Решение по делу № 2-52/2017 (2-1468/2016;) от 22.12.2016

Дело 2-52/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Рыжковой Е.В.,

при секретаре Исаковой З.В.,

с участием прокурора Козлова Ю.В.,

истца Рычковой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино 17 января 2017 года дело по исковому заявлению прокурора Усть-Вымского района Республики Коми в интересах Рычковой Н. Е. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района» о признании действий незаконными, обязании выплатитькомпенсацию,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усть-Вымского района обратился в суд с иском к ГБУ ЦСЗН в интересах Рычковой Н.Е. о признании незаконными действий по расчету и выплате компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения, исходя из норматива потребления, возложении обязанности возместить понесенные за период с <Дата> по <Дата> расходы, связанные с оплатой услуг электроснабжения, за пределами норматива потребления в сумме ****** руб. В обоснование указал, что Рычкова Н.Е. работает в МБДОУ «Детский сад» <Адрес> и является получателем мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах. Однако ответчик с августа 2013 года в нарушение права педагогических работников образовательных учреждений на предоставление компенсации расходов на оплату освещения в полном объеме предоставляет ей меры социальной поддержки по оплате освещения, исходя из норматива потребления электрической энергии на освещение жилого помещения, что привело к снижению гарантированных мер социальной поддержки.

Прокурор Козлов Ю.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Истец Рычкова Н.Е. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала в полном объеме.

Ответчик и третье лицо – Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми участия не приняли, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просили о рассмотрении дела в отсутствии своих представителей. На основании ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав истца Рычкову Н.Е., прокурора Козлова Ю.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», в редакции, действовавшей до 11.01.2011, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из содержания приведенной нормы следует, что педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) было гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. При этом, положения федерального закона не предполагали какого-либо ограничения, в том числе размера занимаемой жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг.

Федеральным законом от 29.12.2010 № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ «Об образовании» абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» был изложен в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имели право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением этих мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливался законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечивался за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Изменение формы предоставления соответствующих мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменило существа таких мер и не установило какие-либо ограничения гарантированного федеральным законодательством права педагогических работников на их получение.

Правильность такой правовой позиции была подтверждена ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ «Об образовании», согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», не могли снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного закона.

С 01.09.2013 Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон «Об образовании в РФ», закрепившего для педагогических работников аналогичные социальные гарантии.

В соответствии с ч. 8 ст. 47 Закона «Об образовании в РФ» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

При этом в силу ч. 4 ст. 4 Закона «Об образовании в РФ» нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Таким образом, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

Подпункт 4 п. 1 (1) ст. 18 Закона РК от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» (в редакции Закона РК от 02.05.2012 № 26-РЗ) (далее – Закон РК «О социальной поддержке») устанавливал право педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, на меры социальной поддержки по оплате 100 процентов электроснабжения.

Согласно положениям п. 15 и п. 17 Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115 в редакции Постановления Правительства РК от 25.12.2012 № 605, меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставлялись в виде ежемесячной денежной компенсации.

Расчет суммы компенсации выполнялся центрами по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения, исходя из начисленных организациями сумм для оплаты за коммунальные услуги (с учетом перерасчетов), объема прав граждан на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Коми, размера общей площади занимаемого жилого помещения (в отдельных комнатах в общежитиях - исходя из площади занимаемых комнат) и численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении.

Законом РК от 24.06.2013 № 54-РЗ внесены изменения в редакцию п. 1(1) ст. 18 Закона РК «О социальной поддержке», согласно которым, педагогическим работникам государственных образовательных учреждений РК и муниципальных образовательных учреждений в РК, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству, предоставляются меры социальной поддержки, включая оплату в размере 100 процентов за освещение.

Норма о предоставлении мер социальной поддержки по оплате 100 процентов электроснабжения в новой редакции п. 1 (1) ст. 18 Закона РК «О социальной поддержке» исключена.

Полномочия по установлению Правил предоставления мер социальной поддержки статьей 20.1 Закона РК «О социальной поддержке» возложены на Правительство Республики Коми.

Постановлением Правительства РК от 07.10.2013 № 383 внесены дополнения в «Правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденные постановлением Правительства РК от 05.05.2009 № 115, в частности Правила дополнены пунктом 15.1, согласно положениям которого сумма компенсации на оплату освещения жилого помещения для лиц, указанных в ч. 1 (1) ст. 18 Закона РК «О социальной поддержке», определяется:

1)для проживающих в жилых помещениях, оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - исходя из показаний установленных отдельных приборов учета потребления электроэнергии на освещение жилого помещения;

2)для проживающих в жилых помещениях, не оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - в пределах установленных нормативов потребления электрической энергии на освещение жилого помещения, но не более фактических расходов на оплату электроснабжения (начисленной платы).

При этом нормативные правовые акты Республики Коми, нормы федерального законодательства не устанавливают порядка оборудования жилых помещений льготной категории граждан отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение.

Установлено, что Рычкова Н.Е. состоит в трудовых отношениях с МБДОУ «Детский сад» <Адрес> в должности воспитателя.

На основании решения ГБУ ЦСЗН Рычковой Н.Е. как педагогическому работнику муниципального общеобразовательного учреждения, работающему и проживающему в сельском населенном пункте, начиная с <Дата>, предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, при этом до <Дата> Рычковой Н.Е. компенсировались фактические расходы на оплату электроснабжения.

С <Дата> и по <Дата> ЦСЗН предоставляло истцу меры социальной поддержки по оплате освещения, исходя из норматива потребления электрической энергии.

Разница между фактическими расходами Рычковой Н.Е. на оплату электроснабжения и выплаченной ей денежной компенсацией расходов на освещение, исходя из норматива потребления, в период с августа 2013 по декабрь 2015 составила ****** руб..

Приведенные расчеты сторонами не оспариваются, подтверждаются представленными документами.

Между тем, анализ приведенных выше правовых норм федерального законодательства и законодательства Республики Коми в их системном единстве, позволяет суду сделать вывод о том, что педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности и поселках городского типа гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. При этом положения Закона РФ «Об образовании» (по правоотношениям до 01.09.2013), Закона «Об образовании в РФ» (по правоотношениям с 01.09.2013) и Закона РК «О социальной поддержке» (в ред. Закона РК от 24.06.2013 № 54-РЗ) не предполагают какого-либо ограничения возмещения расходов по оплате освещения, в том числе в виде нормативов потребления коммунальных услуг.

В силу указанных выше положений закона, обладающих большей юридической силой, чем нормы постановления Правительства РК от 07.10.2013 № 383, истец имеет право на получение мер социальной поддержки по оплате освещения в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, в том числе, на выплату ответчиком недоплаченной части денежной компенсации с <Дата> по <Дата> в размере ****** руб.

Поскольку гарантированные законом права истца на меры социальной поддержки были нарушены, действия ответчика в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов по оплате освещения жилого помещения, исходя из норматива потребления электрической энергии на освещение жилого помещения, не могут быть признаны законными. При таких обстоятельствах исковые требования суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Усть-Вымского района в интересах Рычковой Н. Е. – удовлетворить.

Признать незаконными действия Государственного бюджетного учреждения «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района» в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой Рычковой Н. Е. освещения жилого помещения, исходя из норматива потребления.

Обязать Государственное бюджетное учреждение «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района» произвести Рычковой Н. Е. компенсацию расходов, связанных с оплатой освещения жилого помещения за период с <Дата> по <Дата> в размере фактических расходов на оплату электроснабжения на общую сумму ****** руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - Е.В.Рыжкова

2-52/2017 (2-1468/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Рычкова Н.Е.
Прокурор Устьт-Вымского района
Ответчики
ГБУ РК "ЦСЗН Усть-Вымского района"
Другие
Министерство труда
Суд
Усть-Вымский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
uwsud.komi.sudrf.ru
22.12.2016Передача материалов судье
22.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.01.2017Судебное заседание
17.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее