2а-1240/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 марта 2019 года
Индустриальный районный суд г. Ижевска
Под председательством судьи Сутягиной С.А.,
при секретаре Балтачевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Соломенниковой С.И. к Главному Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска об оспаривании решения органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л :
Соломенникова С.И. обратился в суд с административным иском к ГУАиГ об оспаривании решения органа местного самоуправления – о признании уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального строительства по адресу: ... незаконным. Требования мотивированы следующим.
Административный истец является собственником вышеуказанного земельного участка. С целью получения разрешения на строительство жилого дома Соломенникова С.И. обратилась в ГУАиГ Администрации г. Ижевска с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома, однако письмом № от -Дата- истцу сообщено о несоответствии указанных параметров о планируемом строительстве индивидуального жилого дома установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. Согласно правилам землепользования и застройки г.Ижевска установлен градостроительный регламент, согласно которому земельный участок, принадлежащий истцу расположен в территориальной зоне Р3 - зоны зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, внутриквартального озеленения, в которой индивидуальное жилищное строительство не предусмотрено.
В судебное заседание не явился административный истец Соломенникова С.И., извещенная надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель заинтересованного лица Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска, извещенный о дне и месте рассмотрения дела, в суд не явился, представил письменный отзыв, просили в удовлетворении иска отказать.
Исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.
Соломенникова С.И. собственником земельного участка по адресу: ....
-Дата- Соломенникова С.И. обратилась с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома.
-Дата- ГУАиГ Администрации г. Ижевска письмом № истцу сообщено о несоответствии указанных параметров о планируемом строительстве индивидуального жилого дома установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. Согласно правилам землепользования и застройки г.Ижевска установлен градостроительный регламент, согласно которому земельный участок, принадлежащий истцу расположен в территориальной зоне Р3 - зона зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, внутриквартального озеленения, в которой индивидуальное жилищное строительство не предусмотрено.
Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ нсли настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Заявителем оспаривается решение ГУАиГ № от -Дата- о несоответствии указанных параметров о планируемом строительстве индивидуального жилого дома установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. С заявлением об оспаривании указанного решения Соломенникова С.И. в суд -Дата-., то есть он обратился с административным иском в суд в пределах установленного срока.
Рассматривая требования заявителя по существу, суд исходит из нижеследующего.
В соответствии с ч.2 ст. 227 КАС РФ, По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
3. В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться:
1) указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В соответствии с п.1.1 ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства выдача разрешения на строительство не требуется.
В соответствии со ст. 51.1 ч. 1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения.
В соответствии со ст. 51.1 ч. 7 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Проанализировав материалы дела, суд пришел к выводу, что уведомление от -Дата-. № выдано в нарушение требований Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии ст.37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков объектов капитального строительства может быть следующих видов:
основные виды разрешенного использования;
условно разрешенные виды использования;
вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и разрешенным видам использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч.2 ст.37 ГрК РФ).
Виды разрешенною использования земельных участков являются составной градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и за (п.9 ст.1 ГрК РФ, п.З ч.2 ст.30 ГрК РФ).
Согласно Правилам землепользования и застройки города Ижевска, утвержденным решением Городское думы города Ижевска от -Дата-. №, земельный участок с кадастровым номером № по адресу: ... расположен в территориальной зоне Р3 - зоны зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, внутриквартального озеленения, в которой индивидуальное жилищное строительство не предусмотрено.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешения на строительство выдаются органом местного самоуправления.
Аналогичное положение содержит статья 44 Устава МО «г. Ижевск», в соответствии с которой выдача разрешений на строительство относится к компетенции Администрации г. Ижевска.
Пункт 2.7 "Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска", утвержденного Решением Городской думы г. Ижевска от 06.06.2006 N 121 (ред. от 26.10.2006) определяет, что выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществляется Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска.
Таким образом, ГУАиГ Администрации г. Ижевска обладает полномочием по принятию решений об отказе в выдаче уведомлений о начале строительства.
Рассматривая вопрос о соответствии отказа в выдаче заявителю уведомления на начало строительства жилого дома, суд приходит к нижеследующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пункту 1 статьи 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Гражданское и земельное законодательство допускают ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях.
В частности, исходя из содержания пунктов 2 и 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ и пункта 1 статьи 260 Гражданского кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов.
Ограничения прав собственника должны быть предусмотрены в законе и известны собственнику.
В рассматриваемом случае в отношении земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, какие-либо ограничения его прав не существуют, что усматривается, в том числе из кадастрового паспорта и свидетельства о гос. регистрации права на земельный участок, в которых разрешенное использование обозначено как: «под строительство индивидуального жилого дома».
Градостроительные регламенты не являются ограничением прав собственников земельных участков в смысле ст.56 Земельного кодекса РФ, поскольку градостроительное законодательстве устанавливает специальный порядок их установления и введения в действие — путём утверждения Правил землепользования и застройки в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке. Правила землепользования и застройки города Ижевска являются муниципальным нормативным правовым актом, утверждены в установленном законом порядке.
Градостроительный регламент территориальной зоны устанавливается с учетом многих параметров, а не только фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного суда РФ от 14.11.2018г., указано, что «генеральный план, определяя назначение территории исходя из планов развития территории городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию и допускает потенциальное изменение назначения территории, так как определяет стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности» При этом исходя из положений ч.8 ст.36 ГрК РФ и п.4 ст.85ЗК РФ земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости, не соответствующие установленному для них виду разрешенного использования, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанным земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (п.2 ст.85 ЗК РФ.
Поскольку отсутствуют доказательства создания опасности для жизни людей, окружающей среды, памятникам, нет сведений о необходимости ограничения прав собственника, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для запрета в осуществлении истцом строительства нового индивидуального дома.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст. ст.175-180, 227 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административный иск Соломенниковой С.И. к Главному Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить.
Признать незаконным № от -Дата- уведомление о несоответствии указанных параметров о планируемом строительстве индивидуального жилого дома установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Возложить на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска обязанность повторно рассмотреть уведомление Соломенниковой С.И. о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем ей земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу ... в течение семи рабочих дней со дня вступления в законную силу настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Индустриальный районный суд города Ижевска.
Решение суда изготовлено председательствующим судьей в совещательной комнате.
Судья Сутягина С.А.