Дело № 2а-464/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2021 года город Катав-Ивановск
Катав-Ивановский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Субботиной У.В.,
при секретаре Мясоедовой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области к Малаховой Л.В. о взыскании пени по транспортному и имущественному налогу,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Малаховой Л.В., в котором просит взыскать пени по налогу на имуществ физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений в размере 1783 руб. 27 коп., пени по транспортному налогу с физических лиц в сумме 1833руб. 90 коп.
В обоснование требований указано, что административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного, поскольку имеет в собственности следующее недвижимое имущество:
- квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- иные строения, помещения и сооружения, находящееся по адресу: <адрес> дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- иные строения, помещения и сооружения, находящееся по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ;
а также транспортное средство – грузовой автомобиль ГАЗ 2752, ДД.ММ.ГГГГ г.в., государственный регистрационный знак №, VIN ХТН №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ
В адрес Малаховой Л.В. было направлено налоговое уведомление с указанием объектов налогообложения, сумм налога, срока уплаты. В связи с неуплатой налогов, на основании ст.ст. 69-70 НК РФ начислена пеня, в адрес административного ответчика направлены требования об уплате пени. Требование не исполнено. Для взыскания пени налоговый орган обращался в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, мировой судья вынес судебный приказ в отношении налогоплательщика. Судебный приказ отменен в связи с поступлением от налогоплательщика возражения. На момент обращения с административным иском в суд обязанность налогоплательщика не исполнена.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области не явился, извещен, просит рассмотреть дело без участия представителя административного истца (л.д. 4, 6 оборот).
Административный ответчик Малахова Л.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного истца, указав, что вышеуказанные налоги ею были уплачены, при этом ранее Челябинским областным судом выносилось определение об отказе в удовлетворении требований налогового органа о взыскании с нее недоимки по налогу на имущество земельному и транспортному налогам, поэтому считала необоснованным начисление пени на сумму этой недоимки. Пояснила, что все налоги ею уплачиваются своевременно.
Исходя из положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившегося в судебное заседание административного истца.
Исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Заслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичная обязанность установлена подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ, согласно которой налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
При этом, ст. 44 НК РФ устанавливает, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.
В силу ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу п.1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со ст. 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью первой статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица (организации и физические лица) на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
В силу статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В силу положений части 2 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно п. 2 ст. 57 НК РФ, при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени. В соответствии со ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка РФ.
Как следует из материалов дела, представленного расчета пени и уведомлений об уплате налога, налоговым органом предъявлены ко взысканию суммы пени по налогу на имущество, начисленные на недоимки по налогам, образовавшиеся за ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, из представленных в суд выписок из ЕГРН и пояснений Малаховой Л.В. в судебном заседании следует, что квартиру расположенную по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, она продала, и собственником этой квартиры в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не являлась. Кроме того, из представленной выписки следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был приобретен Малаховой Л.В. ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении спорного периода. Следовательно, для рассматриваемого дела, факт владения Малаховой Л.В. указанными объектами недвижимости значения не имеет.
При этом, судом установлено, что ответчик в спорный период являлась собственником следующих объектов недвижимости:
- квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- иного строения, помещения и сооружения, находящегося по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- иного строения, помещения и сооружения, находящегося по адресу: <адрес> дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомления об уплате налога на имущество за ДД.ММ.ГГГГ г.г. содержат сведения о начислении налога на имущество за указанные периоды на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>;нежилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>; нежилое помещения и сооружения, находящегося по адресу: <адрес>. Следовательно, начисление налога на имущество являлось обоснованным.
Как следует из расчета пени по налогу на имущество, она начислена на недоимку по налогу, образовавшуюся за налоговые периоды – ДД.ММ.ГГГГ г.г., пени начислены на эту недоимку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (соответственно с момента истечения срока уплаты налога). При этом, из расчета пени исключены суммы, ранее включенные в требования № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-20)
Кроме того, как следует из расчета пени по транспортному налогу, она начислена на недоимку, образовавшуюся за период 2015 года.
В свою очередь, из представленной в суд справки РЭО ГИБДД – в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик собственником транспортного средства не являлась.
При таких обстоятельствах, Малахова Л.В. в указанный период плательщиком транспортного налога не являлась, следовательно, у налогового органа оснований для начисления транспортного налога, а в дальнейшем и пени по транспортному налогу, в силу положений ст. 75 НК РФ, не имелось.
Уведомления об уплате сумм налога на имущество, начисленных за вышеуказанные периоды направлено налогоплательщику: за ДД.ММ.ГГГГ г. - ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ год – ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ год – ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 12-17).
В связи с неисполнением налоговых уведомлений, налоговым органом ответчику начислены пени по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 50 руб. 64 коп., а также пени по налогу на имущество за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2258 руб. 63 коп. на сумму недоимки возрастающим итогом. (л.д. 18- 20)
ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом в адрес Малаховой Л.В. направлено требование № об уплате пени в сумме 3861,40 рублей, в том числе по транспортному налогу в сумме 50 руб. 63 коп., по налогу на имущество 2258 руб. 63 коп. Срок исполнения требования установлен налоговым органом до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 10,11)
Сведений об уплате в полном объеме указанной пени, в материалы дела не представлено. Административным истцом предъявлены ко взысканию в настоящем иске сумма пени по транспортному налогу в размере 50 руб. 63 коп. и пени по налогу на имущество в сумме 1833 руб. 90 коп.
В связи с неисполнением требования об уплате налога в полном объеме административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 1 г. Катав-Ивановска и Катав-Ивановского района Челябинской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании пени по налогу на имущество в сумме 2258 руб. 63 коп., пени по транспортному налогу в сумме 50 руб. 63 коп. и пени по земельному налогу в сумме 1552 руб. 14 коп., который ранее были предъявлены в требовании № – ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции на заявлении о выдаче судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 1 г. Катав-Ивановска и Катав-Ивановского района Челябинской области был выдан судебный приказ № 2а-380/2020 о взыскании указанных сумм пени.
ДД.ММ.ГГГГ, вышеназванный судебный приказ был отменен в связи с поступлением возражений относительно его исполнения от должника.
В силу части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Так, при рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) судам необходимо проверять, не истекли ли установленные сроки для обращения налоговых органов в суд (сроки давности взыскания налогов и пени).
Согласно статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ).
Из материалов дела следует, что Малаховой Л.В. было направлено требование об уплате пени № от ДД.ММ.ГГГГ, сумма по которому превышала 3000 рублей, со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ.
Требование исполнено не было, в связи с чем налоговый орган обратился в суд с заявлением о вынесении судебного приказа.
Судебный приказ отменен ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, с заявлением о взыскании недоимки в порядке искового производства налоговый орган должен был обратиться не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
После отмены судебного приказа, налоговый орган обратился с настоящим административным исковым заявлением только ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного законом шестимесячного срока.
В силу п. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Вопрос о том, является ли причина пропуска срока уважительной, суд решает в каждом конкретном случае. При этом, в качестве уважительных причин пропуска срока могут расцениваться обстоятельства, которые делают своевременное обращение в суд невозможным или крайне затруднительным. Обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от заявителя, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок, возлагается на последнего.
Административным истцом заявлено ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, которое мотивировано тем, что налоговому органу были переданы полномочия по администрированию страховых взносов, и увеличение объема работы и количества должников.
Суд не может приведенные доводы административного истца, признать уважительными для восстановления срока обращения в суд с настоящим административным иском.
По смыслу закона внутренние организационные проблемы налогового органа не могут служить основанием для восстановления пропущенного срока.
В соответствии с частью 5 статьи 180, частью 2 статьи 286, частью 6 статьи 289, частью 1 статьи 290 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины и невозможность восстановить пропущенный срок является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, учитывая, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, а уважительные причины пропуска срока обращения в суд отсутствуют, суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представленное суду Малаховой Л.В. апелляционное определение, решения налогового органа и квитанции об уплате налогов, не могут являться доказательствами наличия иных оснований к отказу в удовлетворении исковых требований налогового органа, поскольку представленное ею апелляционное определение и решения налогового органа о принудительном взыскании содержат сведения о разрешении спора по уплате налога по другим налоговым требованиям. Квитанции об оплате не содержат сведений о периодах, за которые оплачивался налог, как и об объектах налогообложения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 286, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области к Малаховой Л.В. о взыскании пени по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 50 руб. 63 коп., пени по имущественному налогу физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1783 руб. 27 коп., отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Катав-Ивановский городской суд Челябинской области.
Председательствующий У.В. Субботина
Мотивированное решение изготовлено 24 августа 2021 года.