33-1251/2024
УИД 69RS0040-02-2023-003135-06
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 апреля 2024 года г. Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Солдатовой Ю.Ю.,
судей Климовой К.В., Кубаревой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Салахутдиновой К.А.,
по докладу судьи Солдатовой Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению Удомельского межрайонного прокурора Тверской области на решение Центрального районного суда г. Твери от 21 ноября 2023 года, которым постановлено:
«В удовлетворении заявленных исковых требований Удомельского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего ФИО к Министерству здравоохранения Тверской области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом <данные изъяты> в соответствии с медицинскими показаниями и объемом лечения, назначенным протоколом заседания врачебной комиссии ГБУЗ «Научно-практический центр специализированной медицинской помощи детям имени В.Ф.Войно-Ясенецкого департамента здравоохранения города Москвы» от 08.12.2022 вплоть до отмены лечащим врачом, компенсации морального вреда отказать»
Судебная коллегия
установила:
Удомельский межрайонный прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего ФИО ДД.ММ.ГГГГ, обратился в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Тверской области, в котором с учетом уточнения исковых требований, просил суд обязать Министерство здравоохранения Тверской области обеспечивать бесплатно ребенка-инвалида ФИО ДД.ММ.ГГГГ, лекарственным препаратом <данные изъяты> в соответствии с медицинскими показаниями и объемом лечения, назначенным протоколом заседания врачебной комиссии ГБУЗ «Научно-практический центр специализированной медицинской помощи детям имени В.Ф. Войно-Ясенецкого департамента здравоохранения города Москвы» от 08 декабря 2022 года вплоть до отмены лечащим врачом; взыскать с Министерства здравоохранения Тверской области в пользу несовершеннолетнего ФИО ДД.ММ.ГГГГ путем перечисления законному представителю Чубачук Г.Н. в счет возмещения морального вреда 100 000 рублей, обратить решение к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что Удомельской межрайонной прокуратурой рассмотрено обращение Чубачук Г.Н. в интересах её несовершеннолетнего сына ФИО, ДД.ММ.ГГГГ, о нарушении его права на бесплатное лекарственное обеспечение.
Установлено, что несовершеннолетний ФИО является инвалидом в связи с наличием заболеваний. Основной диагноз: <данные изъяты>
В соответствии с протоколом заседания врачебной комиссии ГБУЗ «Научно-практический центр специализированной медицинской помощи детям имени В.Ф. Войно-Ясенецкого департамента здравоохранения города Москвы» от 08 декабря 2022 года вынесено заключение: по состоянию здоровья, в связи с наличием у ребёнка, вероятно, <данные изъяты>, уменьшение приступов на фоне приема <данные изъяты> целесообразно использование препарата, незарегистрированного на территории Российской Федерации <данные изъяты> Доза для пациента ФИО ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> Годовая потребность <данные изъяты> мг. Замена указанного лекарственного препарата в соответствии с протоколом заседания врачебной комиссии от 08 декабря 2022 года не предусмотрена. Указанный лекарственный препарат самостоятельной отмене или замене лекарственными средствами других групп не подлежит.
08 февраля 2023 года прокуратурой Тверской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о лекарственном обеспечении в адрес заместителя Председателя Правительства Тверской области, в том числе по вопросу обеспечения лекарственным препаратом <данные изъяты> несовершеннолетнего ФИО ДД.ММ.ГГГГ. Однако, согласно ответу от 05 апреля 2023 года, вопрос о лекарственном обеспечении ФИО лекарственным препаратом <данные изъяты> не решен. При этом конкретные меры, направленные на закупку указанного лекарственного препарата для ребенка-инвалида не приняты. В результате бездействия Министерства здравоохранения Тверской области ребенок-инвалид, страдающий жизнеугрожающим, прогрессирующим заболеванием до настоящего времени не обеспечен лекарственным средством, необходимым ему по жизненным показаниям. Обязанность по принятию мер по организации обеспечения несовершеннолетнего ФИО вышеуказанным лекарственным препаратом возложена на Министерство здравоохранения Тверской области.
В силу действующего законодательства несовершеннолетний ФИО <данные изъяты>, вправе рассчитывать на обеспечение лекарственным препаратом в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Бездействие же Министерства здравоохранения Тверской области по обеспечению ФИО лекарственным препаратом <данные изъяты> нарушает его право на охрану здоровья. В силу того, что Министерством здравоохранения Тверской области не выполняются обязанности по обеспечению ФИО вышеуказанным лекарственным препаратом на постоянной основе, то соответствующие обязанности подлежат возложению на ответчика в судебном порядке. По жизненным показаниям несовершеннолетнему ФИО необходим лекарственный препарат <данные изъяты> В настоящий момент доза для ФИО, ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> Отсутствие данного лекарственного препарата негативно сказывается на состоянии здоровья ребенка, возможны отрицательные последствия для здоровья из-за несоблюдения рекомендаций врача в приеме данного лекарства, ребенок испытывает переживания, страх и боязнь приступа в связи с наличием заболевания.
Необеспечением вышеуказанным лекарственным препаратом в соответствии с потребностью по медицинским показаниям Министерством здравоохранения Тверской области нарушены права несовершеннолетнего ФИО на охрану здоровья, его восстановление, тем самым причинен моральный вред. Наличие у несовершеннолетнего ФИО, имеющего инвалидность, права на бесплатное обеспечение вышеуказанным медицинским препаратом, характер имеющегося у него заболевания, необходимость в постоянном приеме препарата и контроле состояния здоровья, возможных отрицательных последствиях для здоровья из-за несоблюдения данной обязанности, в силу возраста и осознания указанного доставляет ему очевидные переживания. Необходимо взыскание компенсации несовершеннолетнему ФИО морального вреда, причиненного в результате необеспечения ребенка необходимыми по медицинским показаниям медицинским лекарственным препаратом при наличии права на его бесплатное получение. Обращение с настоящим иском прокурора в защиту прав и законных интересов ФИО обусловлено его малолетним возрастом и направлено на защиту его права на охрану жизни и здоровья.
Определением Центрального районного суда г. Твери от 21 июня 2023 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Определением Центрального районного суда г. Твери от 08 августа 2023 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Скопинский фармацевтический завод.
Определением Центрального районного суда г. Твери от 28 августа 2023 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОГУП «Фармация».
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Твери Исакова Т.А., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные исковые требования, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства здравоохранения Тверской области Солуянова Е.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
В судебном заседании представитель третьего лица ОГУП «Фармация» Сергеев Н.А., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.
В судебное заседание материальный истец Чубачук Г.Н., являющаяся законным представителем несовершеннолетнего ФИО не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, заявлений и ходатайств не представила.
В судебное заседание представители третьих лиц Правительства Тверской области, Министерства финансов Тверской области, Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тверской области, Министерства экономического развития, ФБУЗ ЦМСЧ № 141 ФМБА России, ГБУЗ «Научно-практический центр специализированной медицинской помощи детям имени В.Ф. Войно-Ясенецкого департамента здравоохранения г. Москвы, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Скопинского фармацевтического завода не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении и в дополнении к апелляционному представлению прокурор Удомельского района Тверской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование представления указано, что ввиду неправильного применения норм материального права, решение суда подлежит отмене.
В результате бездействия Министерства здравоохранения Тверской области ребенок-инвалид, страдающий жизнеугрожающим, прогрессирующим заболеванием до настоящего времени не обеспечен лекарственным средством в объёме выписанных рецептов, необходимым ему по жизненным показаниям. Представленная в материалы дела документация подтверждает факт длительного необеспечения несовершеннолетнего лекарственным препаратом, что является основанием для взыскания компенсации морального вреда. Обеспечение лекарственным препаратом 01 сентября 2023 года свидетельствует о частичном исполнении требований от общего объёма назначаемого лекарственного препарата на год, в связи с чем исковые требования об обеспечении лекарственным препаратом непрерывно, вплоть до отмены лечащим врачом, являются актуальными и направлены на защиту прав ребенка.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство здравоохранения Тверской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Прокурор Виноградов А.Б., действующий на основании доверенности, в заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционного представления, просил отменить решение суда и удовлетворить исковые требования.
Остальные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями статей 113-116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
На основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав судью-докладчика, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав пояснения прокурора Виноградова А.Б., проверив законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения в пределах доводов апелляционного представления и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливает гарантии социальной защиты. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статьи 2 и 7).
В Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).
Настоящее исковое заявление предъявлено прокурором в защиту интересов несовершеннолетнего ребенка-инвалида в рамках полномочий, предоставленных ему частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и частью 4 статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
В силу пункта 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела ФИО ДД.ММ.ГГГГ, является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой ФКУ «ГБ МСЭ ФМБА России» бюро медико-социальной экспертизы №
Согласно медицинской документации ФИО установлен диагноз: <данные изъяты>
Протоколом № заседания врачебной комиссии от 08 декабря 2022 года ГБУЗ «Научно-практического центра специализированной медицинской помощи детям имени В.Ф. Войно-Ясенецкого Департамента здравоохранения города Москвы» по состоянию здоровья, в связи с наличием, вероятно генетической формы эпилепсии, уменьшении приступов на фоне приема <данные изъяты> установлена целесообразность использования препарата, не зарегистрированного на территории Российской Федерации <данные изъяты> для пациента ФИО, ДД.ММ.ГГГГ, в <данные изъяты>
Ранее для оказания несовершеннолетнему ФИО медицинской помощи по жизненным показаниям врачебными комиссиями назначался препарат <данные изъяты>
Так, в соответствии с выпиской из медицинской карты стационарного больного <данные изъяты> ГБУЗ ДКБ № 9 им. Г.Н. Сперанского ДЗМ ФИО добавлен <данные изъяты>
В соответствии с выпиской из истории болезни № ФГБУ ФНКЦ детей и подростков ФМБА России ФИО рекомендован <данные изъяты> - длительно.
На основании выписки из истории болезни № ФГБУ ФНКЦ детей и подростков ФМБА России, в соответствии с протоколом врачебной комиссии ФБУЗ ЦМСЧ № 141 ФМБА России № от 01 февраля 2022 года ФИО по клиническим (жизненным) показаниям назначен <данные изъяты> №, <данные изъяты>
В соответствии с в выпиской из истории болезни № ФГБУ ФНКЦ детей и подростков ФМБА России, проведена врачебная комиссия № от 23 июня 2022 года, показано назначение препарата <данные изъяты> с постепенной титрацией ФИО рекомендованы: <данные изъяты> - длительно под наблюдением невролога по месту жительства; <данные изъяты> -длительно под наблюдением невролога по месту жительства (врачебная комиссия № от 23 июня 2022 года).
В соответствии с медицинской картой пациента, получающего амбулаторную помощь на имя ФИО, 30 июня 2022 года на приеме в детской поликлинике ФБУЗ ЦМСЧ № 141 ФМБА России ФИО выписаны рецепты на: <данные изъяты>
В соответствии с выпиской из истории болезни № ФГБУФНКЦ детей и подростков ФМБА России, ФИО рекомендованы: <данные изъяты> длительно под наблюдением невролога по месту жительства; <данные изъяты> длительно под наблюдением невролога по месту жительства (врачебная комиссия № от 23 июня 2022 года).
На основании выписки из истории болезни № ФГБУ ФНКЦ детей и подростков ФМБА России, в соответствии с протоколом врачебной комиссии ФБУЗ ЦМСЧ № 141 ФМБА России № от 26 сентября 2022 года ФИО назначен <данные изъяты>
В соответствии с медицинской картой пациента, получающего амбулаторную помощь на имя ФИО, 26 сентября 2022 года на приеме в детской поликлинике ФБУЗ ЦМСЧ № ФМБА России, ФИО выписаны рецепты на: <данные изъяты>
Также, <данные изъяты> - длительно, рекомендован ФИО в соответствии с выпиской из медицинской карты стационарного больного № ГБУЗ города Москвы «Научно-практический центр специализированной медицинской помощи детям имени В.Ф. Войно-Ясенецкого Департамента здравоохранения города Москвы».
Согласно материалам дела ФБУЗ ЦМСЧ № 141 ФМБА России в 2022 году обращалось в Министерство здравоохранения Тверской области с просьбами об утверждении дополнительной заявки на лекарственный препарат <данные изъяты> для обеспечения ребенка-инвалида ФИО ДД.ММ.ГГГГ
Из ответа <данные изъяты> следует, что ФИО обращался в аптеку за получением лекарственных препаратов <данные изъяты> по льготным рецептам. Рецепты № от 29 ноября 2022 года, № от 30 июня 2022 года были поставлены на отсроченное обслуживание. Заявки на препараты были направлены в ОГУП «Фармация». На 27 декабря 2022 года препараты не поступали в аптеку, ФИО их не получил.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку истцом в материалы дела не представлен протокол консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации «о назначении пациенту лекарственного препарата, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, для оказания ему медицинской помощи по жизненным показаниям и необходимости его ввоза», в связи с чем обязанности для обеспечения лекарственными препаратами ФИО на основании протокола № от 08 декабря 2022 года у ответчика не возникло.
Кроме того, ФИО был обеспечен лекарственным препаратом, что подтверждается сведениями из программного продукта <данные изъяты>, согласно которым по рецепту № от 30 августа 2023 года ФИО обеспечен лекарственным препаратом 01 сентября 2023 года.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определено, что право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", предусмотрен бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств детям - инвалидам, а также больным эпилепсией.
Лекарственный препарат под международным непатентованным наименованием <данные изъяты> Распоряжением Правительства Российской Федерации N 2406-р от 12 октября 2019 года включен в перечень жизненно необходимых препаратов для медицинского применения.
Как следует из материалов дела, с 29 июня 2021 года по 08 июля 2021 года ФИО ДД.ММ.ГГГГ был впервые госпитализирован в психоневрологическое отделение ФГБУ «ФНКЦ детей и подростков ФМБА России» с диагнозом: <данные изъяты>. Рекомендован <данные изъяты>. При повторной госпитализации с 19 октября 2021 года по 26 октября 2021 года была произведена коррекция лечения в связи с сохраняющимися приступами и к терапии подключен второй <данные изъяты>, на фоне чего отмечалась положительная динамика в виде урежения приступов.
При плановой госпитализации с 21 июня 2022 года по 28 июня 2022 года из анамнеза стало известно, что ребенок с марта 2022 года не получал <данные изъяты>
По результатам заседания врачебной комиссии от 23 июня 2022 года вынесено решение о продолжении противоэпилептической терапии по жизненным показаниям лекарственным препаратом <данные изъяты>
С 16 августа 2022 года по 26 августа 2022 года госпитализирован в психоневрологическое отделение ФГБУ «ФНКЦ детей и подростков ФМБА России» с целью проведения обследования, лечения и определения тактики дальнейшего ведения. На основании проведенного обследования и положительной динамики на фоне назначенной терапии несовершеннолетнему ФИО рекомендовано продолжить прием противоэпилептического препарата <данные изъяты> по жизненным показаниям.
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 года N 494.
Согласно пункту 3 названного порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.
Исходя из положений статьи 47 Федерального закона от 12 февраля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в статье 48 данного федерального закона, в числе которых названы медицинские организации.
Материалами дела подтверждается наличие совокупности юридически значимых обстоятельств, дающих основание для удовлетворения исковых требований прокурора, исходя из подлежащих применению к спорным отношениям норм права, а именно: наличия у ФИО заболевания и статуса ребенка-инвалида вследствие этого заболевания, нуждаемости по жизненным показаниям в лечении лекарственным препаратом <данные изъяты>, не зарегистрированным на территории Российской Федерации, назначения данного препарата как единственно возможного варианта лечения решениями врачебных комиссий.
Отказывая в удовлетворении требований о возложении на Министерство здравоохранения Тверской области обязанности обеспечить ребенка-инвалида ФИО лекарственным препаратом <данные изъяты> в соответствии с медицинскими показаниями и объемом лечения, суд первой инстанции не принял во внимание, что в материалы дела представлен медицинский документ, содержащий назначение лекарственного препарата, выданный медицинскими работниками и являющийся основанием для приобретения этого препарата.
Указанный препарат назначен пациенту по жизненным показаниям, в связи с чем необеспечение ребенка назначенным ему лекарственным препаратом свидетельствует о лишении его возможности использовать предоставленное ему Федеральным законом "О государственной социальной помощи" право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами.
Вместе с тем, одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями.
По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не зарегистрированное на территории Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации может быть осуществлен на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в частности, по заявлению медицинских организаций. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Препарат <данные изъяты> не зарегистрирован на территории Российской Федерации.
Согласно представленным в материалы дела документам, межведомственной комиссией Минздрава России в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 593 от 05 апреля 2022 года ввоз данного препарата на территорию Российской Федерации был разрешен.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Закона Тверской области от 31 марта 2008 года N 23-ЗО "О бесплатном обеспечении лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения отдельных категорий граждан в Тверской области" граждане, имеющие право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" могут быть обеспечены лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении.
Закупка лекарственных препаратов в целях предоставления мер по обеспечению лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 2 статьи 2 Закона).
Анализ уровня бесплатного обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения осуществляет исполнительный орган государственной власти Тверской области в сфере здравоохранения (часть 1 статьи 4 Закона).
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Тверской области, утвержденным Постановлением Правительства Тверской области от 17 октября 2011 года N 70-пп, Министерство здравоохранения Тверской области (далее - Министерство) является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, обеспечивающим разработку и реализацию единой государственной политики в сфере здравоохранения на территории Тверской области.
Основными задачами Министерства является, в том числе, разработка и реализация системы мер по охране здоровья граждан, повышению эффективности и доступности лекарственного обеспечения населения. Основными функциями - обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; разработка мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложении на Министерство здравоохранения Тверской области обязанности обеспечивать бесплатно ребенка-инвалида ФИО ДД.ММ.ГГГГ, лекарственным препаратом <данные изъяты> в соответствии с медицинскими показаниями и объемом лечения, назначенным протоколом заседания врачебной комиссии ГБУЗ «Научно-практический центр специализированной медицинской помощи детям имени В.Ф. Войно-Ясенецкого департамента здравоохранения города Москвы» от 08 декабря 2022 года вплоть до отмены лечащим врачом.
При этом, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционного представления о том, что материалами дела не подтверждено обеспечение лекарственным препаратом <данные изъяты> ФИО в полном объёме.
Согласно сводной заявке по РЛО на 2023 год количество препарата <данные изъяты>, необходимого к закупке, составило 127 упаковок, из них 11 - выписанных за год ФБУЗ ЦМСЧ № 141.
Из материалов дела следует, что лекарственный препарат под международным непатентованным наименованием <данные изъяты> поступил на ОГУП «Фармация» в 2023 году по программе регионального льготного обеспечения. Отгрузка данного лекарственного препарата в адрес <данные изъяты> со стороны ОГУП «Фармация» произведена 30 августа 2023 года.
Согласно сведениям из программного продукта <данные изъяты> ФИО по рецепту № от 30 августа 2023 года обеспечен лекарственным препаратом 01 сентября 2023 года, количество отпущенного препарата – 3 упаковки.
Таким образом, частичная выдача лекарственного препарата на основании рецепта от 30 августа 2023 года в ходе рассмотрения дела не свидетельствует о достаточном обеспечении ФИО лекарственным препаратом <данные изъяты> и не может являться основанием к отказу в удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности обеспечивать лекарственным препаратом вплоть до отмены лечащим врачом.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и обеспечивать благоприятные условия для реализации ими своих прав.
Бесплатное обеспечение лекарственными препаратами инвалидов относится к числу мер социальной поддержки и направлено на обеспечение определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния.
Длительное неисполнение обязанности по предоставлению льготного лекарственного препарата, назначенного для поддержания здоровья ребенка-инвалида по жизненным показаниям, влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина.
С учетом приведенных обстоятельств, право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).
В силу своего возраста несовершеннолетний ФИО очевидно испытывал нравственные страдания, связанные с отсутствием лекарственного препарата, необходимого ему для поддержания здоровья и улучшения состояния.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлен факт нарушения личных неимущественных прав несовершеннолетнего ФИО действиями ответчика, не обеспечившего своевременно обеспечение лекарственным препаратом ребенка-инвалида, в силу приведенных норм материального права имеются правовые основания для удовлетворения требований прокурора и взыскании с ответчика компенсации морального вреда.
Размер компенсации морального вреда судебная коллегия полагает необходимым определить с учетом положений статей 150, 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из фактических обстоятельств дела, характера физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями ФИО его несовершеннолетнего возраста, наличия у него инвалидности и тяжелого заболевания, периода нарушения его прав и при этом нуждаемости в непрерывном медикаментозном лечении, требований разумности и справедливости. Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание процедуру по обеспечению лекарственным препаратом, не зарегистрированным на территории Российской Федерации, тот факт, что ответчиком предпринимались меры по обеспечению лекарственным препаратом, а также частичное обеспечение лекарственным препаратом в ходе рассмотрения спора.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает возможным, с учетом степени вины ответчика, определить размер компенсации морального вреда в сумме 10 000 рублей. Данная денежная компенсация будет способствовать восстановлению баланса между последствиями нарушения прав несовершеннолетнего ребенка и степенью ответственности, применяемой к ответчику.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований прокурора, заявленных в защиту ребенка-инвалида ФИО, ДД.ММ.ГГГГ
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное представление Удомельского межрайонного прокурора Тверской области удовлетворить.
Решение Центрального районного суда г. Твери от 21 ноября 2023 года отменить, постановив по делу новое решение, которым возложить на Министерство здравоохранения Тверской области обязанность обеспечивать бесплатно ребенка-инвалида ФИО, ДД.ММ.ГГГГ, лекарственным препаратом <данные изъяты> в соответствии с медицинскими показаниями и объемом лечения, назначенным протоколом заседания врачебной комиссии ГБУЗ «Научно-практический центр специализированной медицинской помощи детям имени В.Ф. Войно-Ясенецкого департамента здравоохранения города Москвы» от 08 декабря 2022 года вплоть до отмены лечащим врачом.
Взыскать с Министерства здравоохранения Тверской области № в пользу несовершеннолетнего ФИО, ДД.ММ.ГГГГ, в лице законного представителя Чубачук Г.Н., <данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 апреля 2024 года
Председательствующий Ю.Ю. Солдатова
Судьи К.В. Климова
Т.В. Кубарева