Дело № 5-274/2018 |
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е |
09 ноября 2018 года
Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Малахов С.Л., при секретаре судебного заседания Кириченко Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Волкова ххх года рождения, гражданина Российской Федерации, уроженца г.Новосибирска, проживающего по адресу: Новосибирская область, с. Толмачево, ул. Озерная, ххх,
у с т а н о в и л:
11.09.2018 начальником отделения по ИАЗ отдела полиции № 1 «Центральный» Управления МВД России по городу Новосибирску майором полиции Бобковой Н.В. в отношении Волкова А.С. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из которого следует, что 09 сентября 2018 года в период с 14.00 часов до 15.50 часов Волков А.С. принял активное участие в несогласованном публичном мероприятии в форме митинга на территории Первомайского сквера г. Новосибирска, перешедшее несогласованное публичное мероприятие в форме шествия по маршруту площадка фонтана в Первомайском сквере, рядом со зданием по ул. Красный проспект, 23, далее по скверу до ул. Ленина, д.1, далее по нечетной стороне ул. Ленина, д.7, далее по Красному проспекту через ул. Крылова до дома № 23 по ул. Мичурина, которое несогласованно с органами местного самоуправления (мэрией г. Новосибирска), при этом Волков А.С. не выполнил обязанность участника во время проведения несогласованного публичного мероприятия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 6 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В действиях Волкова А.С. усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренные пунктом 5 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебном заседании Волков А.С. вину в совершении административного правонарушения не признал и указал, что действительно участвовал в публичном мероприятии 09.09.2018, однако считает, что данное мероприятие является согласованным, поскольку отказ мэрии г. Новосибирска в его согласовании является незаконным, сотрудники полиции к нему не подходили, каких либо требований к нему не предъявляли.
Судья, выслушав также защитника Гладченко А.А., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Часть первая статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности. При этом к организации публичного мероприятия, в том числе относится проведения предварительной агитации (статья 4).
В силу пункта 1 статьи 2 данного Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19.06.2004 N 54-ФЗ публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Согласно статье 3 Закона одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Указанным Федеральным законом установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
Под митингом понимается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (пункт 3).
Частью 1 статьи 7 Закона предусмотрено проведение публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) с предварительным уведомлением о его проведении.
Как следует из материалов дела, проведение публичного мероприятия 09.09.2018 г. в 14.00 часов в Первомайском сквере городе Новосибирска не было согласовано в установленном порядке.
24.08.2018 организатором публичного мероприятия Жуковой Д.А. было подано в мэрию г. Новосибирска уведомление о проведении 09.09.2018 с 14-00 часов митинга с шествием до 16 - 00 часов.
Письмом мэрии г. Новосибирска от 27.08.2018 г. в согласовании данного публичного мероприятия было отказано со ссылкой на статью 1.2 Закона Новосибирской области от 10.12.2004 г. № 238-ОЗ «Об обеспечении условий проведения публичных мероприятий на территории Новосибирской области», статью 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Защитник в ходе судебного разбирательства пояснял, что считает проведение публичного мероприятия согласованным, поскольку отказ мэрии г. Новосибирска в его согласовании является незаконным.
Вместе с тем, доказательств, что отказ мэрии г. Новосибирска от 27.08.2018 г. в согласовании проведения публичного мероприятия 09.09.2018 г. был в судебном порядке признан незаконным, судье не представлено.
В рамках рассмотрения дела об административном правонарушении, оценка законности рассматриваемых действий мэрии г. Новосибирска не предусмотрена.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Закона.
В силу требований пункта 1 части 3 статьи 6 Закона во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.
Частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, пояснения Волкова А.С.., судья приходит к выводу, что Волков А.С. 09.09.2018 в период с 14.00 часов до 15.50 часов принимал участие в публичном мероприятии в форме митинга перешедшее в шествие, которое не было согласовано в установленном законом порядке.
Однако, как следует из разъяснений применения судами действующего законодательства содержащихся в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда от 26 июня 2018 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятия" следует иметь в виду, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.
К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ
Действительно, Волков А.С. участвовала в проведении данного публичного мероприятия, что им в судебном заседании не оспаривается.
Вместе с тем, самого факта участия Волкова А.С. в несогласованном публичном мероприятии недостаточно для квалификации его действий по части 5 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях без установления достоверных обстоятельств невыполнения (нарушения) ее как участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.
Однако в судебном заседании не установлено, что сотрудники полиции Волкову А.С. как участнику несогласованного мероприятия предлагали прекратить противоправные действия.
Из имеющихся в материалах административного дела видеозаписях и иных документов не усматривается, что Волков А.С. находится среди участников несогласованном публичного мероприятия, к которым адресованы требования сотрудников полиции о его прекращении, и которые не выполняют указанные законные требования сотрудников органов внутренних дел.
Само по себе присутствие Волкова А.С. перед сотрудниками полиции, находящихся в оцеплении по ул. Мичурина, как это следует из видео и фотоматериалов, не свидетельствует о невыполнении Волковым А.С. как участником публичного мероприятия обязанностей, установленных пунктом 1 части 3 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях, поскольку указанные сотрудники каких-либо требований о прекращении публичного мероприятия в присутствии Волкова А.С. в его адрес либо иных участников не выдвигали.
Поскольку материалами дела не установлена совокупность условий для привлечения Волкова А.С. к административной ответственности по вменяемому административному правонарушению, в частности вина Волкова А.С. в невыполнении им как участником публичного мероприятия обязанностей, установленных пунктом 1 части 3 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях в ходе судебного разбирательства не была установлена, производство по административному делу в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с отсутствием отсутствие состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья,
п о с т а н о в и л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Волкова ххх года рождения прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления в полном объеме.
Судья С.Л. Малахов