Решение по делу № 33а-9774/2020 от 24.08.2020

Судья: Сафонова Н.А. адм. дело N 33а-9774/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28.08.2020                                     

г. Самара

Судебная коллегия РїРѕ административным делам Самарского областного СЃСѓРґР° РІ составе: председательствующего РЎРёРІРѕС…РёРЅР° Р”.Рђ.,    

судей                     РљР»СЋРµРІР° РЎ.Р‘., Вачковой И.Р“.,

РїСЂРё секретаре                  РџРµС‚СЂРѕРІРѕР№ Рђ.Р’.,

СЃ участием РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°             Р—олиной Рў.Р’.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сыродеева Д.Ю. на решение Жигулевского городского суда Самарской области от 18.08.2020 года по административному делу № 2а-1109/20 по административному иску Сыродеева Д.Ю. к территориальной избирательной комиссии города Жигулевск Самарской области об оспаривании решения избирательной комиссии.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., пояснения Сыродеева Д.Ю. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Прокуратуры Самарской области – Золиной Т.В., судебная коллегия

установила:

Сыродеев Д.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии города Жигулевск Самарской области о признании незаконным решения от 09.08.2020 года об отказе в регистрации его в качестве кандидата в депутаты Думы городского округа Жигулевск, возложении обязаности устранить допущенные нарушения и зарегистрировать кандидатом в депутаты Думы городского округа Жигулевск Самарской области.

В обоснование заявленных требований указано, что решением Думы городского округа Жигулевск от 23.06.2020 года № 639 на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Думы городского округа Жигулевск седьмого созыва. 21.07.020 года Сыродеев Д.Ю. представил в ТИК городского округа Жигулевск заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы городского округа Жигулевск по одномандатному избирательному округу № 13 с приложением всех необходимых документов. 31.07.2020 года истцом в ТИК представлены документы для регистрации, включая подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата. 09.08.2020 года административным ответчиком принято решение № об отказе в регистрации кандидата, с указанием следующих оснований: подпись избирателя выполнена другим лицом, сведения об избирателе не соответствуют действительности; имеются неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя; сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателя, не соответствует действительности.

С указанным решением Сыродеев Д.Ю. не согласился, что послужило основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением о признании его незаконным.

Решением Жигулевского городского суда Самарской области от 18.08.2020 года административные исковые требования Сыродеева Д.Ю. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Сыродеев Д.Ю. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на то, что законных оснований для отказа в его регистрации кандидатом в депутаты не имелось, поскольку все необходимые документы и сведения им были представлены своевременно, доказательства недействительности подписей ответчиком не представлены.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, заключение прокурора, полагавшего апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

В соответствии со статьей 2 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 № 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 24 декабря 2019) (далее - Закон Самарской области от 31 декабря 2019 № 142-ГД) законодательство о выборах депутатов представительного органа муниципального образования, а также членов выборных органов основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Самарской области, настоящего Закона, иных законов Самарской области, устава муниципального образования.

На основании пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ), решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 настоящего федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим федеральным законом, иным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона № 67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.

Согласно части 1 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 № 142-ГД регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией. Документы, необходимые для регистрации кандидата, представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию единовременно не ранее чем за 50 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.

В соответствии с частью 2 указанной статьи регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 4 - 7 статьи 33, части 1 статьи 35 настоящего Закона, на основании следующих документов, представляемых кандидатом для регистрации:

1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);

2) протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);

3) копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);

4) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 и частью 5 статьи 34 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных;

5) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата (за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым части 1 и частью 10 статьи 55 настоящего Закона, при условии уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии о данных обстоятельствах).

Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено настоящим Законом, или несоблюдения требований настоящего Закона к оформлению документов соответствующая окружная избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате, и представленные в соответствии с частями 4 и 7 статьи 33, частью 5 статьи 34, пунктом 1 части 1 статьи 35 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено частью 6 статьи 33, пунктами 2 - 5 части 1 статьи 35 настоящего Закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания соответствующей окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.

Аналогичные положения содержаться в пункте 1.1. статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом.

В силу пункта 12 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей; при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

Согласно части 6 статьи 36 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 № 142-ГД подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов по одномандатным избирательным округам изготавливаются и оформляются согласно приложению 8 к Федеральному закону.

В соответствии позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016) несоблюдение требований к форме подписного листа влечет признание содержащихся в нем подписей избирателей недействительными (п. 2.3).

Согласно примечанию к приложению адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства.

О порядке проверки подписных листов даны разъяснения и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года № 128/986-6 (далее - Методические рекомендации).

Пунктом 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 № 142-ГД предусмотрено, что основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Проверке подлежат все представленные подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах.

При проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей (часть 8 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 № 142-ГД).

Установлено, что решением Думы городского округа Жигулевск Самарской области от 23 июня 2020 года № 639 «О назначении выборов депутатов Думы городского округа Жигулевск Самарской области» назначены выборы соответствующего представительного органа на 13 сентября 2020 года. Указанное Решение опубликовано в газете «Жигулевский Рабочий».

В соответствии с подпунктом «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей (п. 5 ст. 36 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 № 142-ГД).

Решением территориальной избирательной комиссии городского округа Жигулевск утверждено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов в одномандатных избирательных округах, по округу № 13, количество подписей должно составлять 12.

Из представленных суду документов усматривается, что 31.07.2020 Сыродеевым Д.Ю. в числе других документов для регистрации кандидата в депутаты Думы городского округа Жигулевск Самарской области предоставлена 1 папка с 4 подписными листами, содержащими 16 подписей, что и отражено в протоколе об итогах сбора подписей.

Из решения территориальной избирательной комиссии города Жигулевска Самарской области № 28/2-1 от 09.08.2020 следует, что основанием для признания подписей недостоверными явились:

- подпись избирателя выполнена другим лицом (код нарушения 2, п. 6.3 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ);

- сведения об избирателе не соответствуют действительности (код нарушения 4, пп. «в» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ);

- неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя (код нарушения 11, пп. «е» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ);

- сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не соответствует действительности (код нарушения 34, пп. «з» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ).

Достоверными признано 7 подписей избирателей, содержащихся в представленных кандидатом подписных листах, что в соответствии с пунктом частью 5 статьи 36 Закона Самарской области недостаточно для регистрации кандидата.

По результатам проверки подписных листов, предоставленных Сыродеевым Д.Ю., составлен итоговый протокол проверки подписных листов, согласно которому недостоверными (недействительными) признаны 9 представленных подписей.

Основанием признания подписей недействительными послужила таблица от 06.08.2020, составленная специалистом-экспертом ОВМ О МВД по г. Жигулевск Поборознюк И.Ю., согласно которой: имя избирателя Позябина М.А., не соответствует: указано – М, также в отношении избирателя Дьяковой В.Ф. – отчество указано как Ф, что не соответствует действительности. Также согласно таблице в подписном листе № в разделе «Подписной лист удостоверяю» в адресе Сыродеева Д.Ю. в части улицы указана не соответствующая улица вместо правильной ул. Репина.

Кроме того, согласно заключению по проверке подписных листов № от 09.08.2020, подготовленного специалистом ЭКО У МВД России по г. Тольятти Даренским Д.М., в цифровые (буквенно-цифровые) записи даты, расположенные в папке № листа №, в строке 5, графе «Дата внесения подписи с подписными листами, выполнены не избирателем.

В ходе рассмотрения дела судом обозревались подписные листы, предоставленные Сыродеевым Д.Ю. в избирательную комиссию, в ходе обозрения сведения, указанные в вышеприведенных таблицах подтвердились.

Каких-либо доказательств отсутствия кворума рабочей группы при приеме и проверке документов административным истцом Сыродеевым Д.Ю. суду первой инстанции не представлено, представителем ответчика данное обстоятельство оспаривается, что отражено в дополнениях к письменным возражениям.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами, пришел к правильному выводу о том, что оснований для признания недействительными ведомости проверки подписных листов, итогового протокола проверки подписных листов и решения избирательной комиссии об отказе Сыродееву Д.Ю. в регистрации в качестве кандидата в депутаты не имеется, поскольку выводы избирательной комиссии о недействительности подписей основаны на требованиях закона, о недостоверности подписей основаны на выводах специалиста, обладающего специальными познаниями, что полностью соответствует требованиям изложенного выше избирательного законодательства, в соответствии с которым только заключение эксперта может служить основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.

Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными, поскольку они основаны на правильно примененных и истолкованных нормах материального права, при этом все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка.

Каких-либо иных доказательств, опровергающих правильность вывода суда, в материалы дела представлено не было.

Утверждение административного истца о том, что оснований для отказа в регистрации не имелось, поскольку ведомость проверки подписных листов и итоговый протокол заполнены с нарушениями норм закона, а документы, на основании которых подписи могут быть признаны не действительными, ответчиком не представлены, судебная коллегия признает несостоятельным, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, которые могли бы поставить под сомнение достоверность указанных сведений, не приведены они и в апелляционной жалобе.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются содержанием подписных листов, итоговым протоколом проверки подписных листов, таблицей сведений, содержащихся в подписных листах, составленные уполномоченными лицами и в соответствии с требованиями норм действующего законодательства.

Подпунктом "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ прямо предусмотрено, что недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.

Из вышеизложенного следует, что таблица от 06.08.2020, составленная специалистом-экспертом ОВМ О МВД по г. Жигулевск Поборознюк И.Ю., заключение по проверке подписных листов № от 09.08.2020, подготовленное специалистом ЭКО У МВД России по г. Тольятти Даренским Д.М., а также ведомость проверки подписных листов, являются надлежащими документами, подтверждающими недействительность подписи избирателей, ввиду того, что данные документы содержат результаты проверки, заверенные подписью и печатью должностного лица территориального органа МВД России, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, и носят характер официальной справки, предусмотренной подпунктом "в" пункта 6.4 статьи 38 названного Федерального закона.

Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, в силу закона является безусловным основанием для отказа в регистрации кандидата.

Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы о том, что судом не дана оценка пояснениям кандидата по поводу написания улица «Репина», другой улицы в городе Жигулевск не существует и созвучной тоже, исходя из обстоятельств данного дела, не могут быть приняты во внимание, как основание к отмене законного и обоснованного судебного акта суда первой инстанции.

Неправильное написание в подписном листе улицы адреса регистрации кандидата не может расцениваться как допущенное вследствие особенности почерка лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, или в качестве орфографической ошибки, не влекущей признание подписи избирателя недействительной, поскольку данная информация относится к сведениям о кандидате и должна отражаться в подписных листах в строгом соответствии с документом, удостоверяющим личность кандидата.

Доводов, ставящих под сомнение или опровергающих выводы суда первой инстанции, а также указывающих на нарушение судом норм материального или процессуального права, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, разрешая дело, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства (часть 9 статьи 226 КАС РФ) и закон, регулирующий рассматриваемые правоотношения; верно распределил бремя доказывания между сторонами (статья 62, часть 1 статьи 226 КАС РФ); собранным по делу доказательствам дал надлежащую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено. При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, основания для его отмены или изменения отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

определила:

решение Жигулевского городского суда Самарской области от 18.08.2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сыродеева Д.Ю. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий

РЎСѓРґСЊРё

33а-9774/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Другие
Сыродеев Д.Ю.
прокурор г.Жигулевска
Территориальная избирательная комиссия г. Жигулевска Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Клюев С. Б.
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
24.08.2020Судебное заседание
28.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее