ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 33а-14900/2021
по делу № 2а-236/2021
23 августа 2021 года г.Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Сафина Ф.Ф.
судей Искандарова А.Ф.
Портновой Л.В.
с участием прокурора Галиева Р.Р.
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Искужиной Г.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Карго Сторидж Транспортэйшн» к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан о признании недействующим постановления главы Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан «Об утверждении проекта планировки адрес промзоны с прилегающими к ней территориями в адрес» за №... от дата, в части утверждения красных линий в пределах земельного участка с кадастровым номером №...
по апелляционной жалобе ООО «Карго Сторидж Транспортэйшн» и апелляционному представлению прокурора Калининского района г.Уфы Республики Башкортостан на решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 19 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портновой Л.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ООО «Карго Сторидж Транспортэйшн» обратилось в суд административным иском к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан о признании недействующим постановления главы Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан «Об утверждении проекта планировки адрес» за №... от дата, в части утверждения красных линий в пределах земельного участка с кадастровым номером №...,указывая на то, что ООО «Карго Сторидж Транспортэйщн» (далее Общество) является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: адрес, улица адрес:
Наименование объекта, литер Кадастровый номер объекта
1. Нежилое здание, литер Б №...
2. Нежилое здание №...
3. Нежилое здание №...
4. Нежилое здание №...
5. Блок горячих цехов №...
6. Нежилое здание №...
Указанные нежилые помещения расположены на земельном участке площадью 18 177 кв.м., кадастровый №..., который находится у Общества в аренде на основании Договора аренды земельного участка №... от дата.
Согласно п. 1.1. Договора аренды разрешенное использование земельного участка (по ЕГРН): Для эксплуатации административных и производственно-складских помещений, целевое (функциональное): для эксплуатации административных и производственно-складских помещений.
В соответствии с п. 2.2. договора аренды границы, зоны и другие сведения и характеристики, ограничения использования, обременения участка, установленные до заключения Договора, указаны в кадастровом паспорте (кадастровых сведениях, распечатанных с электронного документа) участка и сохраняются вплоть до их прекращения в порядке, установленным действующим законодательством.
Согласно кадастрового паспорта земельного участка, являющего приложением к Договору аренды, установлено его разрешенное использование: для эксплуатации административных и производственно-складских помещений.
Общество 28.12.2018 обратилось в Администрацию городского округа г.Уфы с заявлением о приобретении прав на указанный земельный участок.
Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа письмом №... от 23.01.2019 отказал Обществу на том основании, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий.
Красные линии, проходящие по земельному участку с кадастровым номером №... и по объектам недвижимости, расположенным на указанном земельном участке и принадлежащие административному истцу на праве собственности, предусмотрены в составе проекта планировки территории адрес, утвержденного постановлением главы Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан «Об утверждении проекта планировки адрес» №... от дата. Чертеж проекта планировки территории с отображением красных линий, линий регулирования застройки, осей улиц, линий дорог и проездов содержится в Приложении №... к постановлению. Постановление опубликовано в газете «Вечерняя Уфа» №... (№...) от дата.
В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ.
Общество считает, что красные линии, проходящие по земельному участку с кадастровым номером №... и по объектам недвижимости, расположенным на указанном земельном участке и принадлежащие административному истцу на праве собственности, предусмотренные Постановлением, утверждены с нарушением установленного действующим законодательством РФ порядка и в связи с этим нарушено право административного истца на выкуп арендуемого земельного участка.
По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30).
Данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий.
Согласно п. 19 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 4 от 15.11.2017 при рассмотрении спора о предоставлении арендуемого участка в собственность необходимо установить, входит ли спорный земельный участок в границы планируемого размещения автодороги и красных линий в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документации по планировке территории, в первую очередь, согласно генерального плана.
Административный истец, ссылаясь на ст. 23 Градостроительного кодекса РФ, указывает, что генеральный план содержит карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа.
Считает, что принятие и утверждение проекта планировки территории уполномоченным органом возможно только в соответствии с утвержденным генеральным планом г. Уфы.
Действующая редакция генерального плана г. Уфы утверждена решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан № 14/4 от 04.08.2006 «Об утверждении корректировки генерального плана города Уфы Республики Башкортостан».
В фрагменте генерального плана г.Уфы, полученного в Главархитектуре г. Уфы, видно, что строительство на спорном земельном участке линейных объектов (дороги), да и в принципе каких-либо объектов, не запланировано.
Ни существующая, ни планируемая дорожная сеть, отмеченная белым цветом, согласно генерального плана г. Уфы никак не пересекает и не соприкасается с границами земельного участка с кадастровым номером №....
Согласно ответа Главархитектуры адрес №... от дата в генеральном плане адрес, представленном в материалы дела, существующие и планируемые улицы в условных обозначениях отображены белым цветом. Отсутствие в генеральном плане адрес в пределах земельного участка с кадастровым номером №... условных обозначений белого цвета позволяет сделать однозначный вывод, что ни расширения существующей, ни строительства новой автомобильной дороги в пределах указанного земельного участка генеральным планом адрес не предусмотрено.
При сопоставлении данных, содержащихся в генеральном плане адрес и проекте планировки Лихачевской промзоны очевидно, что указанные документы противоречат друг другу в части указания информации о планируемом строительстве линейного объекта (дороги) на земельном участке с кадастровым номером №.... При этом, исходя из принципа первичности генерального плана, судебной практикой выработан однозначный подход, согласно которому документы по планировке территории разрабатываются на основе положений генерального плана и правил землепользования и застройки муниципальных образований (поселений) и не могут им противоречить.
Исходя из принципа первичности генерального плана, заложенного в нормах, регулирующих процесс территориального планирования, установление красных линий в обоснование планируемого строительства линейного объекта (дороги) при отсутствии указанного линейного объекта в генеральном плане, является произвольным, не соответствует установленному порядку принятия красных линий и противоречит генеральному плану.
Администрацией городского округа адрес Республики Башкортостан дата принято Постановление №... «Об утверждении комплексных схем организации дорожного движения городского округа адрес Республики Башкортостан».
Данным постановлением утверждены комплексные схемы организации дорожного движения (КСОДД) городского округа адрес Республики Башкортостан на срок до 2038 года. Согласно постановлению, объектом проектирования при разработке КСОДД является дорожное движение, осуществляемое на улично-дорожной сети города. КСОДД представляет собой совокупность дорожно-строительных, инженернопланировочных и организационно-регулировочных мероприятий, позволяющих оптимально распределять транспортные потоки по магистралям города. В процессе разработки КСОДД осуществляется построение экономически целесообразного плана развития уличнодорожной сети и ОДД в рамках общей концепции Генерального плана и с учетом реальных возможностей его реализации. Приложением 1.10 к указанному постановлению в графическом виде разработаны капиталоемкие мероприятия с горизонтом планирования на 2021 год, 2023 год, 2028 год, 2038 год. Как следует из приложения 1.10, строительства новой дороги в пределах земельного участка с кадастровым номером №... не предусмотрено.
Согласно п. 4 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Законодатель установил определенную иерархию градостроительных документов:
1) генеральный план - документ территориального планирования, определяющий стратегию развития города;
2) правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;
3) документация по планировке территории.
Административный истец считает, что в связи с отсутствием в генеральном плане адрес и Постановлении №... «Об утверждении комплексных схем организации дорожного движения городского округа адрес Республики Башкортостан» информации о планируемом строительстве автомобильной дороги в пределах земельного участка с кадастровым номером №..., ссылка государственного органа на красные линии противоречит действующему законодательству и нарушает права Общества на выкуп земельного участка без проведения аукциона.
На основании вышеизложенного административный истец просит суд:
- признать недействующим с момента принятия постановление главы Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан «Об утверждении проекта планировки адрес» №... от дата, в части утверждения красных линий в пределах земельного участка с кадастровым номером №....
Решением Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 19 января 2021 года постановлено:
В удовлетворении административного искового заявления ООО «Карго Сторидж Транспортэйшн» к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан о признании недействующим постановления главы Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан «Об утверждении проекта планировки адрес» за №... от дата, в части утверждения красных линий в пределах земельного участка с кадастровым номером №...- отказать.
В апелляционной жалобе директор ООО «Карго Сторидж Транспортэйшн» просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении требований, указывая в обосновании доводов о том, что проект Лихачевской промзоны не соответствует генеральному плану адрес в части утверждения красных линий в пределах земельного участка с кадастровым номером №.... Указанное несоответствие подтверждается следующими обстоятельствами.
Согласно ответа Главархитектуры адрес №... от дата в генеральном плане адрес, представленном в материалы дела, существующие и планируемые улицы в условных обозначениях отображены белым цветом.
Из цветного фрагмента генерального плана г. Уфы, полученного в Главархитектуре г. Уфы, очевидно, что строительство на спорном земельном участке линейных объектов (дороги), да и в принципе каких-либо объектов, не запланировано. Ни существующая, ни планируемая дорожная сеть, отмеченная белым цветом, согласно генерального плана г. Уфы никак не пересекает и не соприкасается с границами земельного участка с кадастровым номером №....
Отсутствие в генеральном плане адрес в пределах земельного участка с кадастровым номером №... условных обозначений белого цвета позволяет сделать однозначный вывод, что ни расширения существующей, ни строительства новой автомобильной дороги в пределах указанного земельного участка генеральным планом адрес не предусмотрено.
При сопоставлении данных, содержащихся в генеральном плане адрес и проекте планировки Лихачевской промзоны очевидно, что указанные документы противоречат друг другу в части указания информации о планируемом строительстве линейного объекта (дороги) на земельном участке с кадастровым номером №....
При этом, исходя из принципа первичности генерального плана, заложенного в нормах Градостроительного кодекса РФ, судебной практикой выработан однозначный подход, согласно которому документы по планировке территории, а именно проекты планировки территории, разрабатываются на основе положений генерального плана и правил землепользования и застройки муниципальных образований (поселений) и не могут им противоречить.
Кроме того, как следует из свидетельств о государственной регистрации права на объекты недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №..., право собственности на указанные объекты недвижимости возникло у Общества дата на основании договора купли-продажи № б/н от дата, то есть до утверждения проекта адрес в 2011 году.
Податель жалобы также указал, что Администрацией городского округа адрес Республики Башкортостан дата принято Постановление №... «Об утверждении комплексных схем организации дорожного движения городского округа адрес Республики Башкортостан». Данным постановлением утверждены комплексные схемы организации дорожного движения (КСОДД) городского округа адрес Республики Башкортостан на срок до 2038 года.
Согласно постановлению, объектом проектирования при разработке КСОДД является дорожное движение, осуществляемое на улично-дорожной сети города. КСОДД представляет собой совокупность дорожно-строительных, инженернопланировочных и организационно-регулировочных мероприятий, позволяющих оптимально распределять транспортные потоки по магистралям города. В процессе разработки КСОДД осуществляется построение экономически целесообразного плана развития улично-дорожной сети и ОДД в рамках общей концепции Генерального плана и с учетом реальных возможностей его реализации.
Приложением 1.10 к указанному постановлению в графическом виде разработаны капиталоемкие мероприятия с горизонтом планирования на 2021 год, 2023 год, 2028 год, 2038 год. Как следует из приложения 1.10, строительства новой дороги в пределах земельного участка с кадастровым номером №... не предусмотрено.
В апелляционном представлении прокурор адрес Республики Башкортостан просит решение отменить, указывая в обосновании доводов жалобы о том, что согласно пункту 4 статьи 213 КАС РФ административное дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается с участием прокурора.
Калининским районным судом адрес прокурор адрес не извещен о времени и дате рассмотрения административного дела.
В дополнении к апелляционному представлению прокурор адрес Республики Башкортостан просит решение Калининского районного суда адрес от дата об отказе в удовлетворении административного искового заявления ООО «Карго Сторидж Транспортэйшн» к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан о признании недействующим постановления главы Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан «Об утверждении проекта планировки адрес» за №... от дата, в части утверждения красных линий в пределах земельного участка с кадастровым номером №...- отменить.
Принять по делу новое решение, которым:
Признать не действующим с даты вступления в законную силу апелляционного определения постановление главы Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан «Об утверждении проекта планировки адрес» за №... от 08 августа 2011 года, в части утверждения красных линий в пределах земельного участка с кадастровым номером №...
В обосновании доводов указал, что оспариваемый акт не содержит сведений о решении вопроса об изъятии земельного участка.
Также в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что в отношении оспариваемого проекта планировки территории проводилась процедура согласования с органом местного самоуправления, уполномоченным на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в порядке, предусмотренном частью 12.4 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Право собственности у ООО «Карго Сторидж Транспортэйшн» на объекты недвижимости возникло дата на основании договора купли-продажи № б\н от дата, до утверждения проекта адрес в 2011г.
Кроме того, как следует из ответа ГУ архитектуры и градостроительства адрес №.../Т от дата, цветного фрагмента генерального плана адрес согласно генерального плана адрес, планируемая дорожная сеть не пересекается и не соприкасается с границами земельного участка с кадастровым номером №....
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя ООО «Карго Сторидж Транспортэйшн» - Бакулина Д.А., поддержавшего доводы жалобы, представителя Прокуратуры Республики башкортостан Галиева Р.Р., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации ГО г.Кфа Республики Башкортостан – Московскую Н.Л., полагавшую решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом первой инстанции установлено, что ООО «Карго Сторидж Транспортэйшн» (далее Общество) является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: адрес:
Наименование объекта, литер Кадастровый номер объекта
1. Нежилое здание, литер Б №...
2. Нежилое здание №...
3. Нежилое здание №...
4. Нежилое здание №...
5. Блок горячих цехов №...
6. Нежилое здание №...
Указанные нежилые помещения расположены на земельном участке площадью 18 177 кв.м., кадастровый №..., который находится у Общества в аренде на основании Договора аренды земельного участка №... от дата.
Согласно п. 1.1. Договора аренды разрешенное использование земельного участка: Для эксплуатации административных и производственно-складских помещений, целевое (функциональное): для эксплуатации административных и производственно-складских помещений.
В соответствии с п. 2.2. договора аренды границы, зоны и другие сведения и характеристики, ограничения использования, обременения Участка, установленные до заключения Договора, указаны в кадастровом паспорте (кадастровых сведениях, распечатанных с электронного документа) Участка и сохраняются вплоть до их прекращения в порядке, установленным действующим законодательством.
Согласно кадастрового паспорта земельного участка, являющего приложением к Договору аренды, его разрешенное использование: для эксплуатации административных и производственно-складских помещений.
28.12.2018 г. Общество обратилось в Администрацию ГО г. Уфы заявлением о приобретении прав на указанный земельный участок.
Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа письмом №... от дата отказал Обществу на том основании, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий.
Красные линии, проходящие по земельному участку с кадастровым номером №... и по объектам недвижимости, расположенным на указанном земельном участке и принадлежащие административному истцу на праве собственности, предусмотрены в составе проекта планировки территории адрес, утвержденного постановлением главы Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан «Об утверждении проекта планировки адрес» №... от дата. Чертеж проекта планировки территории с отображением красных линий, линий регулирования застройки, осей улиц, линий дорог и проездов содержится в Приложении №... к постановлению. Постановление опубликовано в газете «Вечерняя Уфа» №... (№...) от дата.
Разрешая требования, суд первой инстанции исходил из того, что дата был составлен и подписан протокол публичных слушаний планировки территории адрес.
Согласно результатов публичных слушаний, проведенных по проекту планировки территории адрес с прилегающими к ней территориями в Октябрьском, Калининском, адресх городского округа адрес Республики Башкортостан от 13.07.2011г. Совету ГО адрес РБ было рекомендовано признать публичные слушания по вышеуказанному проекту планировки состоявшимися и результат слушаний был признан положительным.
В соответствии с данной документацией по планировке территории, земельный участок с кадастровым номером №... располагается в границах красных линий проектируемой улицы.
Постановлением главы Администрации ГО адрес РБ №... от дата утвержден проект планировки адрес
Руководствуясь п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 1, 9, 25, 26, 41, 41.1, 42, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что оснований для отклонения проекта планировки указанной выше территории у органа местного самоуправления не имелось, процедура утверждения проекта планировки территории не нарушена, на момент регистрации права за Обществом объектов недвижимости на спорном участке генеральный план городского округа г.Уфа Республики Башкортостан и оспариваемый проект планировки с красными линиями действовали, противоречий между этими документами не усматривается.
Кроме того, факт утверждения красных линий не придает участку статус участка общего пользования, а только лишь ограничивает территорию, которая может стать таковой в перспективе. Утвержденные красные линии отражают только планирование территории и не лишают административного истца полномочий владельца земельного участка, с учетом, установленных в соответствии с законодательством ограничений в пользовании.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя.
Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и должен выяснять обстоятельства, указанные в части 8 данной статьи, в полном объеме. Оспариваемый акт или его часть подлежат проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в административном исковом заявлении, заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частями 8, 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 изложенной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
согласно положениям частей 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
На основании пунктов 8 и 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и части 20 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории отнесено к вопросам местного значения и оформляется путем принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области градостроительной деятельности.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Согласно пунктам 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности, и она не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации.
Как следует из содержания частей 1 и 9 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства и является основой для разработки проектов межевания территорий.
Таким образом, установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. Если же установленная красная линия обозначает планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, должно быть обоснование необходимости строительства указанных объектов на территории, занятой объектами недвижимости.
Вместе с тем, проект планировки территории в оспариваемой части указанным требованиям не соответствует, обоснование красной линии отсутствует.
Кроме того, Судебная коллегия находит заслуживающим внимание доводы апелляционной жалобы о том, что из действующей редакции генерального плана адрес, утвержденного решением Совета городского округа адрес Республики Башкортостан №... от дата «Об утверждении корректировки генерального плана адрес Республики Башкортостан», усматривается, что строительство на спорном земельном участке линейных объектов (дороги) и каких-либо объектов, не запланировано.
Ни существующая, ни планируемая дорожная сеть, согласно генеральному плану адрес, не пересекает и не соприкасается с границами земельного участка с кадастровым номером №...
Судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований ООО «Карго Сторидж Транспортэйшн» о признании недействующим постановления главы Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан «Об утверждении проекта планировки адрес» за №... от дата, в части утверждения красных линий в пределах земельного участка с кадастровым номером №....
При таких обстоятельствах, решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 19 января 2021 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 19 января 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административные исковые требования ООО «Карго Сторидж Транспортэйшн» удовлетворить.
Признать не действующим с даты вступления в законную силу апелляционного определения Верховного суда Республики Башкортостан от дата постановление главы Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан «Об утверждении проекта планировки адрес» за №... от дата, в части утверждения красных линий в пределах земельного участка с кадастровым номером №....
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Сафин Ф.Ф.
Судьи Искандаров А.Ф.
Портнова Л.В.
Справка: судья Сарварова Т.К.