№ 2-27/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«11» мая 2022 года город Иваново
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда
в составе председательствующего судьи Плехановой Н.А.,
судей Петуховой М.Ю., Воркуевой О.В.,
при секретаре Матвеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Петуховой М.Ю.
дело по апелляционной жалобе Администрации Шуйского муниципального района Ивановской области
на решение Шуйского городского суда Ивановской области от 25 января 2022 года по иску Шуйского межрайонного прокурора Ивановской области в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО3, ФИО11, ФИО4, ФИО2, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 к Администрации Шуйского муниципального района Ивановской области, Администрации Китовского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л а:
Шуйский межрайонный прокурор Ивановской области, действуя в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО3, ФИО11, ФИО4, ФИО2, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 обратился в суд с вышеуказанным иском к Администрации Шуйского муниципального района Ивановской области. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой по обращению депутата <адрес> Думы Клюева С.А., а также Карповой Е.Ю., Григорьевой И.М., Лазаревой Т.С. проведена проверка исполнения законодательства при предоставлении мер социальной поддержки гражданам, имеющих трех и более детей в деятельности Администрации Шуйского муниципального района Ивановской области.Проверкой установлено, что согласно сведениям, предоставленным Администрацией Шуйского муниципального района Ивановской области, земельные участки, расположенные по ул.1-я Мира, ул.2-я Мира, ул.3-я Мира, ул.Спортивная, ул.Свободы, ул.Школьная, ул.Новая, предназначены для бесплатного предоставления в собственность семьям с тремя и более детьми. Однако на данных участках отсутствует транспортная и инженерная инфраструктура, а именно отсутствует газоснабжение, дорога по ул.2-я Мира содержится в ненадлежащем состоянии, не организовано стационарное электрическое освещение. Заявители Карпова Е.Ю., Григорьева И.М., Лазарева Т.С. имеют на иждивении несовершеннолетних детей. На основании постановления Администрации Шуйского муниципального района Ивановской области от 1.12.2014 №791-п Карповой Е.Ю., Григорьевой И.М., Лазаревой Т.С. в соответствии с п.6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 1.1 Закона Ивановской области от 31.12.2002 г. № 111-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам Российской Федерации» и заявлений в ТУСЗН по Шуйскому муниципальному району Ивановской области бесплатно в собственность были предоставлены земельные участки – Карповой Е.Ю. земельный участок по адресу: <адрес>; Григорьевой И.М. земельный участок по адресу: <адрес>; Лазаревой Т.С. земельный участок по адресу: <адрес>. Право собственности заявителей на предоставленные им земельные участки зарегистрированы в установленном законом порядке. Однако заявители в настоящее время не имеют возможности реализовать свое право на строительство и использовать земельные участки по их целевому назначению ввиду отсутствия возможности технологического присоединения объекта недвижимости к сетям инженерно-технического обеспечения. На основании изложенного, истец просил суд обязать Администрацию Шуйского муниципального района Ивановской области обеспечить земельные участки, предоставленные Карповой Е.Ю. по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м., Григорьевой И.М. по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м., Лазаревой Т.С. по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м., транспортной и инженерной инфраструктурой, а именно: организовать газоснабжение, строительство автомобильных дорог, стационарное электрическое освещение в течение трех лет с даты вступления решения суда в законную силу.
Определением Шуйского городского суда Ивановской области от 16 ноября 2021 г. к участию в деле привлечены ФИО3, ФИО11, ФИО5 как лица, достигшие 14 летнего возраста.
Определением Шуйского городского суда Ивановской области от 7 декабря 2021 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Китовского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области.
Определением Шуйского городского суда Ивановской области от 25 января 2022 г. в удовлетворении заявления Лазаревой Т.С., Григорьевой И.М. об отказе от исковых требований к Администрация Китовского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области в части возложения обязанности произвести ремонт автомобильной дороги по адресу <адрес> отказано.
Решением Шуйского городского суда Ивановской области от 25 января 2022 г. исковые требования Шуйского межрайонного прокурора Ивановской области удовлетворены. На Администрацию Шуйского муниципального района Ивановской области возложена обязанность обеспечить земельные участки, предоставленные Карповой Е.Ю. по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м., Григорьевой И.М. по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м., Лазаревой Т.С. по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м., транспортной и инженерной инфраструктурой, а именно: организовать газоснабжение, стационарное электрическое освещение в течение трех лет с даты вступления решения суда в законную силу. На Администрацию Китовского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области возложена обязанность провести ремонт автомобильной дороги по ул. 2-я Мира с.Китово Китовского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области в рамках соглашения о передаче осуществления полномочий по решению вопросов местного значения от 9 января 2020 г., в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу.
С решением суда не согласен ответчик Администрация Шуйского муниципального района Ивановской области, в апелляционной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В суд апелляционной инстанции несовершеннолетние ФИО3, ФИО11, ФИО5, истцы Григорьева И.М., Лазарева Т.С., Карпова Е.Ю., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО3, ФИО11, ФИО4, ФИО2, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО9, представитель ответчика Администрации Китовского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области, третье лицо Клюев С.А., представители третьих лиц Территориального управления социальной защиты населения по Савинскому муниципальному району, Департамента строительства и архитектуры Ивановской области, Правительства Ивановской области, МО МВД «Шуйский», Департамента финансов Ивановской области, АО «Газпром газораспределение Иваново», не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с ч.3 ст.167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав представителя ответчика Администрации Шуйского муниципального района Ивановской области Тюрина Е.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Хохлову А.П. возражавшую на жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно п.6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.09.2013 N 372 утверждены методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей. Согласно данным методическим рекомендациям при установлении процедуры формирования перечней земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, необходимо учитывать такие критерии, как транспортная доступность; удовлетворительная экологическая обстановка (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.); существующая обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры; другие критерии в зависимости от целей предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков. В случае отсутствия на земельных участков объектов инженерной инфраструктуры должна быть определена потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В Ивановской области указанные вопросы регламентированы Законом Ивановской области от 31 декабря 2002 г. №111-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам Российской Федерации".
Во исполнение требований п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации и Закона Ивановской области от 31 декабря 2002 г. №111-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам Российской Федерации", администрацией Шуйского муниципального района Ивановской области утвержден перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам в собственность на территории Шуйского муниципального района в качестве меры социальной поддержки.
Постановлением администрации Шуйского муниципального района Ивановской области от 22 декабря 2020 г. №787-п утверждена муниципальная программа «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Шуйского муниципального района» со сроком реализации 2021-2024 годы.
Судом установлено, что Карповой Е.Ю., Григорьевой И.М., Лазаревой Т.С. на основании постановления администрации Шуйского муниципального района от 1 декабря 2014 г. №791-п «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» как многодетным семьям в собственность выделены земельные участки.
Согласно выпискам из ЕГРН, собственником земельного участка расположенного по адресу <адрес>, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство является Григорьева И.М; собственником земельного участка расположенного по адресу <адрес>, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство является Лазарева Т.С.; собственником земельного участка расположенного по адресу <адрес>, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство является Карпова Е.Ю.
Постановлениями администрации Китовского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области утверждены градостроительные планы и разрешено ведение строительных работ по строительству индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем Лазаревой Т.С., на земельном участке с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, принадлежащем Карповой Е.Ю.
Проектная документация для создания инженерной инфраструктуры на земельном участке, предназначенном для бесплатного предоставления семьям с тремя или более детьми, расположенном вблизи села Китово Шуйского района Ивановской области, сводные сметные расчеты стоимости строительства утверждены распоряжением администрации Шуйского муниципального района Ивановской области от 02.03.2017 №24-р.
В связи с отсутствием на выделенных земельных участках газоснабжения, стационарного освещения и надлежащего состояния дороги Карпова Е.Ю., Григорьева И.М., Лазарева Т.С. обратились в Шуйскую межрайонную прокуратуру для проведения проверки.
В ходе проведения проверки администрация Шуйского муниципального района Ивановской области сообщила, что разработан и утвержден проект «Создание инженерной инфраструктуры на земельном участке, предназначенном для бесплатного предоставления семьям с тремя детьми и более детьми, расположенном в близи с. Китово Шуйского района Ивановской области» в рамках подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Ивановской области». В соответствии с письмом Департамента строительства и архитектуры Ивановской области субсидии на реализацию данного проекта на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов не предусмотрены.
Материалами прокурорской проверки установлено и сторонами по делу не оспаривалось, что на спорных земельных участках отсутствует транспортная и инженерная инфраструктура, а именно отсутствует газоснабжение, дорога по ул.2-я Мира содержится в ненадлежащем состоянии, не организовано стационарное электрическое освещение.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 7, 8.1 Федерального закона от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Приказом Минрегиона России от 09.09.2013 № 372 "Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей", Законом Ивановской области от 31 декабря 2002 г. №111-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам Российской Федерации" учитывая, что земельные участки Карповой Е.Ю., Григорьевой И.М., Лазаревой Т.С., как на момент предоставления, так и в настоящее время не обеспечены объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, а именно газоснабжением, стационарным электрическим освещением, автомобильная дорога по <адрес> находится в ненадлежащем состоянии и требует проведения ремонтных работ, принимая во внимание, что обязанность по проведению газификации и электроснабжению относятся к ведению органов местного самоуправления Шуйского муниципального района, а полномочия по ремонту автомобильных дорог передано Администрации Китовского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы относительного того, что организация стационарного электрического освещения относится к компетенции Администрации Китовского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области, основаны на неверном толковании норм права.
В силу п.п. 4 и 5 ч.1, ч.3, ч.4 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно п.4 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вопросы стационарного электрического освещения отнесены к компетенции органов местного самоуправления Шуйского муниципального района Ивановской области.
Кроме того, согласно соглашению от 9 января 2020 г. о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения, заключенному между администрацией Шуйского муниципального района и администрацией Китовского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области, в перечне полномочий по решению вопросов местного значения работы по электроснабжению, в том числе организации стационарного электрического освещения отсутствует.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы относительного того, что обязанность по обеспечению земельных участков, предоставленных в качестве меры социальной поддержки семьям имеющим трех и более детей, объектами инженерной инфраструктуры, в том числе их газификации возложена как на орган местного самоуправления, так и в случае недостаточности денежных средств на органы исполнительной власти субъекта Российской федерации.
Согласно ч.3 ст. 7 и ст. 8.1 Федерального закона от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ « О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, включает в себя подготовку населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
Отсутствие достаточных средств на осуществление возложенных законом на орган местного самоуправления полномочий, в том числе, по осуществлению газоснабжения населения, не может являться основанием для освобождения от исполнения указанных полномочий, поскольку формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке.
Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что в отношении домовладения <адрес> уже подана заявка на газификацию, не влияет на правильность выводов суда и не является основанием для отмены судебного решения, поскольку направление заявки на газификацию домовладений в АО «Газпром газораспределение Иваново» не освобождает администрацию муниципального района от исполнения обязанностей, предусмотренных федеральным законодательством.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно. Доводы апелляционной жалобы направлены на оспаривание выводов суда, иную оценку доказательств, они не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор. Решение принято по заявленным истцом требованиям, является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Шуйского городского суда Ивановской области от 25 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Шуйского муниципального района Ивановской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи