Дело № 2-414/2018
Кизеловского городского суда
Пермского края
Р Е Ш Е Н ИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2018 года Кизеловский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Верзаковой Ю.Р.,
с участием прокурора Семухиной С.В.,
истца Федосеева В.А.,
представителя ответчика - Администрации Кизеловского муниципального района Новиковой О.Н., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
третьего лица -представителя Территориального Управления Министерства социального развития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам Шкарловой О.П., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
третьего лица на стороне истца -представителя Коспашского филиала Краевого Государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания населения « Губахинский психоневрологический интернат» Замалетдиновой С.Ю., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле Пермского края гражданское дело по иску Федосеева В. А. к Администрации Кизеловского муниципального района о восстановлении срока для подачи заявления о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о включении в Список лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на предоставление жилого помещения и предоставлении благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда во внеочередном порядке,
у с т а н о в и л:
Истец Федосеев В.А. обратился в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о включении его в список лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на предоставление жилого помещения, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; возложении на администрацию Кизеловского муниципального района предоставить ему по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, мотивируя свои требования тем, что он с рождения относится к категории детей-сирот, с 1981 года находился в детских учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на полном государственном обеспечении, а в последствии в домах-интернатах. Какого-либо жилого помещения он не имеет.
В судебном заседании истец на удовлетворении своих требований настаивает, пояснил, что он относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, родился в г. Соликамске, его мать Федосеева В. М. отказалась от него сразу после рождения, отец записан со слов матери, в связи с чем он был помещен в детский дом ребенка г. Соликамска. Затем переведен в Горнозаводской дом-интернат для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В 1987 году он был переведен в Гремячинский детский дом-интернат, где он обучался до третьего класса в обычной школе, затем обучался по специальной программе. С 1992 года по 1994 год он находился в Рудничном детском доме-интернате для умственно-отсталых детей, затем был переведен в Осинский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей, где находился до 29.11.1996 года. Затем он был переведен в Кизеловский психоневрологический интернат, ему тогда было всего 15 лет. В 2004 году он направлялся в Новоильинский реабилитационный центр для умственно-отсталых детей, учился по профессии дворник, плотник-столяр, но не доучился. В 2005 году он был переведен в Лысьвенский психоневрологический интернат, в этом же году переведен в Кизеловский психоневрологический интернат, где проживает по настоящее время. Таким образом, с 1981 года по настоящее время он проживает в детских и социальных учреждениях. С 16.06.1997 года ему установлена 2 группа инвалидности с детства по психическому заболеванию, недееспособным он никогда не признавался, какого-либо жилого помещения для проживания у него не имеется, сведений о том, что за ним закреплялось другое жилье у него нет. С заявлением о включении его в список лиц, оставшихся без попечения родителей на предоставление ему жилого помещения он не обращался. Впервые с настоящим заявлением он обратился в Администрацию Кизеловского муниципального района 04.12.2018 года, на заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договорам специализированного жилищного фонда, получил отказ, который считает незаконным.
Считает, что детские учреждения, социальные учреждения, в которых он находился не исполнили свои обязанности по включению его в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения. О том, что у него есть право на получение жилья специализированного жилищного фонда ему стало известно только в 2015 году. С этого времени он неоднократно обращался в разные органы с заявлениями об обеспечении его жилым помещением, но конкретного ответа не получал. Считает, что срок на обращение с заявлением о включении его в Список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением пропущен им по уважительной причине, поскольку о своем праве на обеспечение жильем ему было неизвестно и ему это право никто не разъяснил.
Представитель администрации Кизеловского муниципального района Новикова О.Н. иск не признала, указав, что 04.12.2018 года Федосеев В.А. обратился в Администрацию Кизеловского муниципального района с заявлением о восстановлении срока для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда и включении в этот список детей-сирот. 07.12.2018 года протоколом заседания комиссии истцу было отказано в включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения. Истец достиг возраста 18 лет в 1999 году, в 2004 году Федосееву В.А. исполнилось 23 года. В силу статьи 1 Федерального Закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты- это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель ; дети, оставшиеся без попечения родителей ; лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей, лишением их родительских прав, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Анализ правовых норм, регулирующих вопросы предоставления жилья лицам из числа детей-сирот и лицам, оставшимся без попечения родителей, позволяет сделать вывод о том, что для предоставления жилья необходимо наличие нескольких условий, главным и определяющим из которых является наличие у лица определенного статуса : статуса ребенка-сироты или лица из их числа. Федосеевым В.А. данный статус утрачен. Каких-либо доказательств того, что истец обращался в установленном законом порядке за предоставлением жилого помещения до достижения возраста 23-х лет не представлено. Уважительных причин пропуска срока для обращения с данным заявлением истцом не представлено.
Третье лицо по делу - представитель Территориального Управления Министерства социального развития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам Шкарлова О.П. исковые требования Федосеева В.А. не поддержала, пояснив, что оснований для включения истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обеспечиваются жилыми помещениями специализированного муниципального жилищного фонда не имеется. Федосеев В.А. утратил статус лица, оставшегося без попечения родителей, в 2004 году ему исполнилось 23 года, до 23 лет истец с заявлением о включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, обеспечивающихся жилыми помещениями специализированного жилищного фонда не обращался. Является дееспособным, дееспособности никогда не лишался, умеет писать, читать, пользуется компьютером, общается в социальных сетях. Тем самым Федосеев В.А. имел возможность обратиться с заявлением о включении его в список, защищать свои права на получение жилого помещения специализированного муниципального жилищного фонда.
Третье лицо по делу на стороне истца- представитель Коспашского филиала Краевого Государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания населения « Губахинский психоневрологический интернат» Замалетдинова С.Ю. поддержала требования Федосеева В.А., пояснила, что истец является клиентом Коспашского филиала КГАСУ СОН « Губахинский ПНИ», получателем социальных услуг по договору предоставления социальных услуг от 27.12.2017 года. По обращению Федосеева В.А. в Министерство социального развития Пермского края с заявлением о предоставлении ему жилья как лицу из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, Г. психоневрологическому интернату было дано указание оказать Федосееву В.А. содействие в составлении искового заявления в суд о восстановлении его жилищных прав. Истцу было оказано содействие в подготовке заявления в суд, обращения с заявлением в Администрацию Кизеловского муниципального района. О включении Федосеева В.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обеспечиваются жилыми помещениями специализированного муниципального жилищного фонда Администрацией Кизеловского муниципального района Федосееву В.А. было отказано. Истец вполне социально адаптирован, сам себя обслуживает, может проживать самостоятельно в отдельном жилом помещении, является инвалидом 2 группы по психическому заболеванию, является дееспособным. Истец обращался с заявлением о предоставлении ему жилья в администрацию Кизеловского городского поселения, собрал все необходимые документы, но в предоставлении ему жилья было отказано, рекомендовано обратиться в Администрацию Центрально-Коспашского сельского поселения по месту нахождения Коспашского филиала Губахинского ПНИ. Однако, Федосеев В.А. отказался от обращения, поскольку жилое помещение в поселении он получать не желает, намерен получить жилье в городе. На протяжении 2015 года -2016 года истец неоднократно обращался в разные органы, депутатам с заявлениями о предоставлении ему жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагающего необходимым отказать истцу в удовлетворении иска, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 7 Конституции РФ -Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно положений статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2015 года № 774-О конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления. При этом законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства".
Согласно пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На основании статьи 3 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ действие указанной нормы утратило силу с 1 января 2013 года.
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации ( в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Статьей 1 Федерального Закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. определено понятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе предоставление жилья по договорам специализированного найма. Так, согласно этой норме, к такой категории относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации ( пункт 8).
Согласно части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 10.052017 года № 88-ПК « О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилого фонда для детей-сирот ; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям –сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.
Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 года № 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:
1.2. При наличии условий, содержащихся в части 2 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка и включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденный главой местной администрации муниципального района (городского округа) Пермского края в соответствии с частью 6 статьи 6 Закона № 1939-419, однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения), по договорам найма специализированных жилых помещений.
1.3. Жилые помещения предоставляются органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края.
1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона № 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:
жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 и не более 33 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров;
жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации;
жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа).
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании Федосеев В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения являлся лицом, оставшимся без попечения родителей, в ДД.ММ.ГГГГ года был доставлен в Соликамскую детскую больницу работниками Инспекции по делам несовершеннолетних, местонахождение его матери Федосеевой В. М. не установлено, отца нет. Решением Исполнительного комитета Соликамского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ Федосеев В.А. был направлен в Дом ребенка ( л.д. 8, 14, 15).
Согласно сведениям из личного дела ( л.д. 75) Федосеев В.А. из Соликамского детского Дома ребенка в 1984 году был направлен в Горнозаводской детский дом ( путевка № от 20.09.1984 года). В 1987 году переведен в Гремячинский детский дом ( путевка № от августа 1987 года), затем переведен в Осинский детский дом на основании приказа Комитета социальной защиты населения администрации Пермской области № от 20.11.1996 года. В 1996 году Федосеев В.А. переведен в Кизеловский психоневрологический интернат. На основании приказа от 29.11.2004 года № Департамента социального развития Пермского края Федосеев В.А. был переведен в Новоильинский реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью. 12.05.2005 года на основании приказа Департамента социального развития Пермского края от 27.04.2005 года № переведен в Лысьвенский психоневрологический интернат. 26.09.2005 года на основании приказа Департамента социального развития Пермского края от 30.08.2005 года № Федосеев переведен в Кизеловский психоневрологический интернат. В настоящее время Федосеев проживает в Коспашском филиале КГАСУ СОН « Губахинское ПНИ».
С 16.06.1997 года Федосееву В.А. установлена вторая группа инвалидности, заболевание с детства, бессрочно, без очередного переосвидетельствования ( л.д.13), является дееспособным, из акта амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы № от 24.04.2002 года, проведенной в рамках гражданского дела по иску Кизеловского КПН о признании Федосеева В.А. недееспособным, следует, что у Федосеева В.А. имеется олигофрения ( врожденное умственное недоразвитие) степени умеренно выраженной дебильности. По своему психическому состоянию он может понимать значение своих действий и руководить ими ( л.д.117).
На основании договора предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания от 27.12.2017 года ( л.д. 10-11) Федосеев В.А. проживает в Коспашском филиале КГАСУ СОН « Губахинское ПНИ» по адресу: <адрес>, по данному адресу имеет регистрацию. Данных о наличии у него жилых помещений на праве собственности, по договору найма, либо по иному основанию не имеется ( л.д. 12).
Из материалов дела также видно, что истец до 2018 года в установленном порядке с заявлением о включении в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготной категории детей-сирот в уполномоченный орган не обращался. Его обращение в компетентный орган по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет, материалы дела не содержат.
Впервые Федосеев В.А. обратился в Администрацию Кизеловского муниципального района с заявлением о восстановлении срока для обращения с заявлением о включении в Список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые обеспечиваются жилыми помещениями специализированного муниципального жилищного фонда и включении в данный список детей-сирот 04.12.2018 года. На момент данного обращения истцу исполнилось 37 лет, тогда как возраста 18 лет Федосеев В.А. достиг в 1999 году ( л.д. 41).
Протоколом № заседания комиссии по реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа на жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда Администрации Кизеловского муниципального района от 07.12.2018 года в удовлетворении заявления Федосеева В.А. о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей было отказано ( л.д. 110).
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения предъявленных исковых требований истца, у суда не имеется.
Статьей 1 Федерального Закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года определено понятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе предоставление жилья по договорам специализированного найма. Так, согласно этой норме, к такой категории относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", главным и определяющим из которых является наличие у лица определенного статуса : статуса ребенка – сироты или лица из их числа.
Правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.
При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Право на внеочередное обеспечение жилой площадью сохраняется за названными лицами до достижения ими указанного возраста, то есть именно в пределах указанного временного срока они должны поставить вопрос о предоставлении им соответствующей меры социальной поддержки.
В силу положений Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом указанное право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом, в том числе по обеспечению жилым помещением.
Нормы гражданского законодательства предусматривают общие для всех граждан Российской Федерации правила приобретения дееспособности, согласно которым способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с наступлением его совершеннолетия, то есть по достижении 18 лет ( статья 21 Гражданского кодекса РФ).
Федосеевым В.А. указанный статус ребенка, оставшегося без попечения родителей был утрачен, поскольку он до исполнения им 23 лет в орган местного самоуправления по вопросу включения в Список детей- сирот, оставшихся без попечения родителей не обращался, на момент обращения с таким заявлением достиг возраста 37 лет, доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших его обращению в компетентный орган по вопросу поставки на учет до достижения возраста 23 лет в материалы дела не представил.
С момента достижения совершеннолетия истец не был лишен возможности самостоятельно реализовать свои права и обратиться в установленном законом порядке в уполномоченный орган по вопросу постановки его на учет для получения жилья.
Из смысла указанных положений закона следует, что обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает с момента обращения указанных лиц с заявлением о предоставлении жилого помещения, которое должно иметь место до достижения ими возраста 23 лет.
Ссылки истца на то, что именно на детские учреждения, в которых он содержался и находился на государственном обеспечении и на психоневрологические интернаты преимущественно возложена обязанность и ответственность по включении детей, оставшихся без попечения родителей, в список лиц, имеющих льготы на предоставление им жилья, основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку истец является дееспособным, дееспособности никогда не лишался, с учетом его социальной адаптации и практических навыков имел возможность защищать свои жилищные права, однако до 2018 года данное право реализовать должным образом не пытался. По мнению суда, незнание истцом законодательства в сфере жилищных прав не является уважительной причиной для их неиспользования. Кроме того, в судебном заседании было установлено, что в 2007 году истец был осведомлен о принятии пилотной программы по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. В 2015 году истцу было известно о том, что дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями, что подтверждается представленными в судебное заседание обращениями истца, но в уполномоченный орган истец обратился только в 2018 году.
Таким образом, доводы истца в части отсутствия информирования его о праве на обеспечение жилым помещением, не могут быть приняты во внимание, поскольку такая обязанность у государственного органа отсутствует.
Доказательств уважительности и исключительности причин, препятствовавших истцу обратиться в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период возраста с 18 до 23 лет, суду не представлено и материалы дела не содержат.
Таким образом, поскольку Федосеев В.А. не подпадает под категорию лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на него не могут распространяться гарантии, предусмотренные для указанной категории лиц, в том числе и право на внеочередное предоставление жилого помещения. Поэтому в иске Федосееву В.А. о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в предоставлении благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений во внеочередном порядке следует отказать.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Федосееву В. А. к Администрации Кизеловского муниципального района о восстановлении срока для подачи заявления о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на предоставление жилого помещения, возложении обязанности включить в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на предоставление жилого помещения и предоставить жилое помещение муниципального специализированного фонда по договору найма во внеочередном порядке отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий :
Судья: Н.Н. Рылова
Мотивированное решение изготовлено судом 28 декабря 2018 года в 15.00 час.