Решение по делу № 2-233/2020 от 18.03.2020

Дело № 2-233/2020

11RS0009-01-2020-000290-93

Решение

Именем Российской Федерации

Мотивированное решение составлено 26 июня 2020 года.

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Степанова И.А.,

при секретаре судебного заседания Новиковой Е.М.,

с участием и.о. прокурора Княжпогостского района Республики Коми Изъюрова С.М.,

представителей ответчиков администрации сельского поселения «Тракт» Клочко М.М., администрации муниципального района «Княжпогостский» Квашниной Я.Е.,

рассмотрев 23 июня 2020 года в г. Емве в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Княжпогостского района, поданное в интересах Оксовой Р. Г. о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

установил:

Прокурор Княжпогостского района Республики Коми обратился в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения «Тракт» о возложении обязанности предоставить жилое помещение Оксовой Р.Г. взамен утраченного. В обоснование иска прокурор указал, что Оксова Р.Г. зарегистрирована в жилом помещении муниципального фонда с 27.01.2000. Ввиду отсутствия работы в п. Тракте Оксова Р.Г. уехала работать в г. Ухту, в настоящее время в силу возраста она не работает и не может больше снимать жилье в г. Ухте. Жилое помещение, в котором Оксова Р.Г. зарегистрирована, фактически утрачено, поэтому она осталась без жилья, а на получаемую пенсию реализовать свое право на жилище не может. По мнению прокурора, жилье Оксовой Р.Г. утрачено по вине администрации сельского поселения «Тракт».

В судебном заседании представитель администрации сельского поселения «Тракт» Клочко М.М. иск не признал, пояснив, что Оксова Р.Г. уехала из п. Тракта в начале 2000-х годов и администрацию сельского поселения об этом не уведомила. Клочко М.М. не отрицал, что жилое помещение являлось муниципальной собственностью, однако в силу того, что это был трехквартирный деревянный дом блокированной застройки с печным отоплением, без присмотра нанимателя он быстро пришел в негодность. Спустя непродолжительное время после переезда Оксовой Р.Г. дом был разобран местными жителями п. Тракта, а именно родственниками самой Оксовой Р.Г.

Кроме того, возражая против иска, Клочко М.М. ссылался на то, что администрация сельского поселения «Тракт» с 01.01.2020 не обладает полномочиями в сфере жилищного законодательства. Эти полномочия осуществляют органы муниципального района «Княжпогостский», поэтому администрация сельского поселения «Тракт» не может обеспечить Оксову Р.Г. жильем.

Прокурор в судебном заседании иск поддержал по доводам, изложенным в иске, просил привлечь в качестве соответчика администрацию муниципального района «Княжпогостский».

Представитель привлеченного в качестве соответчика администрации муниципального района «Княжпогостский» Квашнина Я.Е. против удовлетворения иска возражала ввиду того, что муниципальный жилой фонд сельского поселения «Тракт» не передан муниципальному району «Княжпогостский». При этом соглашения между муниципальными образованиями об осуществлении полномочий в сфере обеспечения граждан жильем не достигнуто. По утверждению Квашниной Я.Е. администрация муниципального района «Княжпогостский» не сможет исполнить решение суда об обеспечении Оксовой Р.Г. жильем.

Оксова Р.Г. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в связи с чем суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Оксова Р.Г. зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, с 27.01.2000 до настоящего времени.

В начале 2000-х годов Оксова Р.Г. уехала из п. Тракта в г. Ухту на работу, где арендовала жилье. По достижению возраста <данные изъяты> Оксова Р.Г. в силу возраста не может трудиться, а получаемой пенсии не хватает для найма жилья в г. Ухте.

Однако дом, в котором зарегистрирована Оксова Р.Г., был разобран в начале 2000-х годов местными жителями в условиях тяжелого финансового положения в стране, что следует из объяснений главы сельского поселения «Тракт».

При разрешении спора суд исходит из того, что между Оксовой Р.Г. и администрацией сельского поселения «Тракт» фактически сложились отношения по найму жилья муниципального жилищного фонда до введения 01.03.2005 в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 141 Жилищного кодекса РСФСР наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.

При этом в силу положений статьи 142 Жилищного кодекса РСФСР граждане обязаны обеспечивать сохранность жилых помещений, бережно относиться к санитарно-техническому и иному оборудованию, к объектам благоустройства, соблюдать правила содержания жилого дома и придомовой территории, правила пожарной безопасности, соблюдать чистоту и порядок в подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках и в других местах общего пользования.

Наниматели жилых помещений должны производить за свой счет текущий ремонт жилых помещений, а при освобождении помещения – сдать его в надлежащем состоянии.

Аналогичные права и обязанности закреплены статьями 676 и 978 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьей 65 и 67 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Суд считает недоказанными обстоятельства того, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было утрачено в результате неправомерных действий Оксовой Р.Г.

При этом суд учитывает, что этот дом надлежащим образом не был учтен в качестве муниципального имущества, сведений о нем не было в государственном кадастре недвижимости. Никакой учетно-технической документации на этот дом нет в Сыктывкарском отделении филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Коми и ГБУ Республики Коми «РУТИКО».

