Дело № 2а-110/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Усть-Кан 05 марта 2018 года
Усть-Канский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи С.А. Шадеевой,
при секретаре Кармановой Б.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления ФНС России по Республике Алтай к Бияшеву Ю.В. о восстановлении пропущенного срока для взыскания задолженности, взыскании суммы недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и пени за просрочку,
установил:
Управление ФНС России по Республике Алтай обратилось в суд с административным иском к Бияшеву Ю.В. о восстановлении пропущенного срока для взыскания задолженности, взыскании страховой части трудовой пенсии в сумме пени 5036,08 рублей, в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме пени 493,92 рубля, итого 5530 рублей. Мотивируя свои требования тем, что ответчик выступал страхователем и был зарегистрирован в Управлении в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию. Исходя из фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование пропорционально количеству месяцев осуществления предпринимательской деятельности за расчетный период 2016 года задолженность должника по страховым взносам составила: на обязательное пенсионное страхование – в том числе на финансирование: - страховой части трудовой пенсии в сумме пени 5036,08 рублей, - в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме пени 493,92 рубля. Управлением за несвоевременную уплату страховых взносов ответчику в соответствии со ст. 25 Закона 212-ФЗ начислены пени.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Административный ответчик Бияшев Ю.В. не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежаще.
Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
В силу Федерального закона № 243-ФЗ от 03.07.2016 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», т.е. с 01.01.2017 года, вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются нормами гл. 34 Налогового кодекса РФ.
До 01.01.2017 года порядок уплаты и принудительного взыскания страховых взносов регламентировался нормами Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», согласно ч. 8 ст. 16 которого в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В силу положений ст. 25 указанного закона исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями – установленной денежной суммой, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств плательщика страховых взносов на счетах в банке, а также за счет иного имущества плательщика страховых взносов в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки по страховым взносам.
В соответствии со ст. 21 названного закона при неисполнения плательщиком страховых взносов – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи органом контроля за уплатой страховых взносов заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании подается в суд, если общая сумма страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 500 рублей, за исключением случая, когда в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, учитываемого органом контроля за уплатой страховых взносов при расчете общей суммы страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма страховых взносов, пеней и штрафов превысила 500 рублей, – тогда орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 500 рублей.
Нормой ч. 15 ст. 15 закона определено, что в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщик страховых взносов обязан до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно.
На основании положений ст. ст. 216, 227, 229 НК РФ в случае прекращения деятельности физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, до конца налогового периода (календарного года), налогоплательщики обязаны в пятнадцатидневный срок со дня прекращения деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.
Нормой ч. 2 ст. 22 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» определено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ч. 3 статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 закона требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
В судебном заседании установлено, что в период с 11.03.2013 года по 20.09.2013 года Бияшев Ю.В. осуществлял предпринимательскую деятельность, в связи с чем должен был уплачивать страховые взносы.
На момент прекращения Бияшевым Ю.В. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя действовали нормы ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в связи с чем выявление недоимки по страховым взносам, направление требования о ее уплате, а также ее взыскание должно было производиться в предусмотренном данным законом порядке.
Определением мирового судьи судебного участка Усть-Канского района от ******* в принятии заявления Управления ФНС России по Республике Алтай о вынесении судебного приказа о взыскании с Бияшева Ю.В. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и пени за просрочку их уплаты в обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и пени за просрочку их уплаты отказано.
Как указывает административный истец, по состоянию на ******* за Бияшевым Ю.В. числится задолженность по страховой части трудовой пенсии в сумме пени 5036,08 рублей, в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме пени 493,92 рубля, итого 5530 рублей.
Требованием налогового органа № Бияшеву Ю.В. указано на необходимость уплаты задолженности по страховым взносам в общей сумме 5530 рублей в срок до 01.04.2017 года.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства выявления у Бияшева Ю.В. недоимки по страховым взносам – соответствующая справка о выявлении недоимки (форма утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ № 957н от 07.12.2009 года «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов», а впоследующем – Приказом ФСС РФ № 2 от 11.01.2016 года «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов»), либо решение по результатам проведенной проверки, предусмотренные ч. ч. 2, 3 ст. 22 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в деле отсутствуют.
Сами по себе таблицы расчета пени по страховым взносам доказательством наличия недоимки не являются.
Кроме того, обязанность по уплате пеней производна от основного обязательства – они уплачиваются и взыскиваются вместе с основной недоимкой по страховым взносам, либо уже после полного исполнения лицом обязанности по уплате страховых взносов (ст. 25 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»). А потому пени по страховым взносам не могут заявляться ко взысканию сами по себе – без привязки к основному обязательству по уплате (взысканию) недоимки.
Таким образом, поскольку в деле отсутствуют доказательства существования и выявления недоимки по страховым взносам после прекращения Бияшеву Ю.В. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, отсутствуют доказательства уплаты им в добровольном или принудительном порядке такой недоимки, суд находит требования УФНС по РА необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Управление ФНС России по Республике Алтай обратилось с административным иском в суд 07.02.2018 года, в то время как последним днем его подачи, исходя из срока уплаты пени, определенной требованием № (01.04.2017 года), было 01.10.2017 года.
Причины пропуска срока истец в административном исковом заявлении не указал. Доказательств наличия объективных препятствий для обращения в суд с иском в установленный законом срок не представлено.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований УФНС России по Республике Алтай, поскольку истец пропустил срок обращения с заявлением о взыскании страховых взносов, уважительных причин пропуска срока при рассмотрении дела не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Управления ФНС России по Республике Алтай к Бияшеву Ю.В. о восстановлении пропущенного срока для взыскания задолженности, взыскании страховой части трудовой пенсии в сумме пени 5036,08 рублей, в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме пени 493,92 рубля, итого 5530 рублей, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Усть-Канский районный суд.
Судья С.А. Шадеева