дело № 2-130/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 марта 2018 года г.Комсомольск-на-Амуре
Комсомольский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Богатыревой Н.Ю.,
при секретаре судебного заседания Третьяковой Л.В.,
с участием представителя истца Родионовой Д.Е., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на 1 год с запретом на передоверие полномочий,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чистяковой Е. Н. к администрации Селихинского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края о признании права собственности в порядке наследования,
у с т а н о в и л:
Чистякова Е.Н. обратилась в Комсомольский районный суд с указанным иском, ссылаясь на то, что является дочерью ФИО5. 21 апреля 1982 года ФИО5, приобрёл у ФИО6 жилой дом и земельный участок, расположенные в <адрес>. Договор был зарегистрирован в Селихинском сельском совете народных депутатов. Со дня покупки и до момента смерти ФИО5 непрерывно владел данным домом и земельным участком. ДД.ММ.ГГГГ он умер. После его смерти открылось наследство в виде вышеуказанного имущества. Поскольку в договоре купли-продажи не указан адрес жилого дома и земельного участка, нотариус отказывает в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону. Однако истец считает существенные условия договора согласованными, поскольку в договоре в качестве места жительства продавца указан адрес спорного дома. Согласно законодательству, действующему во время совершения сделки, в собственности мог находиться только один дом. Переход права собственности подтверждается регистрацией договора. На основании распоряжения главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер дома № по <адрес> изменился на № Просит признать за Чистяковой Е.Н. право собственности в порядке наследования на индивидуальный жилой дом, расположенный в <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Родионова Д.Е. настаивала на удовлетворении исковых требований Чистяковой Е.Н. в полном объёме. Дала пояснения аналогичные изложенным в иске. Просила признать за Чистяковой Е.Н. право собственности в порядке наследования на индивидуальный жилой дом, расположенный в <адрес>.
Истец Чистякова Е.Н., в установленном законом порядке извещённая о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Об уважительности причин своей неявки суду не сообщила, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала.
Представитель ответчика - представитель администрации Селихинского сельского поселения в судебное заседание не явился. В заявлении, адресованном суду, просил рассмотреть дело без его участия.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В своём заявлении представитель ответчика не возражал относительно заявленного иска.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу положений п. 2 Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" признаны утратившими силу с 1 января 1995 года: преамбула,раздел I "Общие положения", раздел II "Право собственности" и подраздел I "Общие положения об обязательствах" раздела III "Обязательственное право" Гражданского кодекса РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 11 июня 1964 года "Об утверждении Гражданского кодекса РСФСР".
Согласно п. 5 Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" часть первая Кодекса применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения ее в действие. По гражданским правоотношениям, возникшим до введения ее в действие, часть первая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
В соответствии с положениями ст.106 Гражданского кодекса РСФСР, утверждённого ВС РСФСР 11 июня 1964 года, утратившим силу в настоящее время, в личной собственности гражданина может находиться один жилой дом (или часть одного дома). Предельный размер жилого дома или его части (частей), принадлежащего гражданину на праве личной собственности, не должен превышать шестидесяти квадратных метров жилой площади.
На основании ст.135 Гражданского кодекса РСФСР право собственности у приобретателя имущества по договору (а у государственных организаций - право оперативного управления имуществом) возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Если договор об отчуждении вещи подлежит регистрации, право собственности возникает в момент регистрации.
Статьями 237-239 Гражданского кодекса РСФСР предусмотрено, что по договору купли-продажи продавец обязуется передать имущество в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять имущество и уплатить за него определенную денежную сумму.
Жилой дом (или часть его), находящийся в личной собственности гражданина или у совместно проживающих супругов и их несовершеннолетних детей, может быть предметом купли-продажи с соблюдением правил статьи 106 настоящего Кодекса, а также при условии, чтобы собственником не продавалось более одного дома (или части одного дома) в течение трех лет, кроме случая продажи, предусмотренного статьей 107 настоящего Кодекса.
Договор купли-продажи жилого дома (части дома), находящегося в сельском населённом пункте, должен быть совершён в письменной форме и зарегистрирован в исполнительном комитете сельского Совета депутатов трудящихся.
Правила настоящей статьи применяются также к договорам купли-продажи дач. Несоблюдение правил настоящей статьи влечет недействительность договора.
Из имеющегося в материалах дела договора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО6 (продавец), проживающий в <адрес>, продал, а ФИО5 (покупатель) купил дом размерами 8<данные изъяты>, земельный участок площадью <данные изъяты>, на земельном участке расположен сарай. Договор составлен в 2-х экземплярах, подписан сторонами и удостоверен секретарём исполкома Совета народных депутатов Комсомольского района Хабаровского края, зарегистрирован в реестре.
Факт совершения сделки купли-продажи указанного дома также подтверждается паспортом домовладения.
По данным домовой книги для прописки граждан, проживающих в <адрес> в <адрес> ФИО5 указан как последний владелец дома.
Таким образом, при заключении сделки купли-продажи в 1982 году были соблюдены все существенные условия в соответствии с действующим на тот момент Гражданским кодексом РСФСР, и предметом договора является именно <адрес> в <адрес> в связи с чем собственником указанного дома являлся ФИО5.
Распоряжением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № номер <адрес> в <адрес> изменился на №, что подтверждается справкой из администрации Селихинского сельского поселения.
Согласно свидетельству о рождении ФИО5 является отцом Чистяковой Е.Н..
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умер, что подтверждается свидетельством о смерти.
Справкой нотариуса ФИО7 подтверждается, что истец является единственным наследником, обратившимся к нотариусу.
Из материалов наследственного дела №, начатого ДД.ММ.ГГГГ следует, что наследниками к имуществу ФИО5 являются его дети - Чистякова Е.Н. и ФИО8.
Руденко Н.Н. отказалась о своей доли на наследство в пользу Чистяковой Е.Н., что подтверждается заявлением.
Чистякова Е.Н. приняла наследство после смерти отца в виде мотолодки, автомобиля и единовременной денежной выплаты, что подтверждается свидетельствами о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ.
По данным КГУП «Хабкрайкадастр» право собственности на жилой дом, расположенный в <адрес> не зарегистрировано. Также учреждение не располагает сведениями о зарегистрированных правах на земельные участки, что подтверждается справками от 5 февраля 2018 года и 28 февраля 2018 года.
В ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах в отношении объекта недвижимости, расположенного в <адрес>, что подтверждается выписками.
В силу положений ч.1 ст.1114 ГК РФ временем открытия наследства является момент смерти гражданина.
В соответствии с ч.1 ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно ч.2 ст.1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чём бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Таким образом, Чистякова Е.Н., приняв наследство, оставшееся после смерти ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в виде <данные изъяты>, приняла и наследство в виде жилого дома.
Пунктами 8, 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» предусмотрено, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и её момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
При таких обстоятельствах, исковые требования Чистяковой Е.Н. обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Чистяковой Е. Н. к администрации Селихинского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края о признании права собственности в порядке наследования удовлетворить.
Признать право собственности Чистяковой Е. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на жилой дом, расположенный в <адрес>, кадастровый №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.Ю. Богатырева