Дело №2-1415/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2018 года г.Красноярск
Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Шамовой О.А.,
при секретаре Молошаг К.В.,
с участием помощника Красноярского транспортного прокурора – Оленюка Р.С.,
представитель ответчика ОАО «РЖД» Бурой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абаканского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» об обязании совершить действия (железнодорожные переезды на участках железной дороги направления <адрес> железнодорожного пути при пересечении с автомобильной дорогой <адрес> железнодорожного пути при пересечении с автомобильной дорогой к <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Абаканский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ОАО «РЖД» об обязании совершить действия (железнодорожные переезды на участках железной дороги направления <адрес> железнодорожного пути при пересечении с автомобильной дорогой <адрес> железнодорожного пути при пересечении с автомобильной дорогой к <адрес>. Ссылается на то, что при проведении проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта установлено, что на балансе Абаканской дистанции пути - структурного подразделения <адрес> - филиала ОАО «РЖД» находятся <данные изъяты> железнодорожных переездов. Два из указанных железнодорожных переездов расположены на перегоне <адрес> железной дороги направления <адрес> на территории <адрес> железнодорожного пути при пересечении с автомобильной дорогой <адрес> железнодорожного пути при пересечении с автомобильной дорогой к <адрес>. Несмотря на то, что через данные переезды перемещается значительное количество автомобилей в сутки, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения они не оборудованы. Так, через железнодорожный переезд <адрес> перемещается до <данные изъяты> автомобилей в сутки, на <адрес> – <данные изъяты>. В настоящее время требования к устройству, оборудованию, содержанию и ремонту железнодорожных переездов, участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов и на подходах к ним регламентированы Условиями эксплуатации железнодорожных переездов, утверждённых приказом Минтранса России от 31.07.2015 года №237, согласно п.79 которых работы по содержанию участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 года №257-ФЗ. Так, положение ч.2 ст.21 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязывает владельцев железнодорожных путей оборудовать железнодорожные переезды работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения. На необходимость принятия мер по соблюдению положения ДД.ММ.ГГГГ Абаканский транспортный прокурор указывал руководителю Абаканской дистанции пути в представлении. Однако, нарушение при содержании железнодорожных переездов не устранено. В результате несоблюдения требований законодательства об оборудовании железнодорожных переездов не соблюдены интересы неопределённого круга лиц, направленных на предупреждение дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, а также случаев травмирования граждан. С учетом уточнений просит обязать оборудовать в соответствии с ГОСТ Р 57145-2016 работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения железнодорожные переезды, расположенные на перегоне <адрес> железной дороги направления <адрес> на территории <адрес> железнодорожного пути при пересечении с автомобильной дорогой <адрес> железнодорожного пути при пересечении с автомобильной дорогой к <адрес>.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ представителю ответчика ОАО РЖД отказано в удовлетворении ходатайства о назначении по делу экспертизы об установлении (отсутствии) технической возможности для установки технических средств с соблюдением ГОСТ Р 57144-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования», ГОСТ Р 57145-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Правила применения», определения перечня мероприятий, необходимых для выполнения работ.
В судебном заседании помощник Красноярского транспортного прокурора Оленюк Р.С., действующий по поручению Абаканского транспортного прокурора, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по вышеизложенным основаниям, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» - Бурая В.В. (доверенность представлена в материалы дела) в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, дополнениях к отзыву на исковое заявление, согласно которым ГОСТ Р 57145-2016, на который ссылается прокурор, не подлежит обязательному применению на железнодорожном транспорте, поскольку из его текста следует, что он был разработан для применения на автомобильных дорогах. Кроме того, указанным документом предусмотрено, что места установки стационарных технических средств автоматической фотовидеофиксации должны быть отражены в проектной документации по организации дорожного движения и согласованы в установленном порядке. Согласно п.15 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года №1090 «О Правилах дорожного движения», органы ГИБДД в обязательном порядке согласовывают проекты организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, оборудование дорог техническими средствами организации движения. В силу п.4 ст.6 Федерального закона №196-ФЗ организация дорожного движения, как одно из требований по обеспечению безопасности дорожного движения, относится к полномочиям органов местного самоуправления и является расходными обязательствами муниципальных образований. Реализация данного полномочия осуществляется путем реализации программно-целевого подхода к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, как одного из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, закрепленных в ст.10 Федерального закона №196-ФЗ. Таким образом, определение мест расстановки технических средств автоматической фотовидеофиксации, как составной части деятельности по организации дорожного движения, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом №196-ФЗ в рамках обеспечения безопасности дорожного движения, не может осуществляться произвольно, минуя предусмотренный указанным законом административный порядок, и не относится ни к компетенции органов прокуратуры, ни суда, ни ОАО «РЖД». Учитывая изложенное, поскольку законом не определена необходимость в технических средствах автоматической фотовидеофиксации, не утвержден проект, определяющий места их установки, на ОАО «РЖД» не может быть возложена обязанность по оборудованию железнодорожных переездов техническими средствами автоматической фотовидеофиксации. Прокурором в иске не указано, для фиксации каких правонарушений необходима установка технических средств автоматической фотовидеофиксации, не определены конкретные места установки технических средств автоматической фотовидеофиксации с учетом требований ГОСТ Р 57145-2016. Указала, что для исполнения требований прокурора необходимо минимум два с половиной года.
Представители третьих лиц УГИБДД ГУ МВД России по Республике Хакасия, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия, администрация Усть-Абаканского района Республики Хакасия, ГХУ РФ «ХАКАСАВТОДОР» в зал суда не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Представитель Управления ГИБДД ГУ МВД России по Республике Хакасия в ранее представленных пояснениях по иску полагал заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия в ранее представленном отзыве на исковое заявление указал, что владельцем автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Хакасия на праве оперативного управления является ПСУ РХ «Хакасавтодор». Ч.2 ст.21 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федераций» установлено, что владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ о железнодорожном транспорте. Владельцы автомобильных дорог вправе требовать от владельцев железнодорожных путей установки на железнодорожных переездах устройств, предназначенных для обеспечения безопасности дорожного движения, а также обязаны принимать по требованию владельцев железнодорожных путей меры в случаях, если дорожные сооружения угрожают безопасности движения железнодорожного транспорта. В связи с тем, что Министерство не является владельцем автомобильных дорог, полномочий по требованию оборудовать железнодорожный переезд в соответствии с установленными требованиями, не имеется. Ходатайствовала о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие.
При таких обстоятельствах, суд расценивает неявку представителей третьих лиц в зал суда как отказ от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, в связи с чем, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ рассматривает настоящее дело в их отсутствие.
Заслушав доводы представителей истца и ответчика, исследовав содержащиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ч.2 ст.20 Федерального закона от 10.01.2003 года N17-ФЗ (ред. от 03.07.2016 года) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.
Статьей 2 Федерального закона от 27.02.2003 года №29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» установлено, что единый хозяйствующий субъект - открытое акционерное общество «Российские железные дороги», создаваемое в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта.
Единый хозяйствующий субъект осуществляет следующие виды деятельности: эксплуатация, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; перевозки грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа, в том числе в пригородном сообщении; оказание услуг по предоставлению локомотивной тяги; строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; ремонт железнодорожного подвижного состава; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области железнодорожного транспорта; содержание объектов социальной сферы, находящихся в собственности единого хозяйствующего субъекта; иные предусмотренные уставом единого хозяйствующего субъекта виды деятельности (статья 6 ).
Согласно ст.2 Федерального закона №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Владелец инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующего договора.
В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона №17-ФЗ от 10.01.2003 «О железнодорожном транспорте» железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических нормам.
Проведение работ по текущему содержанию пути определены соответствующей Инструкцией, утвержденной МПС РФ 01.07.2000 года №ЦП-774, пунктом 3.6.6 которой предусмотрено, что железнодорожные переезды должны содержаться в соответствии с требованиями «Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов» МПС России.
Требования к устройству, оборудованию, содержанию и ремонту железнодорожных переездов, участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов и на подходах к ним, регламентированы «Условиями эксплуатации железнодорожных переездов», утвержденными приказом Минтранса России от 31.07.2015 года №237, согласно п.80 которых работы по содержанию участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 года №257-ФЗ.
В силу ч.2 ст.21 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ (ред. от 31.12.2014 года) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений Правил дорожного движения, устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.
В соответствии с п.79 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, владельцы инфраструктуры или владельцы железнодорожных путей необщего пользования оборудуют железнодорожные переезды техническими средствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного подвижного состава, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержат участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожного переезда, в соответствии с требованиями настоящих Условий и технических регламентов, действующих в сфере дорожного хозяйства.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст с ДД.ММ.ГГГГ введен в действие Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57145-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- киносъёмки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением», которым установлены правила применения специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, предназначенных для обеспечения контроля за дорожным движением, в том числе для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения на железнодорожных переездах.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Абаканской транспортной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в ходе которой установлено, что на балансе <адрес> - филиала ОАО «РЖД» находятся <данные изъяты> железнодорожных переездов. Два из которых расположены на перегоне <адрес> железной дороги направления <адрес> на территории <адрес> железнодорожного пути при пересечении с автомобильной дорогой <адрес> железнодорожного пути при пересечении с автомобильной дорогой к <адрес>.
В соответствии с карточками формы ПУ-66 на железнодорожных переездах <данные изъяты> категории <адрес> через указанные железнодорожные переезды ежедневно проходит значительное количестве автомобильного и железнодорожного транспорта, в частности, на <данные изъяты> пути при пересечении с автомобильной дорогой <адрес> перемещается <данные изъяты> автомобиля в сутки; на <данные изъяты> пути при пересечении с автомобильной дорогой к <адрес> перемещается <данные изъяты> автомобиля в сутки.
В ходе проведенной проверки транспортным прокурором также установлено, что в нарушение действующего законодательства указанные переезды не оборудованы работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения.
По итогам проверки Абаканским транспортным прокурором в адрес начальника <данные изъяты> дистанции пути внесено представление <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
По состоянию на дату рассмотрения дела указанные нарушения ОАО «РЖД» не устранены, что стороной ответчика не оспаривалось.
Одним из основных принципов функционирования железнодорожного транспорта является безопасность. Железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических нормам.
Обязанность владельцев железнодорожных путей оборудовать железнодорожные переезды работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений ПДД РФ прямо предусмотрена ч.2 ст.21 Федерального закона от 08.11.2007 года N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Положениями Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 57145-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- киносъемки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением» также предусмотрено, что технические средства автоматической фото-видеофиксации рекомендуется применять на железнодорожных переездах.
Таким образом, отсутствие на спорных железнодорожных переездах указанных технических средств нарушает действующее законодательство и, создавая угрозу безопасности движения, может повлечь тяжкие последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц.
Поскольку действующее законодательство обязанность по оборудованию железнодорожных переездов работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото - и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения возлагает именно на владельцев железнодорожных путей, ответчик как владелец спорных железнодорожных путей обязан устранить выявленные прокурором нарушения.
При этом, отсутствие в Федеральном законе «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», норм, возлагающих на владельцев железнодорожных путем обязанности по оснащению железнодорожных переездов указанными техническими средствами, вопреки доводам ответчика, не освобождает ОАО «РЖД» от исполнения императивных предписаний ч.2 ст.21 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации».
Утверждение ответчика о технически неисполнимом характере требований истца суд не может принять как обоснованное, так как невозможность исполнения решения суда, в нарушение положений ст.56 ГПК РФ, не подтверждена какими-либо относимыми и допустимыми доказательствами, неоспоримые доводы в пользу данного утверждения ответчиком не приведены.
При таких обстоятельствах, требования прокурора к ОАО «РЖД» о наложении обязанности оборудовать средствами фото- и видеофиксации спорные железнодорожные переезды на территории <адрес>, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
По смыслу части 2 статьи 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.
С учетом конкретных обстоятельств дела, суд полагает возможным установить для ОАО «РЖД» срок 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для исполнения возложенных на него обязанностей, принимая во внимание разумность его пределов.
Кроме того, в силу ст.103 ГПК РФ суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета госпошлину в соответствии с положениями ст.333.19 НК РФ в сумме 6 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Абаканского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу оборудовать в соответствии с ГОСТ Р 57145-2016 работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, железнодорожные переезды на участках железной дороги направления <адрес> на территории <адрес> железнодорожного пути при пересечении с автомобильной дорогой <адрес> железнодорожного пути при пересечении с автомобильной дорогой к <адрес>.
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда г.Красноярска.
Судья О.А. Шамова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.