Мотивированное решение составлено 17.06.2021
УИД 66RS0006-01-2021-002418-75
Дело № 2а-2833/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июня 2021 года город Екатеринбург
Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе:
председательствующего судьи Хабаровой О.В.,
при секретаре судебного заседания Тибатиной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области к Кузнецову И. В. о взыскании налога на имущество физических лиц, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области (далее – МИФНС России № 32 по Свердловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Кузнецова И.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 81 240 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 379 рублей 12 копеек.
В обоснование требований указано, что Кузнецов И.В. в спорный период являлся плательщиком налога на имущество физических лиц, обязанность по уплате которого за 2015 год не была исполнена, в связи с чем, в его адрес было направлено требование об уплате налогов и пени, начисленные на сумму недоимки по налогам. Поскольку требование об уплате платежа административным ответчиком исполнено не было, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены в суд с указанным административным иском.
Представитель административного истца МИФНС России № 32 по Свердловской области Сысоева Е.С. в судебном заседании требования поддержала, просила восстановить срок для взыскании недоимки по налогу и пени за 2015 год, указав, что пропуск срока имел место в связи с проведением модернизации программного комплекса АИС «Налог Пром-3»,большим объемом работы со служебной документацией.
В судебном заседании административный ответчик Кузнецов И.В. возражал против удовлетворения требований административного иска, указав, что с заявлением о вынесении судебного приказа МИФНС России № 32 по Свердловской области обратилась с пропуском срока, уважительности пропуска срока не представлено, просил отказать в удовлетворении требований.
Заслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций регламентировано главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1 статьи 286).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Уплата налога на имущество физических лиц урегулирована положениями главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (пункт 1 статьи 399). Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой (пункт 2 статьи 399).
Исходя из положений статей 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие правом собственности на здание, строение, сооружение, помещение, признаются налогоплательщиками налога на имущество физических лиц.
В силу статьи 404 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
На территории муниципального образования «город Екатеринбург» налог на имущество физических лиц установлен решением Екатеринбургской городской Думы от 25 ноября 2014 года № 32/24 «Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования «город Екатеринбург» налога на имущество физическим лиц», которым установлены ставки этого налога.
Налог на имущество физических лиц за 2015 год в соответствии со статьей 409 Налогового кодекса Российской Федерации подлежал уплате налогоплательщиком - физическим лицом на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, в срок не позднее 01 декабря 2016 года.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
За несвоевременную уплату налога налогоплательщик обязан уплатить пени, размер которой определяется статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, Кузнецов И.В. в спорный период являлся собственником:
квартиры по адресу: < адрес > (3/16 доли), с кадастровым номером < № >, дата регистрации права 24.04.2015, дата прекращения права - 02.06.2015;
нежилого помещения с кадастровым номером < № > по адресу: < адрес >, площадью 3092,3 кв.м, дата регистрации права 27.09.2004.
На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России № 32 по Свердловской области Кузнецову И.В. был начислены налог на имущество физических лиц за 2015 год в отношении указанных объектов недвижимости в размере 81 240 рублей, по почте заказным письмом направлено налоговое уведомление < № > от 25.08.2016 об уплате налога в срок до 01 декабря 2016 года, которое содержит расчет исчисленного налога.
В установленный законом срок Кузнецов И.В. обязанность по уплате налога не исполнил, в связи с чем, на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом 16 декабря 2016 года Кузнецову И.В. через личный кабинет направлено требование от 16 декабря 2016 года < № > об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 81 240 рублей, пени на указанную недоимку в размере 379 рублей 12 копеек, предоставлен срок для добровольного исполнения до 08 февраля 2017 года.
Проверяя сроки на обращение МИФНС России № 32 по Свердловской области в суд с требованиями о взыскании недоимки по налогу, пени, установленные в статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что налоговым органом пропущен срок на обращение в суд с настоящим административным иском о взыскании с Кузнецова И.В. указанной недоимки и пени.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительным причинам срок на обращение в суд может быть восстановлен судом.
При этом указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.
При рассмотрении дела установлено, что взыскиваемая в административном иске сумма задолженности по налогам и пени образовалась за 2015 год со сроком уплаты до 08.02.2017.
Налоговому органу необходимо было обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа до 08.08.2017.
К мировому судье Инспекция обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Кузнецова И.В. задолженности по налогам за 2015, пени только 03.09.2020.
Определением мирового судьи судебного участка № 9 Орджоникидзевского судебного района города Екатеринбурга от 13.11.2020 отменен судебный приказ от 04.09.2020 года о взыскании с Кузнецова И.В. недоимки.
Таким образом, приведенными нормами права возможность обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций ограничена конкретными императивными сроками, не соблюдение которых не должно негативно сказываться на правах налогоплательщика, поскольку он не может быть поставлен в ситуацию недопустимой неопределенности возможностью предъявления в любой момент требования о взыскании с него обязательных платежей и санкций.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22 марта 2012 года № 479-0-0, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.
Суд считает, что причина пропуска срока в связи с проведением модернизации программного комплекса АИС «Налог Пром-3», большим объемом работы со служебной документацией не является уважительной.
Поскольку налоговый орган пропустил срок для обращения в суд с заявлением о взыскании с Кузнецова И.В. недоимки по налогам и пени, при этом этот срок пропущен значительно без уважительных причин, доказательств существования которых не представлено, суд считает, что срок не подлежит восстановлению, что влечет невозможность взыскания заявленных в административном исковом заявлении начисленных сумм налога за 2015 год и пени.
Несоблюдение МИФНС России № 32 по Свердловской области установленных законодательством сроков обращения в суд с заявлением о взыскании налогов и пени является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области к Кузнецову И. В. о взыскании налога на имущество физических лиц, пени оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга.
Судья О.В. Хабарова