Апелляционная инстанция: дело № 33-2383/2020
Первая инстанция: № 2-6896/2019, судья Шешуков Д.А.
УИД: 18RS0003-01-2019-006217-93
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Солоняка А.В.,
судей Долгополовой Ю.В., Константиновой М.Р.,
при секретаре Вахрушевой Л.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 17 июня 2020 года дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства образования и науки Удмуртской Республики на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 12 декабря 2019 года, которым исковые требования Горковенко А. А. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения удовлетворены; на Министерство образования и науки Удмуртской Республики возложена обязанность предоставить Горковенко А. А. в пользование безвозмездно однократно по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям <адрес> жилое помещение не менее 18 кв.м. и не более 36 кв.м. на территории <адрес>.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Солоняка А.В., выслушав истца Горковенко А.А., считавшую жалобу необоснованной, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Горковенко А. А. обратилась в суд с иском к ответчику Министерству образования и науки Удмуртской Республики с требованиями о предоставлении жилого помещения в <адрес>, соответствующего установленным требованиям.
Исковые требования мотивированы тем, что Горковенко А.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не обеспечена. Истец нуждается в жилом помещении, поставлена на учет для его получения. Истец имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ). Обязанность предоставления жилого помещения возложена на ответчика. Жилое помещение до настоящего времени не предоставлено.
В судебном заседании 1 инстанции истец Горковенко А.А. на заявленных исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика Министерство образования и науки УР, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Ранее в письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика Министерства образования и науки УР иск не признал, указывая, что Законом Удмуртской Республики от 14.03.2013 года № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон УР № 8-РЗ) предусмотрен новый порядок обеспечения жильем лиц данной категории – по списку. Законом не установлен срок предоставления жилого помещения данной категории лиц. Согласно уведомлению Министерства образования и науки УР от ДД.ММ.ГГГГ № Горковенко А.А. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. Жилых помещений специализированного жилого фонда в УР нет, идет формирование данного жилого фонда. Жилое помещение подлежит предоставлению в порядке очереди (л.д. 29-30).
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Суд постановил вышеуказанное решение об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство образования и науки Удмуртской Республики просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права, указывая на то, что в настоящее время обеспечение жилым помещением лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит не во внеочередном порядке, а на основании их заявления о предоставлении жилого помещения, в соответствии со списком, сформированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органом власти, уполномоченным формировать специализированный жилищный фонд для детей-сирот, является Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР. Закон УР № 8-РЗ устанавливает, что дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с республиканским списком, жилые помещения указанной категории лиц предоставляются по заявлению, поданному в орган опеки и попечительства. Министерством образования и науки УР истец включена в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением, по <адрес> под номером 3242, а по <адрес> - под номером 1091, право на предоставление жилого помещения за ней закреплено. Жилое помещение истцу должно быть предоставлено в соответствии со списком по его заявлению. Предоставление жилого помещения истцу не в соответствии со списком повлечет нарушение прав других лиц, состоящих в списке (л.д. 67-69).
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Определением Октябрьского районного суда г.Ижевска от 02.03.2020 года произведена замена ответчика Министерства образования и науки Удмуртской Республики на правопреемника Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики в связи с передачей полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц, приравненных категорий. (л.д. 82).
Информация о рассмотрении апелляционной жалобы своевременно размещена на официальном интернет-сайте Верховного Суда Удмуртской Республики (http://vs.udm.sudrf.ru/).
В суде апелляционной инстанции истец Горковенко А.А. считала апелляционную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Представитель ответчика Министерства социальной политики и труда УР, являющегося по данному делу правопреемником Министерства образования и науки УР, извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился, направил ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учётом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции, что истец Горковенко А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 6,41, 14, 50), является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать Горковенко О.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти Первомайского отдела ЗАГС Управления ЗАГС А. <адрес> УР от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9, 51). Её отец Сурнин А.П. лишен родительских прав на основании решения И. районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-8, 52-53).
На основании распоряжения Главы А. И. <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Горковенко А.А., помещена под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; за ней закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> (л.д. 48 – оборотная сторона).
Управлением образования А. <адрес> в отношении Горковенко А.А. выдана путевка в школу-интернат № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48).
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ижевский детский дом», истец действительно находится на полном государственном обеспечении и является воспитанницей детского дома с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 61).
Горковенко А.А. в 2018 году закончила МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> Республики, что подтверждается аттестатом об основном общем образовании, выданным ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-17).
Истец Горковенко А.А. зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, что подтверждается паспортными сведениями (л.д. 6), адресной справкой (л.д. 42), сведениями А. И. <адрес> (л.д. 49).
Согласно свидетельству № от ДД.ММ.ГГГГ Горковенко А.А. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42).
Распоряжением А. И. <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 54).
Уведомлением Министерства образования и науки УР от ДД.ММ.ГГГГ № сообщается, что отменено ранее принятое решение об отказе в установлении факта невозможности проживания и установлен факт невозможности проживания в жилом помещении по адресу: <адрес> в рамках комиссии ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40).
Указанная квартира приватизированной не значилась, сведений о собственниках не имеется согласно справке, ГУП УР «Удмуртской республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 57 – оборотная сторона), уведомлению Управления Росреестра по УР от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58 – оборотная сторона),
В соответствии с ответом Управления муниципального жилья А. <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Горковенко А.А. является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в <адрес> и имеет право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма по адресу: <адрес>; <адрес> решением межведомственной комиссии, утвержденным Распоряжением Главы А. И. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № признан аварийным и подлежащим сносу, внесен в накопительный список домов, подлежащих расселению и сносу (л.д. 56).
Первым заместителем Главы А. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ вынесено распоряжение № о сносе жилого <адрес> по проезду Чапаева (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ ответчик на основании заключения Управления по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства А. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 36-37) включил истца в республиканский список лиц данной категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, что подтверждается уведомлением № (л.д. 10, 33).
Согласно сведениям Управления Росреестра по УР истец в собственности недвижимого имущества не имеет.
Жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ) истец не обеспечена.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются вышеуказанными письменными доказательствами, сторонами не оспаривались.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») и Закона УР от 14.03.2013 года № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исходил из того, что истец действительно является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей; нуждается в жилом помещении для постоянного проживания; включена в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике; достигла совершеннолетия; выразила волеизъявление на обеспечение жилым помещением по договору найма из специализированного жилого фонда Удмуртской Республики.
Данные выводы суда соответствует обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права и на исследованных судом доказательствах, которым дана оценка, соответствующая требованиям ст. 67 ГПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, со статьей 2 Закон УР от 14.03.2013 года № 8-РЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичные положения содержат ст. 2 и ч. 3 ст. 3 Закона УР № 8-РЗ.
По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу по достижении ими 18 лет.
Для цели обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ.
Согласно статье 1 Закона УР от 14.03.2013 года № 8-РЗ (в редакции, действующей до 01.01.2020 года) органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, являлось Министерство образования и науки Удмуртской Республики, за исключением полномочий по формированию специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для детей-сирот, которые возложены на Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики.
Согласно статье 1 Закона УР от 14.03.2013 года № 8-РЗ (в редакции, действующей после 01.01.2020 года) органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, с 01.01.2020 года является Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики, за исключением полномочий по формированию специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для детей-сирот, которые возложены на Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики.
Право истца на получение жилого помещения из специализированного жилого фонда ответчиком по существу не оспаривалось; истец из республиканского списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не исключена, но жилое помещение до настоящего момента не предоставлено.
Установленные судом 1 инстанции обстоятельства свидетельствуют о возникновении у ответчика обязанности по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма, в связи с чем суд принял законное решение, понудив ответчика предоставить истцу такое жилое помещение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилого помещения истцу без учета его очереди в списке повлечет нарушение прав других лиц, включенных в список, основанием для отмены решения служить не могут, поскольку не опровергают вывод суда о возникновении у ответчика обязанности обеспечить истца жилым помещением из специализированного жилого фонда по договору найма и не являются обстоятельством, освобождающим от исполнения такой обязанности.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что право на обеспечение жильем лиц не должно быть обусловлено соблюдением какой-либо очередности. Закон связывает наступление у ответчика обязанности предоставить жилое помещение лицам данной категории, включенным в список, с достижением ими совершеннолетия и не обусловливает такую обязанность очередностью. Список является лишь способом учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их дальнейшего обеспечения жильём и определения объемов финансирования. Истец имеет право на обеспечение жильем в порядке, предусмотренном законом для детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, - по месту жительства.
При таких обстоятельствах суд принял обоснованное решение о понуждении ответчика к предоставлению истцу жилого помещения.
Оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 12 декабря 2019 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Министерства образования и науки Удмуртской Республики оставить без удовлетворения.
Председательствующий: А.В. Солоняк
Судьи: Ю.В. Долгополова
М.Р. Константинова