УИД: 05RS0012-01-2024-002362-43
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Дербент 12 сентября 2024 года.
Дербентский городской суд в составе председательствующего судьи Наврузова В.Г., при секретере судебного заседания Салимовой Е.А., с участием представителя истца Рагимовой М.Г. по доверенности - Алиева А.Г.,участвующего посредствам видеоконференции через Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области, представителя ответчика - ГКУ Республики Дагестан УСЗН в МО «город Дербент» - адвоката Магамдерова Р.Г. (ордер №102 от 21.08.2024), рассмотрев дело по иску Рагимовой Мерзие Гусеновны к ГКУ Республики Дагестан УСЗН в МО «город Дербент» о признании незаконным отказ ответчика, а также решение межведомственной комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта и обязании ГКУ РД УСЗН в МО «город Дербент» оказать Рагимовой М.Г. государственную социальную помощь на основании социального контракта,
УСТАНОВИЛ:
Рагимова М.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к ГКУ Республики Дагестан УСЗН в МО «город Дербент» о признании незаконным отказ ответчика, а также решение межведомственной комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта и обязании ГКУ РД УСЗН в МО «город Дербент» оказать Рагимовой М.Г. государственную социальную помощь на основании социального контракта.
Исковые требования мотивированы тем, что 24.06.2024 она подала в ГКУ РД УСЗН в МО «Город Дербент» заявление об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Заявление), регистрационный номер заявления 1760519/2402.
На основании уведомления от 28.06.2024 №179 ей отказано в оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта по причине не подтверждения факта нахождения заявителя в трудной жизненной ситуации, несоответствие заявителя и членов его семьи условиям принятия решения о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, предусмотренным настоящими Правилами, в том числе на основании решения межведомственной комиссии.
Решение ГКУ РД УСЗН в МО «Город Дербент» и межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - межведомственная комиссия) считает необоснованным и незаконным на основании следующего.
Ее семья в порядке, установленном законом признана малоимущей и имеет статус многодетной семьи, что подтверждается справкой (о признании семьи и одиноко проживающего гражданина малоимущими для получения ими социальной помощи и иных мер социальной поддержки) от 13.09.2023 № 765, выданной ГКУ РД УСЗН в МО «Город Дербент» и справкой, подтверждающей статус многодетной семьи от 12.09.2023 № 643, также выданной ГКУ РД УСЗН в МО «Город Дербент».
Основания для отказа с формулировкой «несоответствие заявителя и членов его семьи условиям принятия решения о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, предусмотренным настоящими Правилами, в том числе на основании решения межведомственной комиссии» включают:
а) Регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя в другом субъекте Российской Федерации.
б) Отсутствие планов на осуществление предпринимательской деятельности в качестве самозанятого в субъекте подачи заявления.
в) Несоответствие заявителя категориям для получения социального контракта.
г) Отсутствие трудной жизненной ситуации у заявителя.
д) Неодобрение межведомственной комиссией социального контракта и программы социальной адаптации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ) трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.
Из п. 1 ст. 8.1. Федерального закона № 178-ФЗ следует, что государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона №178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящий Федеральным законом, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
Согласно п.4 Постановления Правительства Республики Дагестан от 12.05.2021 № 103 «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории Республики Дагестан» (далее - Постановление Правительства Республики Дагестан №103) основными принципами реализации государственной социальной помощи являются добровольность участия; обязательность исполнения условий социального контракта; индивидуальный подход при определении условий социального контракта; целевой характер оказания государственной социальной помощи.
Согласно п.5 Постановления Правительства Республики Дагестан №103 государственная социальная помощь оказывается малоимущей семье, малоимущему одиноко проживающему гражданину и иным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Дагестан на дату обращения за оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - граждане (заявители)).
Согласно п.6 Постановления Правительства Республики Дагестан №103 не зависящими от граждан причинами в том числе помимо прочих признаются наличие в семье трех и более несовершеннолетних детей; доход трудоспособных членов семьи от работы по трудовому договору и (или) договору гражданско-правового характера при учете в совокупном доходе семьи обеспечивает уровень среднедушевого дохода семьи ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Дагестан на дату обращения за оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта, - для малоимущей семьи;
Согласно п.7 Приказа Минтруда России от 29.03.2024 №159 «Об утверждении методических рекомендаций по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта» государственную социальную помощь на основании социального контракта рекомендуется оказывать в приоритетном порядке гражданам, проживающим в многодетных семьях и семьях с детьми. Под приоритетностью рекомендуется понимать необходимость в первоочередном порядке заключения социальных контрактов с многодетными семьями и семьями с детьми в случае ограниченности бюджетных ассигнований на заключение новых социальных контрактов в текущем финансовом году в случае одновременного рассмотрения нескольких заявлений о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - заявление), а также при информировании граждан о социальном контракте.
Согласно п.19 Приказа Минтруда России от 29.03.2024 №159 «Об утверждении методических рекомендаций по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта» документы (копии документов, сведения) необходимые для назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта, примерный перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации № 1931 (далее соответственно - документы (сведения), перечень), запрашиваются органом социальной защиты населения в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются заявителем в соответствии с перечнем (в зависимости от сложившейся конкретной жизненной ситуации). Срок подготовки и направления ответа на межведомственный электронный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного электронного запроса в орган и (или) организацию.
Согласно ст. ст. 1 - 3 Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи (дохода одиноко проживающего гражданина) производятся органом соцзащиты населения на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и принадлежащем им на праве собственности имуществе, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи (далее - заявление). Данная информация может быть проверена, необходимые для этого документы (сведения) запрашиваются органом соцзащиты населения в порядке межведомственного информационного взаимодействия и (или) представляются заявителем в определенных случаях.
Решение ГКУ РД УСЗН в МО «Город Дербент» и межведомственной комиссии об отказе в назначении государственной социальной помощи не отвечает требованиям закона, нарушает ее права и законные интересы, ограничивает ее в реализации социального права в части получения государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Представитель истца Рагимовой М.Г. - Алиев А.Г. в судебном заседании поддержал требованияРагимовой М.Г. по основаниям, изложенным в иске, и просил их удовлетворить. В своих объяснениях указал, что из смысла содержания выписки из протокола заседания межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта от 28.06.2024 следует, что владение семьёй истца транспортным средством, квартирой, частным домом, нежилым зданием и двумя земельными участками является препятствием для оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта. Семья истца не владеет квартирой, под квартирой ответчики предполагают жилое помещение площадью 17.5 кв.м, с кадастровым номером <номер изъят>, расположенное по адресу - <адрес изъят>, в указанном помещении истцу принадлежит 1/4 доли (4.375 кв.м) в общей долевой собственности. Право обшей долевой собственности приобретено истцом в результате приватизации до совершеннолетия и до вступления в брак. Наличие в собственности указанного помещения не улучшает имущественное положение истца, поскольку располагается в <адрес изъят>, где проживают родители истца. Два упомянутых земельных участка располагаются под частным домом и нежилым зданием (гаражом) и являются неотделимыми друг от друга объектами недвижимости - 1. Частный дом на земельном участке; 2. Нежилое здание (гараж) на земельном участке. Наличие транспортного средства, с учётом его года выпуска и технического состояния также не улучшает имущественное положение истца и не помогает преодолеть трудную жизненную ситуацию. Доказательств обратного ответчиком не представлено. Согласно абз. 2 п. 32 Приказа Минтруда России от 29.03.2024 № 159 «Об утверждении методических рекомендаций по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта» (Далее - Приказа Минтруда России от 29.03.2024 № 159) при выяснении жизненной ситуации, объективно, влияющей на низкий уровень доходов (отсутствия дохода) семьи или одиноко проживающего гражданина, не используется имущественный критерий, а также не проводится оценка использования трудового потенциала гражданина (правило «нулевого дохода»). Критерии имущественной обеспеченности не учитываются при определении права на заключение социального контракта. Семья истца владеет 4 объектами недвижимости, но никакого юридического значение это обстоятельство не имеет, все утверждения ответчиков относительно имущества истца являются беспредметными. Законодатель без каких-либо исключений определил, что имущественный критерий не используется, данная норма является императивной.
Представитель ответчика - ГКУ Республики Дагестан УСЗН в МО «город Дербент» - адвокат Магамдеров Р.Г. в судебном заседании исковые требования Рагимовой М.Г. не признал и просил в их удовлетворении полностью отказать. В своих объяснениях пояснил, что комиссия по итогам рассмотрения заявления ФИО10 и представленным ею документов не сочла возможным и нужным оказать ей социальную поддержку в виде социального контракта. Таково было решение комиссии. Комиссия посчитала, что семья Рагимовых не имеет право на получение социальной поддержки как для покупки транспортного средства. У семьи Рагимовых М.Г. имеется необходимый источник дохода, у них уже есть транспортное средство. Имеется справка о доходах семьи Рагимовых, в котором указано, что отец семейства заработал 910 рублей. Считает, что семья Рагимовых не отвечает условиям назначения социального контракта. Комиссия нашла источник дохода, которая могла бы улучшить материальное положение семьи Рагимовых, однако семья не использует данный источник. Представленный план семьей Рагимовыми, указано, что они вправе получить до 45 тысяч в месяц, Семья Рагимовых в собственности уже имеет транспортное средство марки «Mercedes».
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан регулируются Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Статьей 3 Федерального закона N 178-ФЗ от 17.07.1999 года "О государственной социальной помощи" (далее - Закон о государственной социальной помощи) определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, повышение доходов населения.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Закона о государственной социальной помощи).
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Закона о государственной социальной помощи).
Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (статья 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
Во исполнение Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1257) Правительством Российской Федерации утвержден перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
Согласно Перечню при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе и денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Расчет среднедушевого дохода семьи производится исходя из сумм доходов членов семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.
Право на получение государственной социальной помощи обусловлено наличием у заявителя одновременно нескольких условий - заявитель должен быть малоимущим, заявитель должен подтвердить невозможность получения дохода в большем размере по независящим от него обстоятельствам, все эти события должны быть за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.
В силу ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены:
1) предмет социального контракта;
2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи;
3) виды и размер государственной социальной помощи;
4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;
5) срок действия социального контракта;
6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся:
1) поиск работы;
2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;
4) ведение личного подсобного хозяйства;
5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ, в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" Правительством Республики Дагестан утверждено Положение об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории Республики Дагестан.
Как следует из материалов дела и установлено судом Рагимова М.Г. обратилась в ГКУ Республики Дагестан УСЗН в МО «город Дербент» с заявлением о назначении ей государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Решением №180161/2402 от 28.06.2024 межведомственной комиссии ГКУ Республики Дагестан УСЗН в МО «город Дербент» по рассмотрению вопросов об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, Рагимовой М.Г. отказано в предоставлении государственной социальной помощи, как претенденту по осуществлению предпринимательской деятельности, на основании п.п. «н», п. 38 Постановления Правительства РД от 12.05.2021 г. №103 «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории Республики Дагестан».
Согласно данной норме основанием для отказа в оказании государственной социальной помощи является: несоответствие заявителя и членов его семьи условиям принятия решения о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, предусмотренным настоящим Положением, в том числе на основании решения межведомственной комиссии.
Отказ в предоставлении контракта мотивирован тем, что за Рагимовой М.Г. на праве собственности числятся 5 объектов недвижимого имущества, а именно: квартира, частный дом, нежилое здание, два земельных участка. Кроме того, ее супруг владеет автомобилем марки «Mercedes».
Рагимова М.Г. имеет следующий состав семьи: супруг ФИО3, дети: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
Ее супруг ФИО3 является индивидуальным предпринимателем.
Согласно справке о доходах ФИО3, его размер дохода за февраль 2024 г. составил 910 рублей.
Согласно расчету среднедушевого дохода семьи Рагимовой М.Г., произведенного исходя из сумм доходов членов семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, среднедушевой доход семьи истца составил менее величины прожиточного минимума.
Согласно сведениям, предоставленным регистрирующим органом в собственности у семьи истца Рагимовой М.Г. на дату обращения к ответчику имелись следующие объекты недвижимого имущества:квартира, расположенная в <адрес изъят>, частный дом, нежилое здание, два земельных участка.
Судом также установлено и не отрицалось стороной истца, что ее супруг ФИО3 владеет автомобилем марки «Mercedes», рыночная стоимость которой составляет около 1 000 000 рублей.
Разрешая спор по существу, суд, учитывая установленные по делу обстоятельства и имущественное положение семьи истца, приходит к выводу, что семьяРагимовой М.Г. не может быть отнесена к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на основании социальной контракта по следующим основаниям. Истцу на праве собственности принадлежит доля квартиры в <адрес изъят>, жилой дом, нежилое здание, два земельных участка, за членом ее семьи (супругом) также зарегистрировано транспортное средство. Соответственно, у истца и членов ее семьи имеется возможность содержать указанное имущество, что дает основания полагать о наличии у истца и ее супруга возможности к получению иных средств существования.
Суд полагает, что супруг истца может продать принадлежащий ему автомобиль марки «Mercedes» и приобрести несколько автомобилей, как указано в бизнес-плане Рагимовой М.Г. за 350 000 руб. Кроме того, супруг истца на своем собственном автомобиле «Mercedes» может заниматься деятельностью, указанной в бизнес-плане или передать его в аренду для получения прибыли в размере 540 000 руб.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о недоказанности истцом факта невозможности по объективным причинам получать доход в большем размере за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.
На основании изложенного, учитывая представленные истцом сведения о доходах семьи, имуществе семьи, с учетом проведенной дополнительной проверки, принимая во внимание возможности использования экономического потенциала семьи, суд приходит к выводу, что ГКУ Республики Дагестан УСЗН в МО «город Дербент» обоснованно не усмотрел оснований для признания семьи Рагимовой М.Г. малоимущей по независящим от семьи причинам и отказал в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно статье 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Доводы стороны истца о том, что критерии имущественной обеспеченности не учитываются при определении права на заключение социального контракта, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования Рагимовой М.Г. к ГКУ Республики Дагестан УСЗН в МО «город Дербент» о признании незаконным отказа в назначении государственной социальной помощи, обязании назначить и выплатить государственную социальную помощь на основании социального контракта являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Рагимовой Мерзие Гусеновны к ГКУ Республики Дагестан УСЗН в МО «город Дербент» о признании незаконным отказ ответчика, а также решение межведомственной комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта и обязании ГКУ РД УСЗН в МО «город Дербент» оказать Рагимовой М.Г. государственную социальную помощь на основании социального контракта, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан суд через Дербентский городской суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16.09.2024.
Судья В.Г. Наврузов