Решение по делу № 33-9717/2024 от 12.09.2024

УИД 54RS0010-01-2024-000944-74

Судья: Топчилова Н.Н.                        Дело № 2-2399/2024

Докладчик: Хабарова Т.А.                         № 33-9717/2023

                А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

                Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

            Председательствующего    Белик Н.В.,

        судей     Хабаровой Т.А., Рыбаковой Т.Г.,

        с участием прокурора        Федосеева С.С.,

                при секретаре    Миловановой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 08 октября 2024 г. дело по апелляционной жалобе истца ФИО на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ по делу по исковому заявлению ФИО, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО, ФИО, к Министерству труда и социального развития <адрес> о взыскании единовременной выплаты, которым постановлено:

«Иск ФИО (ИНН 540445628494), действующей в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних ФИО (паспорт ), ФИО, к Министерству труда и социального развития Новосибирской области (ИНН 5406979072) о взыскании единовременной выплаты оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Хабаровой Т.А., объяснения истца ФИО, ФИО ответчика Министерства труда и социального развития Новосибирской области – ФИО, ФИО третьего лица Правительства РФ – ФИО, заключение прокурора, судебная коллегия

                    У С Т А Н О В И Л А :

ФИО обратилась в суд с иском в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей, и просила, в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса РФ, взыскать с Министерства труда и социального развития Новосибирской области единовременную материальную помощь в сумме 3000 0000 рублей.

В обоснование требований указано, что она является супругой ФИО, а ФИО, ФИО - детьми ФИО и ФИО ДД.ММ.ГГГГ ФИО погиб в ходе специальной военной операции, награжден орденом «Мужества». ФИО участвовал в СВО на основании контракта, заключенного с ЧВК «Вагнер», а следовательно, является лицом, выполнявшим задачи по обороне Российской Федерации в организации, содействующей выполнению задач, стоящих перед ВС РФ. Истец обратилась к ответчику с заявлением об осуществлении единовременной выплаты, в удовлетворении которого было отказано. Полагая данный отказ незаконным, ФИО обратилась в суд с иском.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласен истец ФИО, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что судом первой инстанции необоснованно отклонены ходатайства истца о привлечении свидетелей из группы Вагнер, о привлечении свидетелей из администрации Полномочного Представителя Президента РФ в СФО, о привлечении администрации полномочного представителя Президента в СФО, как органа способного дать заключение о статусе группы Вагнер и бойцах группы Вагнер при штурме Артемовска в августе 2022 г., никаких самостоятельных запросов в адрес Управления делами Президента РФ, Правительства РФ, Национального центра управления обороны МО РФ не было направлено для установления истины, какие задачи исполняли, и в каком правовом статусе бойцы группы Вагнер при штурме Артемовска в августе 2022 г.

Истец считает, что в полном объеме доказано участие ее супруга в боях при штурме за Артемовск в августе 2022 г. в качестве бойца-добровольца группы Вагнер.

Как указывает истец, факт участия погибшего мужа - ФИО не оспаривается сторонами и был признан Министерством труда и социального развития, как факт содействия в выполнении задач, стоящих перед ВС РФ в рамках СВО ДНР, ЛНР о чем свидетельствуют ответы заместителя губернатора Новосибирской области ФИО Однако они отказывались признавать, что он принимал участие и содействовал как доброволец или как военнослужащий контрактной службы. Также, ответчик не предоставил свою оценку, в каком правовом статусе ФИО принимал участие на СВО ДНР, ЛНР, в заседании ДД.ММ.ГГГГ высказав мысль, что Министерство Труда и Социального Развития Новосибирской области не имеет полномочий устанавливать статус граждан РФ, бойцов СВО, они занимаются оказанием мер социальной помощи и таким бездействием или умышленным действием селективно, лишая часть граждан РФ, их семьи мер материальной помощи государства при оказании такой помощи аналогичным категориям граждан РФ.

Истец считает, что судом, в нарушение норм материального и процессуального права неоднократно применялась формулировка частной военной компании Вагнер, что нарушает Федеральный закон от 31.05.1996 №61-Ф3 «Об обороне» ст.1 п.9. «Создание формирований, имеющих военную организацию или вооружение, военную технику либо в которых предусмотрено прохождение военной службы не предусмотренных ФЗ запрещаются и преследуются по закону».

Истец считает, что суд необоснованно и незаконно отказал в иске, так как погибший ФИО добровольно осуществлял задачи в интересах Российской Федерации в зоне проведения СВО, в связи с чем, подпадает под понятие добровольца, определенное в ст.1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3.

Истец ссылается на то, что действующий Закон от 31.05.1996 №61-Ф3 не содержит условий, которые бы ставили право на выплату в зависимость от наличия контракта только с Министерством обороны Российской Федерации, при этом, имеется указание на добровольное выполнение гражданином задач в ходе проведения специальной военной операции.

Истец не согласна с выводом суда о том, что ФИО служил в ЧВК, поскольку он находится в составе военного добровольческого формирования группы «Вагнер», находился в оперативном подчинении Главного Управления Генерального Штаба РФ и выполняли служебные обязанности военной службы по защите интересов РФ. Аналогичное ведомство Министерство семьи, труда и социальной защиты населения республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в своем ответе на аналогичный запрос сообщает, что необходимо принести справку о гибели от военного комиссариата в составе добровольческих отрядов, т.е. они на запрос граждан о погибших бойцах группы Вагнер самостоятельно их отнесли к категории бойцов в составе добровольческих отрядов. При этом аналогичное ведомство Новосибирской области и суд первой инстанции г.Новосибирска отказываются признавать данный факт, не делая выводов, не собирая сведения и доказательства и оставляя без указания в каком юридическом статусе граждане РФ прибывали на СВО ДНР, ЛНР в составе группы Вагнер при штурме Артемовска в августе 2022 г. Следовательно, суд не истребовал доказательства, отказал в ряде ходатайств, ограничил права истца, как и ограничил время проведения всестороннего и объективного процесса рассмотрения данного дела, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела.

По мнению истца, суд посчитал справку от Лиги защиты ветеранов недостаточным доказательством для установления указанных обстоятельств, в нарушение ст. 12 ГПК РФ, ст.57 ГПК РФ.

Также истец ссылается на то, что суд не предложил истцу представить иные доступные ему доказательства и не оказал никакого содействия в получении доступов к подтверждающим фактам о том, в каком правовом статусе бойцы группы Вагнер штурмовали Артемовск в августе 2022 г. Выявление и сбор доказательств по делу является не только обязанностью лиц, участвующих в деле, но и суда, в обязанности которого входит установление доказательств, которые могут подтвердить или опровергнуть факты, входящие в процесс доказывания. Если не достаточно доказательной базы суд должен сам истребовать документы и иные сведения, которые лицо не может получить в виду ограниченного доступа к данным документам.

Кроме того, истец не согласен с выводом суда о том, что ею были получены выплаты в связи со смертью супруга.

Представителем Министерства труда и социального развития Новосибирской области и представителем Правительства Новосибирской области представлены возражения, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

            Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

            Исходя из этой статьи, военная служба - особый вид федеральной государственной службы.

            Согласно ч.8 ст.3 Федерального закона от 07.11.2011г. №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), гибели (смерти) гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации (далее - добровольческие формирования), наступившей при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, до истечения одного года со дня прекращения контракта о пребывании в добровольческом формировании, членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, или гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 руб. (часть 8 в ред. Федерального закона от 04.11.2022г. №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

            Согласно части 11 указанного Федерального закона членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, или инвалида вследствие военной травмы, гражданина, ставшего инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются: родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, или инвалида вследствие военной травмы, гражданина, ставшего инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами (пункт в ред. Федерального закона от 04 ноября 2022 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

            Положения Федерального закона от 07.11.2011г. №306-ФЗ устанавливают денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы (статья 1 закона).

            Указом Президента РФ от 05.03.2022г. №98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» установлено, что в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 000 000 руб. в равных долях (подпункт «а» в редакции Указа Президента РФ от 06.06.2022 г. №355 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации»).

            Постановлением Правительства Новосибирской области от 20.06.2023 № 270-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 13 апреля 2022 № 157-п» внесены изменения в ранее действующую редакцию Постановления № 157-П, согласно которым, внесенные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 24.02.2022 года.

            Согласно пп.1 п.1 указанного Постановления, Новосибирская область принимает на себя обязательства по осуществлению единовременной материальной помощи членам семей военнослужащих, лиц, заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии РФ (далее - Росгвардия) и имевших специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, погибших (умерших, признанных в установленном порядке безвестно отсутствующими или объявленных умершими) в результате участия в специальной военной операции, проводимой на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области (далее - специальная военная операция), военнослужащих органов федеральной службы безопасности, непосредственно выполнявших задачи по охране государственной границы Российской Федерации на участках, примыкающих к районам проведения специальной военной операции, погибших (умерших, признанных в установленном порядке безвестно отсутствующими или объявленных умершими) (далее - погибшие (умершие) военнослужащие, единовременная материальная помощь членам семей погибших (умерших) военнослужащих), являвшихся гражданами Российской Федерации и на дату гибели (смерти) постоянно проживавших на территории Новосибирской области, либо зарегистрированных на территории Новосибирской области и проходивших службу в воинских частях, территориальных органах Росгвардии, расположенных на территории Новосибирской области, органах федеральной службы безопасности, либо если погребение (кремация с последующим захоронением урны с прахом) (далее - погребение) погибшего (умершего) военнослужащего произведены на территории Новосибирской области, в размере 3 000 000 рублей.

            На основании п.4 этого же Постановления, членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющими право на получение единовременной материальной помощи, являются следующие граждане Российской Федерации (состав членов семьи и их гражданство определяются на день гибели (смерти) погибшего (умершего) военнослужащего):

            1) супруга (супруг), состоящая (состоящий) в зарегистрированном браке по состоянию на день гибели (смерти) погибшего (умершего) военнослужащего;

            2) родители (усыновители) погибшего (умершего) военнослужащего;

            3) дети погибшего (умершего) военнослужащего, не достигшие возраста 18 лет, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

            Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО и ФИО являются родителями ФИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.10, 11).

            ДД.ММ.ГГГГ между ФИО и ФИО заключен брак, что подтверждается соответствующим свидетельством о браке (л.д.7).

            ДД.ММ.ГГГГ ФИО умер в Донецкой Народной Республике (городе Артемовске), что подтверждается свидетельством о смерти от 15.11.2022г. (л.д. 8).

            Согласно справке о смерти, причиной смерти послужило огнестрельное взрывное осколочное ранение головы и туловища (л.д.9).

            Из справки межрегиональной общественной организации «Лига защиты интересов ветеранов локальных войн и военных конфликтов» следует, что ФИО с 18 по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в качестве добровольца – бойца ЧВК «Вагнер» в специальной военной операции, защищал интересы Российской Федерации на территории ЛНР и ДНР (л.д.14).

            ДД.ММ.ГГГГ ФИО обратилась в Министерство труда и социального развития Новосибирской области с заявлениями об оказании единовременной материальной помощи в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 13.04.2022г. № 157-п «Об оказании единовременной помощи участникам специальной военной операции, проводимой на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, и членам их семей и установлении дополнительных единовременных выплат гражданам, направленным (командированным) на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, и членам их семей».

            Ответом от 27.12.2022г. истцу было отказано в выплате материальной помощи, поскольку погибший ФИО участвовал в СВО в составе частной военной компании, право на получение единовременной материальной помощи у истцов не возникло.

            Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь Постановлением Правительства Новосибирской области от 20.06.2023 № 270-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 13 апреля 2022 № 157-п», Федеральным законом от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», исходил из того, что «ЧВК Вагнер» не входит в состав Вооруженных Сил РФ и не является добровольческим формированием Минобороны Российской Федерации, добровольцы, заключившие контракт с «ЧВК Вагнер», военнослужащими не являются, соответственно предусмотренные постановлением Правительства Новосибирской области от 13.04. 2022г. -п выплаты им не полагаются.

            Доводы апелляционной жалобы истца о несогласии с выводом суда о том, что ФИО служил в ЧВК, поскольку он находится в составе военного добровольческого формирования группы «Вагнер», отклоняются судебной коллегией, поскольку в постановлении Правительства Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ -п, к категории лиц, заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные силы Российской Федерации, отнесены граждане, пребывающие в добровольческих формированиях, созданных Министерством обороны РФ (Федеральной службой войск национальной гвардии РФ) по решению Президента РФ в соответствии с требованиями ст. 22.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №61-ФЗ «Об обороне». Группа «Вагнер» не является добровольческим формированием, созданным Министерством обороны РФ.

            В соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ «Об обороне», по решению Президента Российской Федерации Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации) могут создаваться добровольческие формирования.

            В состав добровольческих формирований входят граждане Российской Федерации, добровольно поступившие в добровольческие формирования, а также военнослужащие. Поступление гражданина в указанные формирования осуществляется путем заключения контракта о пребывании в добровольческом формировании.

            Граждане Российской Федерации, пребывающие в добровольческих формированиях, имеют статус (совокупность прав, обязанностей и ответственности), устанавливаемый федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

            Как следует из нормативных правовых актов, принятых во исполнение статьи 22.1 Федерального закона №61-ФЗ «Об обороне» (в частности, приказы Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2023 г. №67, от 15 февраля 2023 г. №68), мероприятия по формированию добровольческих формирований осуществляется воинской частью; приказом командира данной воинской части граждане зачисляются в добровольческое формирование; ведение хозяйственной деятельности в добровольческом формировании организуется командиром воинской части; осуществляется их материально-техническое и бытовое обеспечение.

            Таким образом, у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку погибший супруг истца не состоял в добровольческом формировании, созданным Министерством обороны РФ.

            Вопреки доводам жалобы о том, что действующий Закон от 31.05.1996 №61-Ф3 не содержит условий, которые бы ставили право на выплату в зависимость от наличия контракта только с Министерством обороны Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 установлен исчерпывающих перечень лиц, члены семей которых имеют право на получение единовременной материальной помощи в размере 3 000 000 рублей, оказываемой за счет средств бюджета Новосибирской области: военнослужащие, лица, заключившие контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (войска национальной гвардии Российской Федерации), лица, проходившие службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имевшие специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащие органов федеральной службы безопасности.

            В судебном заседании апелляционной инстанции истица подтвердила отсутствие контракта с Вооруженными Силами Российской Федерации у ФИО, обдуманно начавшего участие в СВО бойцом Вагнера, а также подтвердила получение 5000000 руб. от компании Вагнер.

            Судебная коллегия, соглашаясь с принятым по настоящему делу решением, полагает доводы апелляционной жалобы истца в части недопустимости и недостоверности положенных в основу принятого судом решения доказательств, предоставленных ответчиком, несостоятельными.

            Согласно ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. В связи с чем, суд первой инстанции исследовал только доказательства, относящиеся к предмету спора, отклоняя неотносимые ходатайства истицы, и полагая также отсутствующей необходимость направления запросов, перечисленных апеллянтом.

            При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (ч.1 ст. 196 ГПК РФ).

            Оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, т.е. относимость, допустимость, достоверность, достаточность и взаимную связь доказательств, суд отразил результаты своей оценки в решении. При этом выводы суда носят исчерпывающий характер и вытекают из установленных фактов.

            В целом доводы апелляционной жалобы выражают иную оценку собранных по делу доказательств и субъективное отношение к правильности разрешения спора, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, о нарушении либо неправильном применении норм материального права или норм процессуального права.

            С учетом изложенного, решение суда отмене или изменению по доводам апелляционной жалобе не подлежит.

                На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

                О П Р Е Д Е Л И Л А :

            Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения.

            Апелляционную жалобу истца ФИО – без удовлетворения.

            Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

            Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

            Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

            Председательствующий

                Судьи

33-9717/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Пинчук Светлана Валентиновна
Информация скрыта
Прокуратура Новосибирской области
Ответчики
Министерство труда и социального развития Новосибирской области
Другие
Правительство Новосибирской области
Национальный центр управления обороны Минитерства обороны Российской Федерации
Управление делами Президента Российской Федерации
Правительство Российской Федерации
Информация скрыта
Старунова Татьяна Алексеевна
Старунов Сергей Андреевич
Национальный центр управления обороны Министерства обороны Российской Федерации
Суд
Новосибирский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
17.09.2024Передача дела судье
08.10.2024Судебное заседание
24.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.10.2024Передано в экспедицию
08.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее