Решение по делу № 2-1296/2019 от 08.08.2019

Дело № 2-1296/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 декабря 2019г. г. Белая Калитва

Белокалитвинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Логвиновой С. Е.

при секретаре Девицкой И. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котышевского А.М. к Администрации Белокалитвинского района Ростовской области, Администрации Синегорского сельского поселения Белокалитвинского района Ростовской области, Межведомственной комиссии при Администрации Белокалитвинского района Ростовской области о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления, обязании принять решение об изъятии земельного участка, жилого дома путем выкупа либо предоставления другого жилого помещения взамен изымаемого, обязании провести оценку и представить заключение о признании жилого помещения аварийным и подлежащим сносу,

установил:

Котышевский А. М. обратился в суд с иском после уточнения к Администрации Белокалитвинского района Ростовской области, Администрации Синегорского сельского поселения Блокалитвинского района Ростовской области, Межведомственной комиссии при Администрации Белокалитвинского района Ростовской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по принятию решения об изъятии земельного участка и жилого дома путем выкупа либо предоставления взамен изымаемого другого жилого помещения, обязании провести оценку и представить заключение о признании жилого помещения аварийным и подлежащим сносу. В обоснование заявленных требований указывал, что является собственником <адрес> многоквартирном <адрес>, в августа 1998г. было принято решение о ликвидации Краснодонецкого шахтоуправления, в связи с чем были составлены списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО ШУ «Краснодонецкое», в которые была включена прежний собственник жилого помещения ФИО4 Жилой <адрес> согласно акту МВК от 22.10.2000 и заключения ВНИМИ от 2001г. признан таковым в результате ведения горных работ на ликвидируемом ШУ «Краснодонецкое». Истец полагает, что как собственник он имеет право на компенсацию в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления межбюджтных трансфертов на реализацию программ местного развития, обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков». Неоднократно истец обращался к главе Администрации Белокалитвинского района, главе Администрации Сингорского сельского поселения по вопросу сноса старого дома и выдачи разрешения на строительство нового, однако получил отказ. Однако в нарушение требований ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ органом местного самоуправления до настоящего времени не принято решение об изъятии земельного участка и жилого дома, такое бездействие создает угрозу жизни и здоровью истца и членов его семьи. В связи с указанным истец просил признать незаконным бездействие Администрации Белокалитвинского района Ростовской области, Администрации Синегорского сельского поселения Блокалитвинского района Ростовской области в части невыполнения предварительной процедуры, предусмотренной п. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; обязать Администрацию Белокалитвинского района Ростовской области, Администрацию Синегорского сельского поселения Блокалитвинского района Ростовской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод истца, возложив на ответчика обязанность по принятию решения об изъятии земельного участка, на котором располагается жилой дом по адресу <адрес>, а также об изъятии жилого дома путем выкупа у собственников либо предоставления взамен изымаемого другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену, обязать межведомственную комиссию при Администрации Белокалитвинского района провести оценку и представить заключение на предмет признания жилого помещения адресу <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

В судебном заседании представитель истца Яновенко И. А., действующий на основании доверенности, на исковых требованиях настаивал. Представитель ответчика Администрации Белокалитвинского района Ростовской области Пруцакова В. А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях граждан жилыми помещениями, а также изъятие земельных участков в границах поселений для муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» наделены органы сельских поселений, земельный участок под жилым домом, в котором находится квартира истца, расположен в границах Сингорскиго сельского поселения, в связи с чем Администрация Синегорского сельского поселения самостоятельно определяет необходимость и порядок изъятия для муниципальных нужд земельных участков, признает жилые дома в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, в связи с чем требования по принятию решения об изъятии земельного участка и жилого дома путем выкупа не могут быть предъявлены к Администрации Белокалитвинского района, кроме того, на настоящее время дом не признан аварийным и подлежащим сносу, органом местного самоуправления не принималось решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, соответственно не предъявлялось и требование о сносе к собственникам многоквартирного дома. Представитель ответчика межведомственной комиссии при Администрации Белокалитвинского района Ростовской области Корешков А. Б. исковые требования не признал, пояснил, что истец в комиссию ранее не обращался, решений комиссией не принималось, поданное несколько дней назад ФИО1 заявление будет рассмотрено в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47. Представитель ответчика Администрации Синегорского сельского поселения Белокалитвинского района Ростовской области в судебное заседании не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, согласно письменным возражениям исковые требования администрация не признает, поскольку многоквартирный дом по адресу <адрес> аварийным и подлежащим сносу не признавался.

Судом установлено и из материалов дела следует, что истец Котышевский А. М. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 13.08.2005 является собственником <адрес>.

Решением Белокалитвинского городского суда от 21.04.2008 Котышевскому А. М. отказано в удовлетворении исковых требований к Администрации Белокалитвинского района, Администрации Синегорского сельского поселения о признании незаконным отказа о внесении его в списки граждан по переселению из ветхого жилья, обязании внести в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу положений ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 – 9 настоящей статьи.

В соответствии с п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

При этом порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в настоящее время регламентирован разделом IV Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

В соответствии с п. 42 указанного Положения межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2019г. №1082 «Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Согласно п.47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с абз.2 п. 49 названного Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абз. 7 п. 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Абзацем 7 п. 7 Положения предусмотрено, что решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Котышевский А. М. до ДД.ММ.ГГГГ в межведомственную комиссию по вопросу оценки соответствия его помещения и многоквартирного дома не обращался, решение Администрацией Белокалитвинского района, Администрацией Синегорского сельского поселения Белокалитвинского района о признании спорного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу не принималось, соответственно, требование к собственникам жилых помещений в указанном доме о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств не предъявлялось.

Обязанность органа местного самоуправления по выкупу жилого помещения у собственников наступает при совокупности условий, предусмотренных ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В материалах дела отсутствуют доказательства принятия органом местного самоуправления решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу, направления в адрес собственников жилых помещений требования о сносе многоквартирного дома или его реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств, а также принятия органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка и каждого жилого помещения в этом доме. Не обсуждалось и не заключалось соглашение, в котором стороны определили бы возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия.

Таким образом, процедура по изъятию у собственников жилых помещений, закрепленная ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, не начата, в связи с чем оснований полагать о нарушении жилищных прав истца на данный момент не имеется.

Ссылка истца на невозможность проживания в доме в связи с угрозой для жизни жильцов значения не имеет. Более того, как установлено судом, сам истец длительное время в жилом помещении указанного многоквартирного дома не проживает, при этом полномочий на представление интересов иных жильцов дома им не предъявлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Котышевского А.М. к Администрации Белокалитвинского района Ростовской области, Администрации Синегорского сельского поселения Белокалитвинского района Ростовской области, Межведомственной комиссии при Администрации Белокалитвинского района Ростовской области о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления, обязании принять решение об изъятии земельного участка, жилого дома путем выкупа либо предоставления другого жилого помещения взамен изымаемого, обязании провести оценку и представить заключение о признании жилого помещения аварийным и подлежащим сносу отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

СУДЬЯ С.Е. ЛОГВИНОВА

Мотивированное решение составлено 16 декабря 2019г.

2-1296/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Котышевский Александр Михайлович
Ответчики
Администрация Белокалитвинского района
Другие
Администрация Синегорского сельского поселения
Яновенко Иван Александрович
Суд
Белокалитвинский городской суд Ростовской области
Судья
Логвинова Светлана Евгеньевна
Дело на сайте суда
belokalitvensky.ros.sudrf.ru
08.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.08.2019Передача материалов судье
09.08.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2019Судебное заседание
29.08.2019Судебное заседание
19.09.2019Судебное заседание
24.10.2019Судебное заседание
12.11.2019Судебное заседание
20.11.2019Судебное заседание
28.11.2019Судебное заседание
11.12.2019Судебное заседание
16.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2020Дело оформлено
12.10.2020Дело передано в архив
11.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее