№ 2-1646/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
в составе судьи Щенникова Е.В.,
при секретаре судебного заседания Габовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт
«12» октября 2016 года гражданское дело по исковому заявлению Патракеева И.В. к Друвин-Осташевской Т.М. о восстановлении срока для принятия наследства, признании права собственности,
установил:
Патракеев И. В. обратился в суд с иском к Друвин-Осташевской Т. М. о восстановлении срока для принятия наследства и признании права собственности на ? доли квартиры, расположенной по адресу: Сыктывдинский район, с. Выльгорт, <адрес> открывшегося после смерти В., умершего <дата>
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 29.09.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Никитенко М. В.
Истец Патракеев И. В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Друвин-Осташевская Т. М., извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, ранее участвуя в судебном процессе с исковыми требованиями согласилась, не претендовала на ? долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: Сыктывдинский район, с. Выльгорт, <адрес>
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Никитенко М. В. в судебном заседании также с исковыми требованиями согласилась, пояснив, что не претендует на ? долю в праве общей долевой собственности на спорную квартиру.
Заслушав объяснения истца, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Право на наследование, гарантированное ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации, обеспечивает переход имущества наследодателя к другим лицам в порядке, определенном гражданским законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ст. 1113 Гражданского кодекса РФ наследство открывается со смертью гражданина. При этом днем открытия наследства является день смерти гражданина (пункт 1 статьи 1114 Гражданского кодекса РФ).
Частью 1 статьи 1142 ГК РФ установлено, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруги и родители наследодателя.
Положениями ст. 1152 Гражданского кодекса РФ определено, что для приобретения наследства наследник должен его принять.
По правилу ст. 1153 Гражданского кодекса РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Судом установлено, что после смерти М.., умершего <дата>, осталось наследство в виде ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: Сыктывдинский район, с. Выльгорт, <адрес>
Наследниками указанной доли после смерти М.. являлись его супруга К.. и сыновья И.. и В.. по ? доли каждому.
При жизни отец истца В.. свою ? доли в праве собственности на квартиру в установленном законом порядке не оформил, свидетельство о праве собственности на наследство не получил.
<дата> В.. умер, что подтверждается записью акта о смерти №
Супруга К.. и мать В.. – К. которая наравне с внуком Патракеевым И. В. являлась наследником первой очереди после смерти сына В.. умерла <дата>, о чем территориальным отделом записи актов гражданского состояния Сыктывдинского района Управления ЗАГС Республики Коми составлена запись акта о смерти №.
Вместе с тем, В.. фактически вступил в право наследования после смерти своего отца М. поскольку он согласно справке от 18.08.2016 на день смерти проживал в спорной квартире. Лица, участвующие в деле, не оспаривали довод истца о фактическом принятии В.. наследства.
С заявлением о принятии наследства после смерти своего отца Патракеев И. В. обратился в установленный законом срок.
Согласно информации нотариуса ? доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: Сыктывдинский район, с. Выльгорт, <адрес>, в состав наследства В.. не входила.
Обосновывая исковые требования, Патракеев И. В. указал, что в установленный законом срок не смог оформить наследственные права на имущество в виде ? доли в праве собственности на квартиру, поскольку он не знал, что его отец В.. не оформил указанную долю надлежащим образом после смерти его отца и деда истца М.
Согласно ч. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса РФ следует, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с ч. 2 ст. 1156 ГК РФ по истечении срока, установленного для принятия наследства, наследники умершего наследника могут быть признаны судом принявшими наследство в соответствии со статьей 1155 настоящего Кодекса, если суд найдет уважительными причины пропуска ими этого срока.
В силу п. 1 ст. 1155 Гражданского кодекса РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса РФ), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 40 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», к числу уважительных причин пропуска срока для принятия наследства следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (ст. 205 Гражданского кодекса Российской Федерации), если они препятствовали принятию наследства в течение всего срока, установленного законом. Обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока.
При таких обстоятельствах, суд признает, что срок принятия наследства пропущен по уважительной причине и у суда имеются основания для удовлетворения исковых требований о восстановлении срока принятия Патракеевым И. В. наследства после смерти В.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Патракеева И.В. удовлетворить.
Восстановить Патракееву И.В. срок для принятия наследства в виде ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру <данные изъяты>, открывшегося после смерти В., умершего <дата>
Признать право собственности Патракеева И.В. на ? долю в праве общей долевой собственности на квартиру с <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья Е. В. Щенникова
Мотивированное решение составлено 17.10.2016.