УИД № 65RS0001-01-2022-008771-41
Дело № 2-180/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 апреля 2023 года город Оха Сахалинская область
Охинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Мелиховой З.В.,
при секретаре судебного заседания Гладких А.В.,
с участием:
истца Михайлова И.В.,
представителя истца Михайлова И.В. - Репкина А.А.,
представителя ответчика Екимовой А.М.,
рассмотрев в помещении Охинского городского суда Сахалинской области в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-180/2023 по исковому заявлению Михайлова Игоря Викторовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области о признании незаконным решения от 27 августа 2020 года № 74875/20 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в специальный страховой стаж и назначить страховую пенсию по старости,
установил:
26 августа 2022 года Михайлов И.В. обратился в Южно-Сахалинский городской суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (с 01 января 2023 года Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области (далее ОСФР по Сахалинской области), в котором просит признать незаконным решение от 27 августа 2020 года №74875/20 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда, возложить обязанности включить в специальный страховой стаж периоды работы электромонтером по ремонту линий электропередач, электромонтером по ремонту воздушных ЛЭП, дающей право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и назначить данную пенсию со дня обращения 19 июня 2020 года.
Определением Южно-Сахалинского городского суда от 16 ноября 2022 года гражданское дело № 2-6861/2022 по иску Михайлова И.В. к ГУ - ОПФР по Сахалинской области передано на рассмотрение по подсудности в Охинский городской суд, которым оно принято к производству определением суда от 16 января 2023 года, гражданскому делу присвоен № 2-180/2023.
13 февраля 2023 года Михайлов И.В. представил уточненное исковое заявление к ОСФР по Сахалинской области, в котором просит признать незаконным решение ответчика от 27 августа 2020 года № 74875/20 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда, возложить обязанность включить в специальный страховой стаж периоды работы электромонтером по ремонту линий электропередач с 01 декабря 1994 года по 17 декабря 1997 года, электромонтером по ремонту воздушных линий электропередач с 18 декабря 1997 года по 27 апреля 1998 года, с 04 сентября 2007 года по 31 марта 2008 года, с 01 апреля 2008 года по 02 июля 2008 года, с 05 июля 2008 года по 27 мая 2009 года, с 30 мая 2009 года по 22 июня 2010 года, с 26 июня 2010 года по 26 июня 2010 года, с 30 июня 2010 года по 07 ноября 2012 года, с 10 ноября 2012 года по 31 декабря 2012 года, с 01 января 2013 года по 19 марта 2013 года, с 01 апреля 2013 года по 30 сентября 2014 года, с 01 октября 2014 года по 19 декабря 2014 года, с 20 декабря 2014 года по 31 октября 2017 года, электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования с 01 ноября 2017 года по 18 июня 2020 года и назначить страховую пенсию по старости со дня обращения 19 июня 2020 года.
Свои требования Михайлов И.В. мотивирует тем, что 19 июня 2020 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с работой с тяжелыми условиями электромонтером по ремонту воздушных ЛЭП, однако решением пенсионного органа от 27 августа 2020 года № 74875/20 ему отказано в назначении досрочной пенсии по причине отсутствия требуемого страхового стажа работы. Истец считает, что ответчик не включил заявленные им периоды работы в его специальный стаж незаконно, поскольку его работа электромонтером по ремонту воздушных ЛЭП общей продолжительностью 21 год 8 месяцев 4 дней соответствует работе, предусмотренной позицией 2290000а-19855 раздела XXVII Списка № 2 - рабочие электромонтеры по ремонту воздушных линий электропередачи (напряжением 35 кВ и выше), занятые работами на высоте свыше 5 метров, и дает ему право на досрочное пенсионное обеспечение, при наличии у него необходимого общего страхового стажа 31 год 7 месяцев 17 дней, в том числе стажа работы в районах Крайнего Севера 29 лет 1 месяц 17 дней.
28 февраля 2023 года определением суда (в протокольной форме) к участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «ННК-Сахалинморнефтегаз».
В настоящем судебном заседании истец Михайлов И.В. и его представитель Репкин А.А. заявленные требования поддержал по приведенным основаниям и просили удовлетворить.
Представитель ответчика Екимова А.М. возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что ответчик считает отказ истцу в назначении досрочной пенсии ввиду отсутствия необходимого стажа работы с тяжелыми условиями законным и обоснованным, указывает на то, что спорные периоды работы не были включены в специальный страховой стаж истца, поскольку при обращении с заявлением о назначении досрочной пенсии им не были представлены доказательства занятости в течение полного рабочего дня в тяжелых условиях, в данном случае - на работах по обслуживанию воздушных линий высокого напряжения и контактной сети или воздушных линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше на высоте более 5 метров, которые предусмотрены соответственно позициями 2290000а-19829 и 2290000а-19855 раздела ХXVII Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.
Представитель третьего лица ООО «ННК-Сахалинморнефтегаз» в судебное заседание не явился. Третье лицо о дате, времени и месте судебного заседания уведомлено надлежаще, об отложении не просило.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 19 июня 2020 года Михайлов И.В., 20 июня 1969 года рождения, обратился в ГУ-УПФР по Охинскому району Сахалинской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в тяжелых условиях, на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ-УПФР по Охинскому району Сахалинской области от 27 августа 2020 года № 74875/20 истцу оказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального страхового стажа работы, дающей право на досрочное пенсионного обеспечение по пункту 2 части 1 статьи 30 «Федерального закона «О страховых пенсиях».
При оценке права истца на досрочное пенсионное обеспечение в его специальный страховой стаж не были зачтены заявленные в иске периоды работы электромонтером по ремонту линий электропередач, электромонтером по ремонту воздушных ЛЭП, электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
Согласно оспариваемому решению пенсионного органа от 27 августа 2020 года на день обращения за назначением пенсии общий страховой стаж Михайлова И.В. составлял 31 год 7 месяцев 17 дней, в том числе стаж работы в районах Крайнего Севера 29 лет 1 месяц 17 дней, стаж работы по Списку № 2 - 3 года 9 месяцев 26 дней.
По расчету истца общая продолжительность спорного стажа работы истца составляет 17 лет 10 месяцев 08 дней.
Работа истца в заявленные им периоды времени подтверждается его трудовой книжкой, архивными справками о работе, выданными правопреемниками работодателей, а также сведениями лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, при этом отказ в назначении пенсии не связан с неподтверждением самого факта работы в указанные периоды времени.
В решении пенсионного органа от 27 августа 2020 года основанием невключения спорных периодов работы истца в страховой стаж работы по Списку № 2 указано на неподтверждение работы в должности электромонтера по ремонту воздушных ЛЭП напряжением 35 кВ и выше на высоте более 5 метров, предусмотренной позицией 2290000а-19855 раздела ХXVII Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, в течение полного рабочего дня, исходя из того, что организации, в которых работал истец, не относятся к специализированным организациям, которые строят и обслуживают высоковольтные ЛЭП большой протяженности и этим обеспечивают постоянную занятость электромонтеров на соответствующих видах работ на высоте свыше 5 метров. Вместе с этим, спорные периоды работы истца включены ответчиком в общий страховой страж и специальный стаж работы в районах Крайнего Севера, при этом в решении указано, что при имеющихся общем страховом стаже и стаже работы в районах Крайнего Севера право на страховую пенсию по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» (за работу в районах Крайнего Севера) наступит у истца в 60 лет с 20 июня 2029 года.
Невключение спорных периодов работы в льготный стаж и отказ в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа работы по Списку № 2 истец считает незаконным, указывает на то, что постоянно в течение полного рабочего дня был занят ремонтом воздушных ЛЭП напряжением 35 кВ и выше на высоте более 5 метров, что подтверждается сведениями о его работе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (часть 2 статьи 33 Федерального закона № 400-ФЗ).
Аналогичные положения содержались в подпункте 2 пункта 1 статьи 27, пункте 2 статьи 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 1 января 2015 года, а также в статье 10 и пункте «б» статьи 12 действовавшего до 31 декабря 2001 года Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и в иных предшествующих ему законах.
Изменения, внесенные с 1 января 2019 года Федеральным законом от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» в Федеральный закон «О страховых пенсиях», в том числе в положения части 1 статьи 8, пункта 6 части 1 статьи 32 закона о возрасте, с которого наступает право на страховую пенсию, не повлекли повышения возраста, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 30 этого закона.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее - Список № 2 от 26 января 1991 года);
- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» (далее - Список № 2 от 22 августа 1956 года), - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 г.
Список № 2 от 26 января 1991 года в разделе XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» предусматривает должность электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше на высоте более 5 метров (позиция 2290000а-19855).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В пункте 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5, утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29, указано, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее восьмидесяти процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
На основании части 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В соответствии с пунктом 4 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015, при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются соответствующими документами, содержащими необходимые сведения.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса РФ основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.
Согласно пункту 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 985н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» необходимы документы, подтверждающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случаях, когда необходимы данные о характере работы, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Судом установлено и подтверждается представленными в дело доказательствами, а именно: пояснениями истца, его трудовой книжкой, сведениями лицевого счета застрахованного лица, историческим справками организаций - работодателей, архивными справками о работе, трудовыми договорами, личными карточками работника, лицевыми счетами работника, расчетными листами по заработной плате, справкой о характере работы и условиях труда и сведениями об эксплуатируемых на территории Охинского района Сахалинской области воздушных ЛЭП, производственными инструкциями, медицинской документацией, Михайлов И.В. работал в ОАО «Роснефть-Сахалинморнефтегаз» электромонтером по ремонту линий электропередач с 01 декабря 1994 года по 17 декабря 1997 года, электромонтером по ремонту воздушных линий электропередач с 18 декабря 1997 года по 27 апреля 1998 года, в ООО «Роснефть-Сахалинморнефтега» электромонтером по ремонту воздушных линий электропередач с 04 сентября 2007 года по 31 марта 2008 года, в ООО «Сахалинэнергонефть» электромонтером по ремонту воздушных линий электропередач с 01 апреля 2008 года по 02 июля 2008 года, с 05 июля 2008 года по 27 мая 2009 года, с 30 мая 2009 года по 22 июня 2010 года, с 26 июня 2010 года по 26 июня 2010 года, с 30 июня 2010 года по 07 ноября 2012 года, с 10 ноября 2012 года по 31 декабря 2012 года, в ЗАО «РН-Энергонефть» электромонтером по ремонту воздушных линий электропередач с 01 января 2013 года по 19 марта 2013 года, с 01 апреля 2013 года по 30 сентября 2014 года, с 01 октября 2014 года по 19 декабря 2014 года, в ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» электромонтером по ремонту воздушных линий электропередач с 20 декабря 2014 года по 31 октября 2017 года, электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования с 01 ноября 2017 года по 18 июня 2020 года, в специализированных структурных подразделениях указанных организаций по обслуживанию воздушных линий электропередачи, расположенных на территории Охинского района Сахалинской области, мощностью 35 кВ и выше (110 кВ), при этом 01 декабря 1994 года ему присвоен 3 разряд по указанной должности, 11 апреля 1995 года - 4 разряд, с 04 сентября 2007 года работу осуществлял в 5 разряде. Работа электромонтером по ремонту воздушных ЛЭП в силу их конструкций осуществлялась на высоте более 5 метров, постоянно, в течение полного рабочего дня. Истец проходил периодические обязательные медицинские осмотры. Работа истца соответствует характеристике работ электромонтера по ремонту воздушных ЛЭП 3,4,5 разрядов Тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих электроэнергетики, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 12 марта 1999 года № 5, и заключалась в верховых осмотрах, проверках и ремонтах (восстановлении) ЛЭП, в том числе под напряжением, включая перетяжку проводов в пролетах ЛЭП, замеры изоляции на пробой и ее замену, монтаж гасителей вибрации для защиты проводов при ветровых нагрузках, а также замену (установку) иных элементов ЛЭП. В указанные периоды работы истцу предоставлялся ежегодный дополнительный отпуск и производилась доплата к тарифной ставке за работу с вредными условиями труда.
Таким образом, доводы истца о фактическом характере и условиях его работы в спорные периоды времени в режиме постоянной занятости в течение полного рабочего дня в должности электромонтера воздушных ЛЭП 3,4,5 разряда, которая по квалификационным требованиям предусматривает постоянные верховые работы на воздушных ЛЭП напряжением 35 кВ и выше на высоте более 5 метров, и дает право на досрочное пенсионное обеспечение, подтверждены совокупностью исследованных доказательств, и ответчиком в порядке статей 12, 56,57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не опровергнуты.
Отсутствие указания работодателем в индивидуальных сведениях застрахованного лица (работника) на льготный характер его работы и неуплата страховых взносов в необходимом размере не является безусловным основанием для отказа в зачете периодов трудовой деятельности в специальный страховой стаж работника и не исключает его права на назначение досрочной пенсии в связи с особыми условиями труда, поскольку его занятость на вредной работе в спорные периоды времени имеет необходимое подтверждение другими, приведенными выше, доказательствами. Работник объективно не имеет возможности влиять на исполнение работодателем обязанности по представлению в орган пенсионного обеспечения сведений индивидуального (персонифицированного учета) и уплате страховых взносов, а поэтому на него не может быть возложен риск негативных последствий в виде отказа в назначении льготной пенсии в результате представления работодателем недостоверных сведений о его работе и неуплаты страховых взносов в необходимом размере.
