№ 3-23/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации14 апреля 2015 г. г.Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Соляникова Р.В.
при секретаре Филимоновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия о ликвидации местной религиозной организации – Идельской Церкви Христиан Веры Евангельской - Пятидесятников
у с т а н о в и л:
Идельская Церковь Христиан Веры Евангельской – Пятидесятников (далее - Идельская Церковь) зарегистрирована Министерством юстиции Республики Карелия (.....), сведения о ней внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (.....), основной государственный регистрационный номер 1021000003815.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия (далее - Управление) обратилось в суд с иском о ликвидации упомянутой организации по тем основаниям, что ответчик не представил отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества за (...). В связи с непредставлением отчета по форме №ОР0001 за (...) (.....) и (.....) истец направлял в адрес Идельской Церкви предупреждения. Почтовая корреспонденция была возвращена с отметками об истечении срока хранения. Предупреждение от (.....) было вручено руководителю Идельской Церкви (.....), однако указанные в нем нарушения устранены не были. Фактически Идельская Церковь прекратила свою деятельность в связи с недостаточным количеством прихожан. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Управление просило ликвидировать Идельскую Церковь и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании представитель истца Гусев В.В. поддержал заявленные требования.
Ответчик представителя в судебное заседание не направил, письменных объяснений по существу заявленных требований суду не представил, о времени и месте рассмотрения дела руководитель организации извещен.
Третье лицо на стороне истца Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В письменных объяснениях указало, что на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы (.....) по Республике Карелия Идельская Церковь состоит с (.....) По состоянию на (.....) задолженность организации по налоговым санкциям составляет (...).
Представитель третьего лица на стороне истца Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску в судебное заседание также не явился, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в п. 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение.
Форма № ОР0001 отчета о деятельности религиозной организации, о персональном составе ее руководящих органов, о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».
В силу пп. «а» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» представление в уполномоченный орган (его территориальный орган) документов, содержащих информацию, предусмотренную п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», осуществляется ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
По смыслу п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Абзацем 3 п. 1 ст. 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» основанием ликвидации религиозной организации по решению суда названы неоднократные или грубые нарушения норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов.
Таким образом, неоднократное нарушение религиозной организацией п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» является основанием для ее ликвидации.
В соответствии с п. 4.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.
Подпунктами 30.7, 30.10 п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», вопросы государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций, осуществления федерального государственного надзора за их деятельностью отнесено к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации.
Полномочие Управления, как территориального органа Минюста России, действующего на территории субъекта Российской Федерации, на обращение в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации проистекает из пп.74 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденном приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26.
Следовательно, заявление о ликвидации Идельской Церкви подано надлежащим лицом.
Из дела усматривается, что протоколом собрания прихожан Церкви Христиан Веры Евангельской пос.Идель Сегежского района Республики Карелия от (.....) было оформлено решение о создании религиозной организации, принятии ее устава, избрании церковного совета.
(.....) Министерством юстиции Республики Карелия выдано свидетельство (.....) о регистрации устава религиозного объединения - Церкви Христиан Веры Евангельской пос.Идель.
Идельская Церковь зарегистрирована в качестве юридического лица (.....)г. В Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации, присвоен основной государственный регистрационный номер (...)
В рамках осуществления контроля за соблюдением Идельской Церковью требований законодательства Российской Федерации (п. 5 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях») Управлением (.....) по адресу Идельской Церкви, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц ((.....)), было направлено письменное предупреждение от (.....) о необходимости в месячный срок устранить нарушения и не допускать их впредь. Данное предупреждение было возвращено организацией почтовой связи по истечении срока хранения, направлено повторно (.....) и также возвращено как неврученное. (.....) руководитель Идельской Церкви (...) получил указанное предупреждение, направленное по адресу его места жительства ((.....)).
Повторно предупреждение было вынесено Управлением (.....), направлено в адрес Идельской Церкви (...) и (.....), но вручено не было.
На протяжении длительного периода времени (с (...) Идельская Церковь допускает нарушения п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Действий, направленных на устранение таких нарушений ее руководитель, в том числе после вручения ему предупреждения Управления и извещения о судебном разбирательстве дела, не предпринял, доказательств обратного суду не представил.
Согласно письму Централизованной религиозной организации Республики Карелия Церковь Христиан Веры Евангельской от (.....) местная религиозная организация христиан веры евангельской пятидесятников в п.Идель прекратила свою деятельность в связи с недостаточным количеством прихожан в данном населенном пункте. Отчетность о своей деятельности организация предоставлять не может по причине отсутствия специалистов, способных выполнять данную работу.
Допрошенный судом в качестве свидетеля (.....), являющийся (...), пояснил, что Идельская Церковь была создана в период развития евангельского учения гражданами пожилого возраста. В настоящее время численность прихожан сократилась. В связи с недостаточным числом прихожан Идельская Церковь фактически уставную деятельность не осуществляет. Ее ликвидация нарушения прав граждан не повлечет. У (...) имелись намерения инициировать процедуру приостановления деятельности Идельской Церкви, но они не были реализованы ввиду затруднительности данной процедуры.
При таких обстоятельствах суд полагает установленным прекращение осуществления Идельской Церковью деятельности, формы которой обозначены в п. 2.3 ее Устава. Допущенные Идельской Церковью нарушения являются существенными, что позволяет суду, учитывая их характер и отсутствие у руководителя организации в течение длительного времени намерений к принятию мер по устранению выявленных нарушений федерального законодательства, в том числе за прошлые периоды, и возобновлению уставной деятельности принять решение о ликвидации юридического лица.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия удовлетворить.
Ликвидировать Идельскую Церковь Христиан Веры Евангельской – Пятидесятников (основной государственный регистрационный номер (...), индивидуальный номер налогоплательщика (...)) и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.
Судья Р.В.Соляников
Мотивированное решение изготовлено
в порядке ч. 2 ст. 199 ГПК РФ 20 апреля 2014 г.