Дело № 2а-820/2021
УИД: 21RS0016-01-2021-000815-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2021 года п. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Бойправ В.Г.,
при секретаре судебного заседания Прокопьевой А.А.,
с участием помощника прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Бородиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии к Никифорову А.Ю. об установлении административного надзора,
у с т а н о в и л:
Начальник Федерального казенного учреждения Исправительная колония №6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии (далее ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии) обратился в суд с административным исковым заявлением к Никифорову А.Ю., в котором просит установить в отношении последнего административный надзор на срок 3 года с административными ограничениями в виде: обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня; запрета выезда за пределы территориального муниципального образования по месту регистрации без согласия государственного органа, осуществляющего надзор; запрета пребывания в заведениях, где реализуется алкогольная продукция.
В обоснование заявленного требования административным истцом указано, что освобождаемый из мест лишения свободы ФИО1 в период нахождения под административным надзором совершил преступление, за которое осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, в связи с чем, в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» за административным ответчиком Никифоровым А.Ю. должен быть установлен административный надзор и указанные административные ограничения.
В судебное заседание представитель административного истца ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии, извещенный о времени, дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представлено заявление, в котором содержится просьба о рассмотрении дела без участия представителя, административное исковое заявление поддерживают в полном объеме.
Административный ответчик Никифоров А.Ю. о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, административное исковое заявление не признает.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии с ч. 4 ст. 272 КАС Российской Федерации.
Участвующий в деле прокурор в заключении по делу указал, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.
Изучив представленные материалы, личное дело осужденного Никифорова А.Ю., выслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Исходя из положений ст. 3 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;
4) двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст.231, ч. 1 ст. 234.1 УК РФ.
Административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:
1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 настоящей статьи);
2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;
3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного п.«л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «з» ч. 2 ст. 117, ч. 4 ст. 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), ст.ст. 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 УК РФ;
4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 настоящей статьи).
Как следует из материалов дела, решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 29 октября 2019 года в отношении Никифорова А.Ю. в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» был установлен административный надзор на срок 3 года с административными ограничениями: 2 раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрета пребывание в местах розлива спиртных напитков; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин. следующего дня.
09 января 2020 года Никифоров А.Ю. освобожден из мест лишения свободы по отбытии наказания.
В период нахождения под административным надзором Никифоров А.Ю. 10 сентября 2020 года осужден Московским районным судом г. Чебоксары Чувашской Республики по ч.1 ст. 314.1 УК РФ к 4 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Он же, Никифоров А.Ю., 09 октября 2020 года осужден Московским районным суд г. Чебоксары Чувашской Республики по ст.158.1, ст. 158.1 УК РФ с применением ч.2 и ч.5 ст. 69 УК РФ к 10 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания в виде лишения свободы, назначенного Никифорову А.Ю. истекает 02 июля 2021 года.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» осуждение поднадзорного лица Никифорова А.Ю. к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания послужило основанием для прекращения административного надзора, установленного в отношении последнего решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 29 октября 2019 года.
Таким образом, Никифоров А.Ю. является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы и имеющим непогашенную судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступлений, за которые осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, то есть относится к числу лиц, в отношении которых в силу п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» должен быть установлен административный надзор.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п.3) и ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с положениями ст. 15 УК РФ преступления, предусмотренное ч.1 ст. 314.1, ст. 158.1 УК РФ относятся к категории преступлений небольшой тяжести, судимость по которым погашается в соответствии с п. «в» ч. 3 ст. 86 УК РФ по истечении трех лет после отбытия наказания.
При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в деле доказательства, с учетом изложенных выше положений Федерального закона об административном надзоре, суд приходит к выводу о наличии оснований для установления административного надзора в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Никифорова А.Ю., имеющего непогашенную и неснятую судимость за совершение преступлений при рецидиве преступлений, на срок 3 года, исчисляемый со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии со ст. 273 КАС Российской Федерации суд принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает административные ограничения.
Решая вопрос об установлении Никифорову А.Ю. конкретного административного ограничения, суд приходит к следующему.
Часть 1 ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории является обязательными (п.п. 1, 3 ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Из содержания п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 г. N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» следует, что в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
В случае запрещения лицу пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо местом пребывания, в определенное время суток необходимо учитывать, что иным помещением, являющимся местом жительства либо местом пребывания лица, может являться помещение, не отвечающее требованиям, предъявляемым законодательством к жилым, избранное данным лицом для постоянного проживания, пригодное для использования в указанных целях и (или) по адресу которого лицо подлежит постановке на учет в органах внутренних дел (пункты 2 и 3 части 1 статьи 11, пункт 2 части 1 статьи 12 Закона об административном надзоре).
В связи с этим суд не вправе запретить лицу пребывать в определенное время суток вне помещения, не отвечающего указанным требованиям.
Как следует из характеристики, представленной на осужденного администрацией исправительного учреждения, осужденный Никифоров А.Ю. характеризуется отрицательно. Отбывает срок уголовного наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии с 17 ноября 2020 года. После прохождения карантинных мероприятий был распределен в отряд № 7. Трудоустроен. Режим отбывания наказания и правила внутреннего распорядка соблюдает не всегда. За время отбывания наказания поощрений нет, имеет 16 взысканий, которые не сняты и не погашены. Дружеские отношения ни с кем из осужденных не поддерживает. Из индивидуально-профилактических бесед должных выводов для себя не делает. С представителями администрации учреждения не всегда ведет себя спокойно. Связь с родными и близкими не поддерживает, но социально-полезные связи не утеряны. Вину в совершенных преступлениях в суде признал, в содеянном раскаивается. Исполнительных листов не имеет.
Согласно выводу психологической характеристики, осужденный Никифоров А.Ю. нуждается в дополнительной индивидуально-воспитательной и психологической работе по формированию адаптивных форм поведения.
Руководствуясь целями и задачами Федерального закона от 6 апреля 2011г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», принимая во внимание обстоятельства, характер и тяжесть совершенных Никифоровым А.Ю. преступлений, в условиях рецидива, имеющиеся сведения, характеризующие административного ответчика, его поведения, как до совершения преступления, так и в период отбывания наказания, а именно отрицательно характеризующегося администрацией учреждения по месту отбывания наказания, суд считает необходимым установить в отношении Никифорова А.Ю. административный надзор на срок 3 (три) года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 09 октября 2020 года, поскольку срок административного надзора в настоящем случае, согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», исчисляется со дня постановки поднадзорного лица на учет в орган внутренних дел по избранному им месту жительства, пребывания или фактического нахождения, с установлением административных ограничений в виде: обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения один раз в месяц для регистрации; запрета выезда за пределы территории субъекта Российской Федерации, избранного поднадзорным лицом для постоянного проживания, пребывания или фактического нахождения, - Чувашской Республики.
Принимая во внимание то, что административный ответчик Никифоров А.Ю. не имеет места жительства после освобождения из мест лишения свободы (в расписке административным ответчиком Никифоровым А.Ю. указано, что не имеет постоянного места жительства и места регистрации), установление в отношении него административного ограничения в виде запрета выезда за пределы территории субъекта Российской Федерации, избранного поднадзорным лицом для постоянного проживания, пребывания или фактического нахождения, - Чувашской Республики, является целесообразным. Отсутствие у административного ответчика Никифорова А.Ю. места жительства и регистрации в настоящее время не может влиять на выводы суда о необходимости установления в отношении него административного надзора, поскольку в отношении Никифорова А.Ю. меры административного воздействия в силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» подлежат применению в безусловном порядке.
Вместе с тем, суд считает необходимым отказать заявителю в удовлетворении требования об установлении в отношении Никифорова А.Ю. административных ограничений в виде: запрета пребывания в заведениях, где реализуется алкогольная продукция; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица в ночное время суток с 22 часов до 06 часов утра следующего дня, поскольку необходимости установления поднадзорному лицу данных ограничений из представленных суду материалов не усматривается.
Выбранные административные ограничения направлены на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступления, а также оказание воспитательного воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения. Назначенные административные ограничения не ограничивают право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи. Кроме того, ст. 12 Федерального закона предусмотрен механизм исполнения избранных Никифорову А.Ю. ограничений, в том числе при решении вопросов о его трудоустройстве.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного закона преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Из смысла вышеприведенной нормы следует, что административный надзор является мерой социального контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, имеющей цель, в том числе, предупреждение рецидивной преступности, что не должно расцениваться как ухудшение положения таких лиц.
При этом суд разъясняет, что установленные административные ограничения является временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы. В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» поднадзорное лицо в течение срока административного надзора имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
При этом суд считает необходимым отметить, что в силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в течение срока административного надзора с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица на основании заявления органа внутренних дел суд может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
В то же время, согласно ч. 2 ст. 9 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
Таким образом, при выполнении установленных законом условий Никифоров А.Ю. вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии к Никифорову А.Ю., освобождаемому из мест лишения свободы, об установлении административного надзора удовлетворить частично.
Установить в отношении Никифорова А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, административный надзор на срок 3 (три) года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 09 октября 2020 года.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В период административного надзора установить Никифорову А.Ю. административные ограничения в виде:
- обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения 1 (один) раз в месяц для регистрации;
- запрета выезда за пределы территории субъекта Российской Федерации, избранного поднадзорным лицом для постоянного проживания, пребывания или фактического нахождения, - Чувашской Республики.
В удовлетворении административного искового заявления в части установления Никифорову А.Ю. административных ограничений в виде: запрета пребывания в заведениях, где реализуется алкогольная продукция; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица в ночное время суток с 22 часов до 06 часов утра следующего дня, отказать.
Разъяснить Никифорову А.Ю., что несоблюдение административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, и невыполнение обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ст. 19.24 КоАП РФ.
Предупредить Никифорову А.Ю., в случае неприбытия без уважительных причин при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление места жительства, пребывания или фактического нахождения, совершенные в целях уклонения от административного надзора влечет уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия судом решения через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 28 апреля 2021 года.
Председательствующий: судья В.Г. Бойправ