На основании изложенного, заявленные истцом периоды работы подлежат включению в его специальный страховой стаж по Списку № 2, поскольку не были включены ответчиком в этот стаж необоснованно.
При установлении пенсий до 1 января 2002 года применялись нормы Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», которые в определенных случаях предусматривали возможность льготного исчисления общего и специального трудового стажа при определении права на пенсию. Так, в соответствии со статьей 94 данного Закона при подсчете общего трудового стажа периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчислялись в полуторном размере. Ни Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ни Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не предусматривают льготного исчисления страхового стажа при определении права на трудовую пенсию. Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П установил, что нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
В связи этим, при определении права на страховую пенсию исчисление страхового стажа, имевшего место до вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», за ним Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования, в том числе в льготном порядке (независимо от продолжительности стажа на указанную дату).
С учетом льготного исчисления (в полуторном размере) спорного стажа истца по 31 декабря 2001 года, его продолжительность не засчитанная ответчиком составляет 17 лет 9 месяцев 24 дня, с учетом засчитанного стажа общая его продолжительность составляет 21 год 7 месяцев 20 дней, то есть более необходимого по закону.
Вместе с этим, поскольку в данном случае истец имеет необходимый общий страховой стаж (более 25 лет), страховой стаж работы с тяжелыми условиями труда (более 12 лет 6 месяцев) и стаж работы в районах Крайнего Севера (более 15 календарных лет), на основании части 2 статьи 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии (по пункту 2 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) 55 лет, уменьшается еще на 5 лет.
Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости возникло у истца со дня достижения им возраста 50 лет (20 июня 2019 2019 года), то есть на день обращения с заявлением о назначении пенсии 19 июня 2020 года такое право он уже имел.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (части 1, 2 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе «О страховых пенсиях» (статья 21, 22 закона) содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения.
На основании изложенного, руководствуясь приведенными правовыми нормами, исходя из того, что на день обращения в пенсионный орган истец имел необходимый стаж работы для назначения страховой пенсии по старости за работу с тяжелыми условиями труда на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», суд приходит к выводу о том, что решение пенсионного органа об отказе в установлении истцу пенсии по указанному основанию от 27 августа 2020 года № 74875/20 не соответствует фактическим обстоятельствам дела и является незаконным, а также о возложении на пенсионный орган обязанности включить заявленные истцом периоды работы в тяжелых условиях в специальный стаж по Списку № 2 и назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости со дня его обращения 19 июня 2020 года.
В соответствии с частью 5 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть решения суда должна содержать указание на распределение судебных расходов.
Согласно статьям 88 и 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
Истцом заявлены требования неимущественного характера, при подаче иска им уплачена госпошлина в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 300 рублей, что подтверждается платежным документом, приложенным к исковому заявлению.
На основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
С учетом изложенного, с ответчика подлежит взысканию в пользу истца возмещение расходов на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Михайлова Игоря Викторовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области - удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Охинскому району Сахалинской области от 27 августа 2020 года № 74875/20 об отказе Михайлову Игорю Викторовичу в установлении страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области включить в страховой стаж Михайлова Игоря Викторовича периоды его работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», электромонтером по ремонту линий электропередач с 01 декабря 1994 года по 17 декабря 1997 года, электромонтером по ремонту воздушных линий электропередач с 18 декабря 1997 года по 27 апреля 1998 года, с 04 сентября 2007 года по 31 марта 2008 года, с 01 апреля 2008 года по 02 июля 2008 года, с 05 июля 2008 года по 27 мая 2009 года, с 30 мая 2009 года по 22 июня 2010 года, с 26 июня 2010 года по 26 июня 2010 года, с 30 июня 2010 года по 07 ноября 2012 года, с 10 ноября 2012 года по 31 декабря 2012 года, с 01 января 2013 года по 19 марта 2013 года, с 01 апреля 2013 года по 30 сентября 2014 года, с 01 октября 2014 года по 19 декабря 2014 года, с 20 декабря 2014 года по 31 октября 2017 года, электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования с 01 ноября 2017 года по 18 июня 2020 года, и назначить Михайлову Игорю Викторовичу страховую пенсию по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» со дня его обращения с заявлением о назначении пенсии 19 июня 2020 года.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области в пользу Михайлова Игоря Викторовича возмещение расходов на уплату государственной пошлины при подаче иска в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Охинский городской суд в Сахалинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья З.В. Мелихова
Решение в окончательной форме принято 03 мая 2023 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>