Сведений о том, в каком техническом состоянии этот дом был оставлен Оксовой Р.Г., в материалах дела также нет. Утверждения ответчиков о том, что дом был утрачен в результате действий его нанимателя, не подтверждены.

Администрация сельского поселения «Тракт», оспаривая свою вину в утрате жилья Оксовой Р.Г., не представила никаких доказательств того, что органами местного самоуправления совершены все зависящие от них действия по сохранности, учету и надлежащей эксплуатации этого дома. Приведенное свидетельствует о бездействии администрации сельского поселения «Тракт», повлекшее полную утрату муниципального имущества и как следствие нарушение права Оксовой Р.Г. на жилье.

Кроме того, вопреки требованиям жилищного законодательства администрацией сельского поселения «Тракт» не было принято решений о признании дома аварийным, непригодным для жилья и других подобных решений о судьбе дома и дальнейших правах Оксовой Р.Г., которая в силу регистрации в этом доме сохраняла право пользования им.

Доводы прокурора о том, что вынужденный выезд Оксовой Р.Г. из п. Тракта ввиду невозможности трудоустроится в этом населенном пункте, не прекращает право на это жилье и не свидетельствует о вине в утрате жилья, суд находит обоснованными.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Нормами жилищного законодательства права и обязанности нанимателя и наймодателя в случае полной утраты жилого помещения не урегулированы.

Суд считает, что в соответствии со статьей 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в данном случае по аналогии подлежит применению жилищное законодательство о предоставлении жилого помещения по договору социального найма в замен непригодного.

Частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно статье 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по указанному основанию, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

При разрешении спора с учетом того, что жилое помещение Оксовой Р.Г. утрачено в результате бездействия администрации сельского поселения «Тракт», юридически значимым является вопрос объективной нуждаемости Оксовой Р.Г. в жилом помещении.

В судебном заседании нуждаемость Оксовой Р.Г. нашла свое подтверждение. Оксова Р.Г. не имеет никакой недвижимости, не трудоустроена, единственным ее доходом является пенсия по старости, размер которой с 01.01.2020 составляет 12 206 рублей 83 копейки ежемесячно.

С учетом этого в возрасте 74 лет Оксова Р.Г. не имеет возможности приобрести жилье ни в собственность, ни на условиях коммерческого найма.

Возражения ответчиков на отсутствие оснований для признания Оксовой Р.Г. малоимущей, а также наличие у нее детей, которые должны ее содержать, суд отвергает.

Разница между ежемесячным доходом Оксовой Р.Г. и прожиточным минимумом пенсионера в Республике Коми составляет 1122 рубля 83 копейки. Этой суммы явно недостаточно для реализации права на жилье.

Кроме того, необходимо учитывать и то, что законодатель требование о признании лица нуждающимся и малоимущим предусмотрел для случаев непригодности жилья, тогда как у Оксовой Р.Г. никакого жилья нет.

Оксова Р.Г. является одиноко проживающим пенсионером, никаких доказательств иного в деле не имеется.

Обязанность по предоставлению жилья при установленных обстоятельствах с учетом положений статьи 87 Жилищного кодекса Российской Федерации лежит на наймодателе, то есть администрации сельского поселения «Тракт».

Исключение полномочий органов сельских поседений в сфере жилищного законодательства в связи с утратой силы с 01.01.2020 Закона Республики Коми от 09.12.2014 № 148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми» не снимает с администрации сельского поселения «Тракт» обязанностей нанимателя, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.

Муниципальный фонд, который имеется в сельском поселении, не был передан для осуществления этих полномочий в собственность муниципального района «Княжпогостский», поэтому оснований для удовлетворения иска к администрации муниципального района не имеется.

Находя иск прокурора подлежащим удовлетворению, суд в отсутствие каких-либо сведений о характеристиках жилого дома при возложении обязанности на администрацию сельского поселения «Тракт» предоставить жилье руководствуется нормой предоставления.

Согласно части 1 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее – норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Частью 2 названной статьи определено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решением Совета муниципального образования «Княжпогостский район» от 26.09.2005 № 175 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 14 кв. м общей площади жилого помещения.

При таких обстоятельствах администрация сельского поселения «Тракт» обязана обеспечить Оксову Р.Г. жильем площадью не менее 14 кв. м.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Возложить на администрацию сельского поселения «Тракт» обязанность представить Оксовой Р. Г. жилое помещение в <адрес>, общей площадью не менее 14 кв. м, благоустроенное применительно к условиям этого населенного пункта и соответствующее санитарным и техническим требованиям на условиях социального найма.

В удовлетворении требований к администрации муниципального района «Княжпогостский» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Вступившее в законную силу решение суда, при условии его обжалования в апелляционном порядке, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (г. Санкт-Петербург) в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Судья И.А. Степанов

2-233/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Оксова Раиса Григорьевна
Прокуратура Княжпогостского района Республики Коми
Ответчики
Администрация сельского поселения "Тракт"
Другие
Администрация МР "Княжпогостский"
Суд
Княжпогостский районный суд Республики Коми
Судья
Степанов Илья Александрович
Дело на странице суда
knsud.komi.sudrf.ru
18.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2020Судебное заседание
15.05.2020Судебное заседание
02.06.2020Судебное заседание
16.06.2020Судебное заседание
27.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее