Дело № 2а-6371/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 августа 2018 года город Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Краснова В.Б.,
при секретаре Глова Т.М.,
с участием прокурора Соколова А.С., представителя ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми Кудриной А.А., Зайцева П.П.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» к Зайцеву П.П. об установлении административного надзора,
установил:
ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми обратилось в суд с административным иском к Зайцеву П.П. об установлении административного надзора сроком 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбывания наказания, с административными ограничениями в виде: обязательной явки 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий; запрета пребывания в барах, ресторанах и других питейных заведениях, в которых продается спиртное на разлив; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания Зайцева П.П. с 22.00 часов вечера до 06.00 часов следующего дня без разрешения ОВД; запрета выезда за пределы территории муниципального образования по избранному месту жительства или пребывания без разрешения органа внутренних дел по данному месту жительства или пребывания.
В обоснование административного иска указано, что Зайцев П.П. имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений.
Представитель ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми Кудрина А.А. в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивала.
Зайцев П.П. возражал против удовлетворения административного иска, заявив о недопустимости двойного наказания, чрезмерности административных ограничений.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» под административным надзором понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с названным Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом.
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 УК РФ.
Согласно ч. 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за: 1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи); 2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; 3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации; 4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Пункт 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ определяет, что срок административного надзора исчисляется в отношении: 1) лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснено, что в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Закона, статья 86 УК РФ). При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона).
Согласно ч. 1, 2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещение поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезд за установленные судом пределы территории.
Судом установлено, что приговором Усинского городского суда Республики Коми от 07.04.2016 Зайцев П.П. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 3 ст. 158, п. «б» ч. 2 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, назначено наказание на основании ч. 3 ст. 69 Уголовного кодекса Российской Федерации в виде лишения свободы на срок ** ** ** с отбыванием наказания в исправительной колонии ... режима; срок наказания исчислен с ** ** **; в качестве отягчающего наказание Зайцева П.П. обстоятельства судом признан опасный рецидив преступлений.
В период отбывания уголовного наказания административный ответчик характеризуется удовлетворительно.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами.
Поскольку установлено, что Зайцев П.П. имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, суд приходит к выводу, что имеются предусмотренные законом основания для установления в отношении Зайцева П.П. административного надзора.
В отношении Зайцева П.П. административный надзор подлежит установлению на срок погашения судимости как в отношении лица, осужденного к лишению свободы за тяжкое преступление, то есть в данном случае за преступление, предусмотренное п. «в» ч. 3 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, совершенное при опасном рецидиве преступлений.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости установить в отношении Зайцева П.П. административный надзор на срок 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, по приговору Усинского городского суда Республики Коми от 07.04.2016.
Срок административного надзора в отношении Зайцева П.П. следует исчислять со дня постановки Зайцева П.П. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Исходя из необходимости достижения целей и задач установления административного надзора, с учетом установленных обстоятельств, характеризующих личность Зайцева П.П., в отношении административного ответчика следует установить административные ограничения в виде: обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий; запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания Зайцева П.П. в ночное время (с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня), кроме времени нахождения на работе; запрета пребывания в барах, ресторанах и других питейных заведениях, в которых продается спиртное на разлив; запрета выезда без разрешения органа внутренних дел за пределы территории муниципального образования, на территории которого Зайцев П.П. будет проживать.
Довод Зайцева П.П. о двойном наказании не может быть принят во внимание в силу следующего.
Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом, не является наказанием, а относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (ст. 2 Закона).
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на таких лиц при наличии предусмотренных Федеральным законом оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (ст. 2 и 3 Закона), согласуется с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно было введено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 272, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
решил:
Административный иск федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» об установлении административного надзора удовлетворить.
Установить в отношении Зайцева П.П., ..., административный надзор на срок 8 (восемь) лет за вычетом срока истекшего после отбытия наказания по приговору Усинского городского суда Республики Коми от 07.04.2016 с административными ограничениями в виде: обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий; запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания Зайцева П.П. в ночное время (с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня), кроме времени нахождения на работе; запрета пребывания в барах, ресторанах и других питейных заведениях, в которых продается спиртное на разлив; запрета выезда без разрешения органа внутренних дел за пределы территории муниципального образования, на территории которого Зайцев П.П. будет проживать.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Зайцева П.П. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Апелляционные жалоба, представление на решение суда могут быть поданы в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Судья В.Б. Краснов
Копия верна В.Б. Краснов