Городское поселение - поселок Селижарово» ликвидировать несанкционированное складирование отходов, расположенных по адресу: <адрес>, во дворе <адрес>, рядом с хозяйственными постройками, в течение 1 месяца, со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тверского областного суда через Селижаровский районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующий Е.В. Величко