Решение по делу № 2-316/2022 (2-3402/2021;) от 07.12.2021

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                                    а. Тахтамукай

Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:

Председательствующего судьи                Барчо Р.А.,

При секретаре                            ФИО3,

С участием:

-истца в лице помощника прокурора

<адрес> Республики Адыгея         ФИО4,

-представителя ответчика по доверенности        ФИО5,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Адыгея к администрации МО «<адрес>» об устранении нарушений земельного законодательства и об исправлении реестровой ошибки

УСТАНОВИЛ:

Истец – прокурор <адрес> Республики Адыгея обратился в суд с иском к администрации МО «<адрес>» об устранении нарушений земельного законодательства и об исправлении реестровой ошибки.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой <адрес> при осуществлении надзора за исполнением администрацией МО «<адрес>» федеральных законов, законов Республики Адыгея, и муниципальных правовых актов в сфере земельных правоотношений (в соответствии с ч.1 ст.77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), выявлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «<адрес>» (арендодатель) и ФИО6 (арендатор) заключили договор аренды в отношении земельного участка площадью 700 кв.м. с кадастровым номером :1920 из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно сведениям, внесенным в ЕГРН, кадастровая стоимость земельного участка (с учетом его категории и вида разрешенного использования) определена в размере 5 943 рублей и, исходя из указанной суммы, условиями договора аренды определен размер арендных платежей ФИО6

При этом, согласно генеральному плану МО «Старобжегокайское сельское поселение», кадастровый квартал полностью входит в границы а.Старобжегокай и фактически относится к категории земель «земли населённых пунктов», кадастровая стоимость которых рассчитывается по более высокой ставке и значительно отличается от текущей.

Изложенное свидетельствует о наличии нарушений земельного законодательства, противоречащих интересам МО «<адрес>» и Республики Адыгея, по причине необоснованного уменьшения денежных поступлений от аренды земель в бюджет муниципального образования.

<адрес> Республики Адыгея просит признать сведения, внесенные в ЕГРН в отношении земельного участка площадью 700 кв.м. с кадастровым номером :1920, расположенного по адресу: <адрес>, в части отнесения его к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» - реестровой ошибкой.

Признать земельный участок площадью 700 кв.м. с кадастровым номером :1920, расположенный по адресу: <адрес>, относящимся к категории земель «земли населенных пунктов».

Истец - помощник прокурора <адрес> Республики Адыгея – ФИО4 в судебном заседании иск поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности – ФИО5 в судебном заседании иск признал и пояснил, что работы по устранению нарушений земельного законодательства уже ведутся и необходимые документы подан в орган осуществляющий государственный кадастровый учет и регистрацию прав.

Третьи лица – ФИО6 и ФГБУ ФКП Росреестра по <адрес>, своевременно и надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания повестками и путем публичного размещения информации на официальном сайте Тахтамукайского районного суда, не явились. О причинах неявки суд не уведомили.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает исковое заявление прокурора <адрес> Республики Адыгея обоснованным, основанным на законе и подлежащим удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой <адрес> при осуществлении надзора за исполнением администрацией МО «<адрес>» федеральных законов, законов Республики Адыгея, и муниципальных правовых актов в сфере земельных правоотношений (в соответствии с ч.1 ст.77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), выявила, что ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «<адрес>» (арендодатель) и ФИО6 (арендатор) заключили договор аренды в отношении земельного участка площадью 700 кв.м. с кадастровым номером :1920 из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно сведениям, внесенным в ЕГРН, кадастровая стоимость земельного участка (с учетом его категории и вида разрешенного использования) определена в размере 5 943 рублей и, исходя из указанной суммы, условиями договора аренды определен размер арендных платежей ФИО6

При этом, согласно генеральному плану МО «Старобжегокайское сельское поселение», кадастровый квартал полностью входит в границы а.Старобжегокай и фактически относится к категории земель «земли населённых пунктов», кадастровая стоимость которых рассчитывается по более высокой ставке и значительно отличается от текущей.

Согласно ч.1 ст.77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно ч.ч.1-2 ст.3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ, распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

-органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

-органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

-органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

-органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;

-федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;

-федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона;

органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Согласно ч.1 ст.7 и ст.26 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ, правовую основу отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Согласно ч.1 и п.п.1-7.2 ч.2 ст.14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

5.1) решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии с вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов, вместе с такими исполнительными листами;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона);

7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

7.2) утвержденная карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).

Согласно п.1 ст.390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Согласно ч.ч.3,9 ст.61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке.

Судом установлено, что администрация МО «<адрес>» в силу закона, наделена правами/обязанностями по подготовке и направлению документов в орган осуществляющий государственный кадастровый учёт, для внесения в ЕГРН сведений в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или собственность на которые не разграничена, расположенных в границах сельских поселений <адрес>.

При сопоставлении генерального плана и сведений из ЕГРН, усматривается, что земельный участок площадью 700 кв.м. с кадастровым номером :1920 расположенного по адресу: <адрес>, фактически входит в границу МО «Старобжегокайское сельское поселение» и относится к категории земель «земли населенных пунктов», т.е. указание о его отнесении к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» - является ошибочным.

Изложенное подтверждается доводами представителя ответчика и представленными им документами, из которых следует, что работы по устранению нарушений земельного законодательства уже ведутся и необходимые документы поданы ответчиком в орган осуществляющий государственный кадастровый учет и регистрацию прав.

Обстоятельства, установленные судом, свидетельствуют о наличии нарушений земельного законодательства, представляющих собой реестровую ошибку, которая противоречит интересам МО «<адрес>» и Республики Адыгея, так как влечет необоснованное уменьшение денежных поступлений от аренды земель в бюджет муниципального образования.

Признать сведения, внесенные в ЕГРН в отношении земельного участка площадью 700 кв.м. с кадастровым номером :1920, расположенного по адресу: <адрес>, в части отнесения его к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» - реестровой ошибкой.

Признать земельный участок площадью 700 кв.м. с кадастровым номером :1920, расположенный по адресу: <адрес>, относящимся к категории земель «земли населенных пунктов».

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора <адрес> Республики Адыгея к администрации МО «<адрес>» об устранении нарушений земельного законодательства и об исправлении реестровой ошибки - удовлетворить.

Признать сведения, внесенные в ЕГРН в отношении земельного участка площадью 700 кв.м. с кадастровым номером :1920, расположенного по адресу: <адрес>, в части отнесения его к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» - реестровой ошибкой.

Признать земельный участок площадью 700 кв.м. с кадастровым номером :1920, расположенный по адресу: <адрес>, относящимся к категории земель «земли населенных пунктов».

Вступившее в законную силу решение суда является основанием для Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> Росреестра по <адрес> внести изменения в ЕГРН в части указания категории земель в отношении земельного участка с кадастровым номером :1920.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                 Р.А. Барчо

2-316/2022 (2-3402/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Тахтамукайского района
Ответчики
Администрация МО "Тахтамукайский район"
Другие
Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РА
Шаров Александр Федорович
Суд
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея
Судья
Барчо Р.А.
Дело на странице суда
tahtamukaysky.adg.sudrf.ru
07.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.12.2021Передача материалов судье
10.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2021Подготовка дела (собеседование)
27.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2022Судебное заседание
20.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее