Дело № 2-364/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2014 года <адрес> края
Бикинский городской суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Ивановой С.С.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению <данные изъяты> об оспаривании предписания <данные изъяты> инспектора <адрес> по пожарному надзору; заинтересованные лица: <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
<данные изъяты> обратилась в суд с заявлением об оспаривании предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ., внесенного <данные изъяты> инспектором <адрес> по пожарному надзору ФИО1, ссылаясь на то, что обязанность по созданию подразделения пожарной охраны и пожарного депо в <адрес> не отнесена к компетенции органа местного самоуправления.
Определением судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле заинтересованными лицами привлечены: <данные изъяты>.
В судебном заседании представитель <данные изъяты> ФИО3, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., поддержала доводы заявителя, в обоснование которых пояснила следующее. В результате внеплановой проверки административной территории <адрес> <данные изъяты> инспектором <адрес> по пожарному надзору ФИО1 выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выразившиеся в отсутствии в <адрес> подразделения пожарной охраны, в связи с чем, выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ., подлежащее обязательному исполнению до ДД.ММ.ГГГГ. По данному предписанию <данные изъяты> и <данные изъяты> обязаны создать на территории <адрес> подразделение пожарной охраны (пожарное депо, оперативное подразделение пожарной охраны). Указанное в предписании требование <данные изъяты> инспектора полагает незаконным по причине того, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления относится не создание подразделений пожарной охраны и пожарного депо, а организация первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктах <данные изъяты>, создание условий для формирования подразделений пожарной охраны и их материальной поддержки. <данные изъяты> работа с населением по вопросу создания подразделений добровольной пожарной дружины проведена, добровольные пожарные дружины созданы. С противопожарной службой <адрес> согласован и утвержден план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории <данные изъяты>. С учетом расстояния до населенного пункта установлено время прибытия подразделения пожарной охраны к месту вызова, которое не превышает <данные изъяты>. По указанным основаниям просила признать незаконным предписание <данные изъяты> инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности за № от ДД.ММ.ГГГГ. с возложением на <данные изъяты> и <данные изъяты> обязанности по созданию в <адрес> подразделения пожарной охраны (пожарного депо, оперативного подразделения пожарной охраны).
<данные изъяты> инспектор <адрес> по пожарному надзору ФИО1, <данные изъяты> ФИО4, представители Отделения надзорной деятельности по <адрес> и <данные изъяты> не явились. О месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке и надлежащим образом, что подтверждается расписками, телефонограммами. При таких обстоятельствах, суд в силу ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Ранее в судебном заседании <данные изъяты> инспектор <адрес> по пожарному надзору ФИО1 утверждал о законности предписания, <данные изъяты> ФИО4 с мнением <данные изъяты> инспектора по пожарному надзору не согласилась.
Выслушав объяснения представителя заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 76 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», устанавливающей требования пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах: дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях – 20 минут; подразделения пожарной охраны населенных пунктов должны размещаться в зданиях пожарных депо; порядок и методика определения мест дислокации подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
Судом установлено, что на основании распоряжения <данные изъяты> ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ., в отношении <данные изъяты> проведена внеплановая, выездная проверка, с целью проверки выполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ., срок исполнения которого истекает ДД.ММ.ГГГГ. Срок проведения проверки установлен с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведения данной проверки, <данные изъяты> инспектором <адрес> по пожарному надзору ФИО1 выявлен факт невыполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ., о чем составлен акт проверки №.
По результатам проверки, <данные изъяты> инспектором <адрес> по пожарному надзору ФИО1 в отношении <данные изъяты> и <данные изъяты> ФИО4 вынесено предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности № ДД.ММ.ГГГГ., в котором указано что в нарушение ч. 1-3 ст. 76 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в <адрес> отсутствует подразделение пожарной охраны (пожарное депо, оперативное подразделение пожарной охраны). Срок исполнения предписания и устранения выявленного нарушения установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, на основании каких данных государственный инспектор при вынесении указанного предписания пришел к выводу о несоответствии Техническому регламенту времени прибытия подразделения пожарной охраны в населенный пункт, представленные суду материалы проверки не содержат.
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается не на заявителя, а на органы и должностных лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Формулировка понятий оперативного подразделения пожарной охраны и пожарного депо содержится в Приказе МЧС РФ от 25.03.2009г. № 181 «Об утверждении свода правил «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», в соответствии с которым оперативным подразделением пожарной охраны является подразделение, созданное для тушения пожаров и проведения связанных с ним аварийно-спасательных работ, размещаемое в здании пожарного депо; пожарное депо – специальное здания (сооружение), где размещаются личный состав и пожарная техника оперативного подразделения пожарной охраны.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994г. № «О пожарной безопасности», в <данные изъяты> противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба, структурно входящая в <данные изъяты> по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и противопожарная служба субъектов РФ, создаваемая органами государственной власти субъектов РФ.
Как следует из положений ст.ст. 16, 18 названного Федерального закона, осуществление тушения пожаров в населенных пунктах относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности и является расходным обязательством РФ. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области пожарной безопасности относятся: нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции; организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности; создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащиеся за счет средств бюджетов субъектов РФ; утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств субъектов РФ, и эти меры являются расходным обязательством субъектов РФ.
К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета РФ, в силу пп. 31 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», относится организация тушения пожаров силами <данные изъяты> противопожарной службы. Подпунктом «п» п. 2 ст. 26.11 указанного Федерального закона определено, что для осуществления этих полномочий в собственности субъекта РФ могут находиться пожарные объекты (здание, сооружение, строение, технологическая установка, склады для хранения материальных ценностей под открытым небом, в которых возможно возникновение пожара), а также пожарное оборудование и снаряжение, необходимые для тушения пожаров.
При этом Федеральным законом не предусмотрена возможность нахождения в собственности субъекта РФ пожарного депо, то есть специализированного здания (сооружения), в котором размещаются личный состав и пожарная техника оперативного подразделения пожарной охраны.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994г. № «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений <данные изъяты> противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений <данные изъяты> противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, взаимоотношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, то есть общественные отношения, возникающие в связи с реализацией физическими и юридическими лицами – общественными объединениями, права на объединение для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений пожарной охраны, определены и урегулированы Федеральным законом от 06.05.2011г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».
Следовательно, органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение прав и законных интересов добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны, предусматривают систему мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных и оказывают поддержку при осуществлении ими своей деятельности в соответствии с законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.
Согласно <данные изъяты>, <данные изъяты> входит в состав территории <адрес>. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов <данные изъяты> отнесено к вопросам местного значения, что закреплено в <данные изъяты>.
<данные изъяты>
Постановлением <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории <данные изъяты>; определено, что прием и регистрация сообщений на территории <данные изъяты> осуществляет центр управления силами <данные изъяты> отряда государственной противопожарной службы МЧС России <адрес> по охране <адрес> через пункт пожарной части <данные изъяты>; на руководителей предприятий и учреждений <данные изъяты> возложена обязанность разработать порядок организации тушений пожаров на своих объектах с отражением действий работников по возможному тушению пожара до прибытия пожарной охраны.
На основании распоряжения <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ., на территории <адрес> создана добровольная пожарная дружина из <данные изъяты> человек, на территории <адрес> – из <данные изъяты> человек; утверждены реестр добровольной пожарной дружины с распределением обязанностей членов добровольной пожарной дружины и график несения службы.
Порядок выезда пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории <данные изъяты> согласован с <данные изъяты>, расстояние до <адрес> составляет <данные изъяты>, время прибытия подразделения пожарной охраны до <данные изъяты> установлено в <данные изъяты>, что соответствует ч. 1 ст. 76 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Учитывая установленные по делу конкретные обстоятельства и приведенные нормы законодательства, суд принимает доводы заявителя о том, что создание подразделения пожарной охраны и пожарного депо не отнесены к вопросам местного значения <данные изъяты>, поэтому у <данные изъяты> инспектора по пожарному надзору не было законных оснований для внесения <данные изъяты> и <данные изъяты> предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ. по созданию в <адрес> подразделения пожарной охраны (пожарного депо, оперативного подразделения пожарной охраны).
Не соответствующее закону предписание не влечет правовых последствий и не подлежит исполнению лицами, в отношении которых оно внесено.
При этом, факт обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов <адрес>, создание условий для привлечения граждан к работам по предупреждению и тушению пожаров на добровольной основе, то есть совершение действий, отнесенных законом к вопросам местного значения, а также создание добровольной пожарной дружины подтверждаются материалами дела и не опровергнуты заинтересованными лицами.
При изложенных обстоятельствах, требования заявителя являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 257 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление <данные изъяты> о признании незаконным предписание <данные изъяты> инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ – удовлетворить.
Признать незаконными предписание <данные изъяты> инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ. о возложении на <данные изъяты> и <данные изъяты> обязанности по созданию в <адрес> подразделения пожарной охраны (пожарного депо, оперативного подразделения пожарной охраны).
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Бикинский городской суд <адрес>.
Судья С.С. Иванова