УИД48RS0001-01-2020-001065-80
Производство № 2а-1538/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2020 года г. Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Амбарцумян Н.В.,
при секретаре Струковой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мамонова Артема Васильевича к ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения», Центру по работе с населением Советского округа, Управлению труда и занятости Липецкой области о признании незаконным бездействия по принятию решения о признании безработным и назначении пособия по безработице, возложении обязанности по принятию решения о признании безработным и назначении пособия по безработице со дня принятия решения о признании безработным, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Мамонов А.В. обратился в суд с иском ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения», Центру по работе с населением Советского округа о признании незаконным бездействия по принятию решения о признании безработным и назначении пособия по безработице, возложении обязанности по принятию решения о признании безработным и назначении пособия по безработице со дня принятия решения о признании безработным, взыскании судебных расходов.
В обосновании иска указал на то, что 18.11.2019 года Мамонов А.В. обратился к административному ответчику, а именно в Центр по работе с населением Советского округа ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения», расположенный по адресу: <адрес>, по вопросу оказания (предоставления) ему в соответствии со ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ», постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 года № 891 государственной услуги по оказанию содействия в поиске подходящей работы.
18.11.2019 года ему не была предоставлена государственная услуга в результате незаконных действий работников административного ответчика. При этом 18.11.2019 года он предоставил административному ответчику в лице его работников не только копии его паспорта гражданина РФ, документа о высшем образовании, трудовой книжки, но и их оригиналы. Справку о его среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы) он намеревался предоставить через несколько дней, но в виду неправомерных действий работников административного ответчика по возврату ему заявления от 18.11.2019 года этого сделать не смог. 23.11.2019 года он по почте (через АО «Почта России) заказным ценным письмом направил административному ответчику заявление аналогичного содержанию заявления от 18.11.2019 года, которое он передал работнику административного ответчика в этот день и которое ему было неправомерно возвращено.
Единственным отличием заявления от 23.11.2019 года от заявления 18.11.2019 года было только приложение к заявлению от 23.11.2019 года справки о его среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы) вместо справки по форме 2-НДФЛ. Заказное ценное письмо с почтовым идентификатором № получено административным ответчиком 04.12.2019 года. 25.12.2019 года он зарегистрирован (поставлен на учет) у административного ответчика как лицо, получающее государственную услугу по оказанию содействия в поиске подходящей работы. Регистрационный номер личного дела - № По сегодняшний день у административного ответчика отсутствует для него подходящая работа, он состоит на указанном учете, предоставление упомянутой государственной услуги продолжается.
С момента обращения к административному ответчику, со для получения административным ответчиком его заявления о предоставлении вышеупомянутой государственной услуги, к которому были приложены копия его паспорта гражданина РФ, копия документа о высшем образовании, копия трудовой книжки, справка о его среднем заработке за последние три месяца по последнему месяцу работы (службы), по сегодняшний день административный ответчик не принял решение о признании его безработным и соответственно, не назначил соответствующее пособие. Решение о признании его безработным ему под роспись не объявлялось. Решение об отказе в признании его безработным ему также не объявлялось. Оспариваемым бездействием административного ответчика нарушается его право на защиту от безработицы, в получении соответствующего пособия.
С учетом изложенного, просил признать незаконным бездействие административного ответчика (ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения», Центр по работе с населением Советского округа), выразившееся в непринятии в установленный законом срок и в установленном законом порядке решения о признании его безработным, а также в не назначении пособия по безработице; обязать административного ответчика (ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения», Центр по работе с населением Советского округа) устранить допущенные в отношении его нарушения законности, описанные выше, путем принятия решений о признании его безработным и назначении пособия по безработице со дня принятия решения о признании его безработным. В случае удовлетворения административного иска просил разрешить вопрос о судебных расходах понесенных им и взыскать с административного ответчика сумму уплаченной им государственной пошлины 300 рублей за подачу (рассмотрение) данного административного иска.
В судебном заседании административный истец Мамонов А.В. поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Указал, что 25.12.2019 года он зарегистрирован (поставлен на учет) у административного ответчика как лицо, получающее государственную услугу по оказанию содействия в поиске подходящей работы. По сегодняшний день у административного ответчика отсутствует для него подходящая работа, он состоит на указанном учете, предоставление упомянутой государственной услуги продолжается. С момента обращения к административному ответчику, со для получения административным ответчиком его заявления о предоставлении вышеупомянутой государственной услуги, к которому были приложены копия его паспорта гражданина РФ, копия документа о высшем образовании, копия трудовой книжки, справка о его среднем заработке за последние три месяца по последнему месяцу работы (службы), по сегодняшний день административный ответчик не принял решение о признании его безработным и соответственно, не назначил соответствующее пособие. Решение о признании его безработным ему под роспись не объявлялось. Решение об отказе в признании его безработным ему также не объявлялось. Считает, что представители административного ответчика неправомерно требуют у него документы, подтверждающие факт его регистрации. Полагает, что закон не увязывает факт признания гражданина безработным с местом регистрации, закон увязывает факт признания гражданина безработным с местом его проживания. Место проживания Мамонов А.В. имеет, проживает квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Полагает, что оспариваемым бездействием административного ответчика нарушается его право на защиту от безработицы, в получении соответствующего пособия.
Представитель административного ответчика ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения» по доверенности Романюк С.И. иск не признала, ссылаясь на его необоснованность по основаниям, изложенным в письменных возражениях и дополнительных возражениях на административный иск. Пояснила, что 25.12.2019 года Мамонов А.В. был зарегистрирован (поставлен на учет), как лицо, получающее государственную услугу по оказанию содействия в поиске подходящей работы с учетом требования Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 года № 891 и Закона РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 года № 1032-1. Мамонову А.В. оказывается содействие в поиске работы, предлагается перечень вакансий, из которого ему были выданы направления с учетом имеющегося образования и его пожеланий, а так же вакансии по смежным профессиям. Согласно п. 2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 года № 1032-1 решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации. При этом указала, что Мамоновым А.В. при обращении к административному ответчику был представлен паспорт, удостоверяющий личность, в котором отсутствовала информация о его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. При этом решение о признании гражданина безработным органы службы занятости могут принимать только по месту жительства гражданина. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. В отношении Мамонова А.В. такое решение не принималось, так как оснований для этого не было. Полагает, что законных оснований рассматривать вопрос о принятии решения о признании Мамонова А.В. в качестве безработного у специалистов службы занятости не было. С учетом изложенного, просила суд отказать в удовлетворении заявленного иска в полном объеме.
Представитель Управления труда и занятости Липецкой области Смородинова С.М. в судебном заседании заявленные требования не признала, просила суд отказать в удовлетворении административного иска Мамонова А.В. к ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения», Центру по работе с населением Советского округа, Управлению труда и занятости Липецкой области о признании незаконными бездействия по принятию решения о признании безработным и назначении пособия по бехработице, возложении обязанности по принятию решения о признании безработным и назначении пособия по безработице со дня принятия решения о признании безработным, взыскании судебных расходов. Указала, что главным распорядителем и получателем средств бюджета предусмотренных для реализации возложенных на него полномочий является Управление труда и занятости ЛО. В п.2.5 Положения об управлении труда и занятости ЛО, утвержденного Распоряжением «Об утверждении положения об управлении труда и занятости ЛО» 15.01.2010 года указано, что Управление труда и занятости ЛО является главным распорядителем бюджетных средств, на Управление возложены полномочия учредителя, а также организация работы и контроль за деятельностью ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения». Управление является получателем и распорядителем бюджетных средств, т.е. все бюджетные средства, которые предусмотрены на социальные выплаты безработным гражданам, получает вначале Управление, а затем данные средства распределяются по Центрам занятости. Считает, что невозможно признать Мамонова А.В. безработным, в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 года № 1032-1 решение о признании безработным принимается только по месту регистрации. Так как Мамонов А.В. не зарегистрирован по месту своего проживания, принять решение о признании безработным Центр занятости не имеет права.
Представитель Центра по работе с населением Советского округа в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Определением судьи от 19.05.2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление труда и занятости Липецкой области.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Положения ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагают бремя доказывания законности оспариваемых решений, действий должностных лиц на лицо, которое приняло оспариваемое решение или совершило оспариваемое действие (бездействие).
В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В адрес суда административное исковое заявление поступило 27.02.2020 г., истец просит признать незаконным бездействие по принятию решения о признании безработным по его заявлению, поступившему в Центр по работе с населением Советского округа, которое поступило 04.12.2019 года, следовательно, сроки обращения в суд административным истцом не нарушены.
В соответствии с Уставом Областного казенного учреждения «Липецкий городской центр занятости населения» (ОКУ «Липецкий городской ЦЗН») Центр обеспечивает на территории г. Липецка реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказание государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости населения (п. 1.1 Устава) (л.д.18-26).
Центр занятости в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты РФ, нормативными актами Федеральной службы по труду и занятости, законами Липецкой области, нормативными правовыми актами органов государственной власти Липецкой области и муниципальными правовыми актами, а также Уставом (п. 1.7 Устава).
Контроль за деятельностью Центра осуществляет Управление труда и занятости Липецкой области (п. 1.9 Устава).
Центр занятости для достижения своих целей осуществляет на территории г. Липецка следующие основные виды деятельности (п.2.3 Устава):
- регистрирует граждан в целях поиска подходящей работы (п. 2.3.1 Устава);
- признает граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, безработными, а также осуществляет их регистрационный учет (п. 2.3.2 Устава);
- оказывает в соответствии с законодательством о занятости следующие государственные услуги (п.2.3.3 Устава): содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников…;
- формирует и ведет регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения (физических лиц и работодателей) в городе Липецке (п.2.3.14 Устава);
- обеспечивает защиту персональных данных работников Центра и получателей государственных услуг (п.2.3.16 Устава);
- организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы (п.2.3.17 Устава)…
Управление труда и занятости Липецкой области организует, обеспечивает и контролирует деятельность центров занятости населения по предоставлению государственной услуги (п.14 Регламента).
Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1 определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 Закона N 1032-1).
Согласно ст. 11 Закона N 1032-1, граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 15 Закона N 1032-1, государственная служба занятости населения включает, в том числе, государственные учреждения службы занятости населения. Деятельность государственной службы занятости населения направлена на:
1) оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
1.1) информирование граждан Российской Федерации, в том числе в электронной форме, о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;
2) разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
3) содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; …
Согласно п. 2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 года № 1032-1 решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию,справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации. В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы) в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные стандарты государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения, представляющие собой совокупность требований, обязательных при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций в области содействия занятости населения органами службы занятости (ч. 1 ст. 15.1 Закона N 1032-1).
В соответствии со статьей 15.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 ноября 2012 г. N 524н утвержден Федеральный государственный стандарт (далее – Стандарт) государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, который направлен на обеспечение единства, полноты, качества предоставления и равной доступности государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников и устанавливает требования, обязательные при осуществлении государственными учреждениями службы занятости населения содействия гражданам в поиске подходящей работы и подборе работодателям необходимых работников.
В соответствии с п. 4 указанного выше стандарта, государственная услуга предоставляется государственными учреждениями службы занятости населения гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы.
Основанием для начала предоставления государственной услуги является обращение заявителя – гражданина с заявлением о предоставлении государственной услуги, содержащим: фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес места жительства (пребывания), данные паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего; документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, лица без гражданства (серия, номер, когда и кем выдан), номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) (п. 5 Стандарта).
Указанное Постановление Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" регулируют порядок регистрации граждан, обратившихся в государственные учреждения службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы.
При постановке на регистрационный учет граждане могут предъявить в том числе следующие документы: а) трудовая книжка или документ, ее заменяющий, а также трудовые договоры и служебные контракты; б) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; в) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); г) документы, подтверждающие прекращение гражданами трудовой или иной деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке; д) документы, подтверждающие отнесение граждан к категории испытывающих трудности в поиске подходящей работы, предусмотренной статьей 5 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Постановка на регистрационный учет осуществляется путем внесения государственными учреждениями службы занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в предъявленных гражданами документах, а также даты обращения гражданина в указанное учреждение, являющейся датой постановки на регистрационный учет. Порядок ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения (физических лиц и работодателей), включая порядок, сроки и форму представления в них сведений, устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
При постановке на регистрационный учет граждане письменно (под роспись) уведомляются о том, что они зарегистрированы в целях поиска подходящей работы в государственном учреждении службы занятости населения.
Трудоспособным гражданам, за исключением граждан, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, обратившимся в органы службы занятости по месту жительства, не имеющим работы и заработка, ищущим работу и готовым приступить к ней, при постановке на регистрационный учет государственные учреждения службы занятости населения устанавливают дату посещения для подбора подходящей работы в срок, не превышающий 11 дней со дня предъявления следующих документов: а) паспорт или документ, его заменяющий; б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий; в) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации (п. 4-7 Постановления Правительства РФ № 891).
Ведение регистрационного учета зарегистрированных граждан осуществляется в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц путем внесения даты посещения гражданами государственных учреждений службы занятости населения и сведений о предложениях подходящей работы (п. 13 Постановления Правительства РФ № 891).
В соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 09 августа 2011 года N 282 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций исполнительными органами государственной власти Липецкой области, Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Липецкой области, Порядка проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг", на основании распоряжения администрации Липецкой области от 15 января 2010 года N 4-р "Об утверждении Положения об управлении труда и занятости Липецкой области" Приказом Управлениятруда и занятости Липецкой области от 10 ноября 2014г. N 381 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги "Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников", который определяет последовательность и сроки осуществления административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.
Результатом предоставления государственной услуги в части содействия гражданам в поиске подходящей работы является выдача гражданину (п.17 Регламента):
направления на работу;
перечня вариантов работы;
предложения о предоставлении иной государственной услуги в области содействия занятости населения;
предложения пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятым гражданам, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность.
Предоставление государственной услуги прекращается в связи со снятием гражданина с регистрационного учета в центре занятости населения в случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" (п.18 Регламента).
Для получения государственной услуги граждане, впервые лично обратившиеся в центр занятости населения, предъявляют следующие документы (п.26 Регламента):
- заявление;
- паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий; и иные документы.
Основаниями для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются (п.40 Регламента):
- несоответствие заявления форме и требованиям, установленным административным регламентом; …
В соответствии с п. 41 Регламента, при принятии решения об отказе в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, специалист центра занятости населения обязан незамедлительно проинформировать заявителя о принятом решении с указанием оснований принятия данного решения.
Специалист центра занятости населения при личном обращении заявителя проверяет заявление на предмет его соответствия требованиям, установленным административным регламентом (приложение № 2), и наличие документов, необходимых для предоставления государственной услуги (п.82 Регламента).
При наличии оснований для отказа в приеме заявления и (или) документов, необходимых для предоставления государственной услуги, специалист центра занятости населения принимает решение об отказе в приеме заявления и (или) документов и (или) об отказе в предоставлении государственной услуги (п.83 Регламента).
Специалист центра занятости населения разъясняет основания отказа в приеме заявления и (или) документов и (или) об отказе в предоставлении государственной услуги, оформляет мотивированное решение в письменной форме (приложение 5 к административному регламенту), выдает его заявителю и фиксирует в соответствующей форме учетной документации (п.85 Регламента).
Заявитель подтверждает факт получения решения личной подписью в соответствующей форме учетной документации (п.86 Регламента).
Специалист центра занятости населения осуществляет функцию по регистрации граждан в целях поиска подходящей работы (п.88 Регламента).
В соответствии с п. 177 Регламента текущий контроль за предоставлением государственной услуги осуществляется директором центра занятости населения или уполномоченным им работником.
Текущий контроль за предоставлением государственной услуги осуществляется путем проведения проверок соблюдения и исполнения работниками центра занятости населения административного регламента, Порядка ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения (физических лиц и работодателей), включая порядок, сроки и форму представления в них сведений, а также требований к заполнению, ведению и хранению бланков учетной документации получателей государственной услуги и других документов, регламентирующих деятельность по предоставлению государственной услуги (п. 178 Регламента).
Согласно Структуры ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения», Центр по работе с населением Советского округа является районным подразделением ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения».
Судом установлено, что 05.12.2019 года ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения» Центр по работе с населением Советского округа было зарегистрированное заявление Мамонова А.В. о предоставлении ему государственной услуги. К заявлению были приложены копии: паспорта гражданина РФ, документа о высшем образовании, трудовой книжки, страхового свидетельства, справка о его среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы).
25.12.2019 года Мамонов А.В. был зарегистрирован (поставлен на учет), как лицо, получающее государственную услугу по оказанию содействия в поиске подходящей работы с учетом требования Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 года № 891 и Закона РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 года № 1032-1.
Согласно выписки из регистратора получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц о регистрации гражданина в качестве безработного от ДД.ММ.ГГГГ года № Мамонов А.В. обратился в ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения» и зарегистрирован в целях поиска подходящей работы с 25.12.2019 года, безработным не признан. Состоит на учете в качестве ищущего работу.
Мамонову А.В. в соответствии с его заявлением службой занятости оказывалось содействие в поиске работы, предлагался перечень вакансий, из которого ему были выданы направления с учетом имеющегося образования и его пожеланий, а так же вакансии по смежным профессиям, в том числе ЧПОУ «Техникум Права и Экономики» по профессии «юрист», ОАО «Трест Липецкстрой».
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 02 февраля 1998 года № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Согласно сведений ГАУЗ «Липецкая городская стоматологическая поликлиника № 2» от 27.03.2020 года № 194 - Мамонов А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения получал медицинскую помощь <данные изъяты>, в медицинских документах указан адрес проживания: <адрес>.
Согласно сведений ГУЗ «Липецка городская больница скорой медицинской помощи № 1» от 31.03.202 года № 1269 - Мамонов А.В. обращался за медицинской помощью ДД.ММ.ГГГГ В амбулаторной карте указан адрес: <адрес>.
Согласно сведений ГУЗ «Липецкая областная станция скорой медицинской помощи медицинской катастрофы» от 02.04.2020 года № 117/20 – в ДД.ММ.ГГГГ к Мамонову А.В. осуществлялись вызовы скорой медицинской помощи по адресу: <адрес>. Указанное обстоятельство подтверждается карточками вызова.
Согласно сообщению <данные изъяты> от 28.05.2020 года № № ФИО6 посещает указанный детский сад, в личном деле указан адрес проживания: <адрес>.
Таким образом, из материалов административного дела следует и не отрицалось стороной административного ответчика, что Мамонов А.В. имеет место жительства по адресу: <адрес>. Невозможность осуществления регистрации связана с обстоятельствами, не зависящими от Мамонова А.В. При этом Мамонов А.В. объяснил, что ранее он проживал в квартире по адресу: <адрес>, впоследствии данное жилое помещение было продано.
Оснований полагать, что Мамонов А.В. может злоупотребить правом на получение пособия, не имеется.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для непринятия какого либо решения по заявлению Мамонова А.В. от 05.12.2019 года о предоставлении государственной услуги в части признания гражданина безработным. Данное бездействие ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения» по своему содержанию является формальным, ограничивает условия реализации Мамоновым А.В. прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ и федеральным законом. Возможности обратиться с заявлением в иной орган службы занятости Мамонов А.В. не имеет, поскольку его место жительства совпадает с территорией, на которую распространяются полномочия Центра по работе с населением Советского округа.
Учитывая указанное выше, суд приходит к выводу о том, что ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения» не имел законных оснований не рассматривать вопрос о принятии решения о признании Мамонова А.В. в качестве безработного на основании только отсутствия регистрации по месту жительства, при этом необоснованно поставил реализацию конституционных прав и свобод гражданина в зависимость от указанного обстоятельства.
Согласно положению ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, при удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходима совокупность двух условий: суд должен признать их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска Мамонова А.В. к ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения» о признании незаконными бездействия по принятию решения о признании безработным, взыскании судебных расходов. При этом, суд не является органом службы занятости, он не вправе решать вопрос о признании гражданина безработным и назначении пособия по безработице, подменяя собой уполномоченные на это органы, решения которых могут быть впоследующем оспорены в суде.
Согласно п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: 1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту; 2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств; 3) по иным искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.
В связи с тем, что в удовлетворении иска к Управлению труда и занятости Липецкой области судом отказано, а так же с учетом того обстоятельства, что требования п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации применяются при удовлетворении исков имущественного характера, суд приходит к выводу о взыскании госпошлины в сумме 300 рублей с надлежащего ответчика ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 05.12.2019 ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03.07.2020 ░.